Cruiser Tank Mk.VIA А15 Mk II Crusader
Cruiser Tank Mk.VIA А15 Mk II Crusader
Британия
Средний
крейсерский танк
19,27 т |
|
вооружение |
40-мм орудие 1/2 пулемет(а) |
экипаж |
5/4 чел. |
мощность силовой установки |
340 л.с. |
выпускался |
1941-1942гг., Nuffield Mechanization & Aero, «Вестс
Гас Импрувмент», «Фоден Тракс» 1712 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1938-1943гг.
С 1941г. в серию пошла новая модификация среднего крейсера А15 (Рис.1),
известная как A15 Crusader Mk.II Cruiser Tank
Mk VIA или Cruiser Tank Mk.VIA, Crusader Mk.II.
Рис.1 - Cruiser Tank Mk.VI А15 Mk I Crusader.
Новая модификация отличалась массивной орудийной маской. Пишут, что бронирование машины усилилось в целом: «Общая толщина лобовых листов корпуса была доведена на 57 мм, толщину башни увеличили на 6 мм, бортов и крыши корпуса – на 4 и 3 мм соответственно». Или: «толщина лобовой брони корпуса выросла на 6 мм, лоб башни стал толще на 10 мм. Толщина бортов и крыши увеличилась на 3–4 мм». По другим данным, максимальная толщина брони этой модификации составляла 49 мм. Имели место и другие более мелкие изменения. Изменили конструкцию смотровой щели для водителя (теперь она выполнялась заподлицо), воздушные фильтры перенесли на надгусеничные полки. Часть танков получила модифицированное 2-фунтовое орудие Mk.X. Приборы прицеливания, в зависимости от серии, могли включать телескопический прицел No.30 Mark I, No.30 Mark.IA или No.33.
Пулеметная башенка рядом с водителем на данной модификации сохранилась.
Согласно некоторым источникам, запас хода Crusader II составил 321 км по шоссе и 234 км по проселочной дороге. (Рис.2)
Рис.2 - Crusader II. Танки имеют массивную орудийную маску.
Вариант Crusader II, начиная со второй серии танков, производился сначала параллельно с
Crusader I (во второй и третьей серии) и затем, до лета 1942г. В феврале 1942г.
вал их производства составил 130 шт. в месяц, а с весны того года 170-200
машин. Возможно, помимо заводов Nuffield Mechanization их выпуск осуществлялся на
площадках «Вестс Гас Импрувмент» и «Фоден
Тракс». В серии T15646 – T15745 7 машин Crusader Mk.II;
в серии T16558 – T16657 10 шт.; 100 шт. в серии T43652 – T43751; в серии T43752
– T45213 1459 шт. Crusader Mk.II (T44680 и T44870 – не использовались); в серии
T46162 – T46211 50 шт. Crusader Mk.II; в серии T46212 – T46261 50 шт. Crusader
Mk.II; в серии T123633 – T126269 145 машин Crusader Mk.II. Итого: 1822 шт.
Вероятно, в это число вошло некоторое количество танков в варианте CS c 76-мм гаубицей. (Рис.3)
Рис.3 – Производство
танков Crusader.
К 1942г. пулеметная башенка смотрелась анахронизмом, к тому у нее была масса недостатков. Помимо тесноты и плохой вентиляции, при некоторых ракурсах поворота главной башни пулемётчик оказывался отрезанным от остального экипажа подбашенной корзиной. При том же ракурсе главная башня блокировала люк башенки, и она становилась ловушкой. Некоторые экипажи просто оставляли пулемётчика в расположении части, фиксировали башенку и проводили гашетку пулемёта к водителю. Такой вариант, конечно, не позволял наводить пулемёт на цель, но в сводках отмечалось, что от пулемёта вообще мало пользы. В феврале 1942 года от башенки решили избавиться официально, 16 марта была опубликована инструкция с указаниями заменить её съёмной крышкой толщиной 9 мм. Экипаж машины при этом сокращался до 4-х чел. Освободившееся пространство советовали использовать для размещения канистр с питьевой водой и личных вещей экипажа. Для защиты левого борта рубки водителя на танках без башенки предлагалось приварить экран под углом или использовать запасные траки. Переделка возлагалась на полевые мастерские. В той же инструкции указывалось, что на машины новой постройки башенки теперь не ставятся. (Рис.4)
Рис.4 - A15 Crusader Mk.II Cruiser tank Mk VIA.
Точное количество таким образом переделанных машин не указывается, но, возможно, что это явление носило массовый характер. Правда, в действующей армии башенки снимали далеко не всегда, и даже машины, проходившие ремонт, могли остаться с башенкой.
Поступление танков Crusader в действующую армию началось весной 1941 года. Набрать количество танков, необходимых для полной комплектации танкового полка, удалось только в мае – тогда же был получен приказ У.Черчилля об их срочной отправке в Северную Африку. Первым соединением, пересевшим на Crusader стал 6-й танковый полк (6 RTR) 7-й бригады 7-й танковой дивизии, где по состоянию на 14-е июня 1941 года числилось 52 танка этого типа.
Новые машины предполагалось использовать как тяжелые разведчики, но положение на фронте складывалась таким образом, что Crusader стали основными танками сил Британского Содружества. Резервы сосредотачивались для проведения операции Battleaxe («Алебарда», июнь 1941 года), задачей которой являлось деблокирование осажденного гарнизона Тобрука.
Далеко не все прибывшие Crusader находились в боеспособном состоянии. Часть танков получила повреждения при перевозке морем по причине некондиционной герметизации. Морская вода протекала внутрь корпуса вызывая коррозию. Кроме того, обнаружилось, что Crusader транспортировались без воды в системе охлаждения и при первом же запуске двигателя в жарком африканском климате он быстро выходил из строя. Все выявленные дефекты и неисправности устранялись в мастерских Александрии, но ввести в строй все 52 танка к началу операции не удалось.
Первый крупный бой с участием новых крейсерских танков состоялся 16-го июня 1941 года близ горы Хафид. Ранним утром части 2 RTR встретили ожесточенное сопротивление немецких войск на высоте 208 и вынуждены были остановить своё продвижение. Тем не менее, потеряв около десятка танков британцам удалось вскрыть позиции 15-й немецкой танковой дивизии, оснащенной в основном легкими танками Pz.II и средними Pz.III, при небольшом количестве Pz.IV с короткоствольными 75-мм орудиями. Выдвинутые вперед Crusader из 6 RTR должны были пробить оборону противника. Немцы замаскировали и закопали в песок собственные танки, которые при поддержке 37-мм ПТО и 88-мм зениток начали расстреливать британские машины как на полигоне. К исходу дня безвозвратные потери 6 RTR составили 13 танков и ещё 18 были подбиты. Большинство из них эвакуировать не удалось. Не ожидав такого поворота событий, британцы остановились, не выполнив поставленных задач. Утром 17-го июня немцы контратаковали. Удар был настолько внезапным, что войскам Британского содружества, опасавшиеся полного окружения, пришлось бросить часть своей техники.
Бронетанковые соединения в ходе операции Battleaxe понесли большие потери – к окончанию боёв у Тобрука, в составе 6 RTR осталось всего 19 танков Crusader.
В метрополии танки Crusader передавались на вооружение 11-й танковой дивизии, где они эксплуатировались на протяжении 1941-1942гг. (Рис.5)
Рис.5 – Crusader II (на переднем плане) и Covenanter во время учений, Йоркшир, 1942г.
Казалось, Crusader неплохо подходили для действий на театре. Максимальная скорость достигала 30 миль (48 км/ч). Стрельба с коротких остановок из 2-фунтового орудия была меткой. Оказалась высокой и манёвренность огня: гидравлический привод позволял повернуть башню на 90° и навести на цель размером 18 дюймов (46 см) на дистанции 125 ярдов (114 м) менее чем за 6 секунд. Однако по мере эксплуатации проявлялись различные дефекты. Например, оказалась неудовлетворительной конструкция воздухофильтра. Даже фильтры, помещённые в боевое отделение, пропускали слишком много инородных частиц и приводили к быстрому износу двигателя. Уже осенью 1942 года оказалось, что у фильтров есть заметный дефект: из-за небрежной сборки часто оказывалось невозможным точно измерить уровень масла. Вождение танка оказалось довольно сложным. Водителей предупреждали, что сцепление гусениц с грунтом не такое хорошее, как хотелось. При резком торможении на высокой скорости танк продолжал скользить дальше. Эта особенность также затрудняла повороты машины. При езде вниз по склонам рекомендовалось двигаться как можно медленнее. Часто приходилось проверять болты ведущих колёс, так как они легко расшатывались. Процедуру рекомендовалось проводить после каждых 50 миль пробега и ни в коем случае не реже, чем через 100 миль. Также водитель должен был осматривать гусеничные траки, которые при резких поворотах трескались. При езде по пересечённой местности выпадали снаряды из укладок первой очереди, а створка люка башни могла соскочить с места и захлопнуться, что приводило к ранениям. При езде с открытым люком танкистам советовали привязывать створку верёвкой к строповочным проушинам. Выявилась плохая вентиляция боевого отделения. С работающим двигателем можно было выпустить девять лент за полчаса из спаренного пулемёта и четыре — из пулемёта в башенке, в то время как с заглушенным мотором отстреливались лишь 2–3 ленты из спаренного пулемёта, и всего одна — из башенки.
В сентябре 1941 года 7-я бронетанковая дивизия, получившая большинство танков Crusader была реорганизована. Теперь она состояла из двух бронетанковых бригад: 7-й (53 Crusader и 88 крейсерских танков старых типов) и 22-й (115 Crusader).
Вторая крупная операция, в которой довелось участвовать новым крейсерским танкам, также случилась в Северной Африке и носила совпадающее название “Crusader”. Перед началом операции удалось собрать 748 танков, из которых 220 относились к Crusader I-II. Сражение началось 18-го ноября и завершилось 30-го декабря 1941 года, когда внезапной атакой части 8-й британской армии взломали непрочную оборону итальянцев и стали интенсивно продвигаться вглубь территории Ливии. Тогда основными противниками крейсерских танков были итальянские средние танки М11/39 и М13/40, а также танки-танкетки L3, с которыми успешно справлялись 2-фунтовые орудия.
21 ноября 1941г. у Сиди-Резег британцы столкнулась с 15-й и 21-й немецкими танковыми дивизиями. Завязались тяжёлые бои. Как не без сарказма замечают некоторые авторы: «Здесь «Крусейдеры» показали единственное преимущество пулемётной башенки: при выбывании из строя какого-либо члена экипажа его можно было заменить «запасным» пулемётчиком». К концу сражения в 22-й бригаде на ходу осталось 79 танков, а в 7-й - всего 28. 24 ноября Роммель решил уничтожить потрёпанную 7-ю бронетанковую дивизию одним ударом. Однако подвижность крейсерских танков позволила британским бригадам удачно ударить по растянутым немецким танковым колоннам. Уйдя от удара, танки Crusader смогли перегруппироваться: 7-я бригада ушла на пополнение в Египет, а в 22-й ремонтники привели в порядок 44 танка. Эта бригада продержалась на передовой до 30 декабря, но и она была вынуждена отступить на пополнение.
В феврале 1942 года из Африки пришла информация, что танки Crusader оказались слишком ненадёжными для этого театра военных действий, и что никаких решений для повышения надёжности до приемлемого уровня в ближней перспективе нет. В войсках были готовы принять вместо «Крусейдеров» «Валентайны», несмотря на их более низкую скорость. Двигатель «Либерти» показал себя довольно капризным: по мнению танкистов, можно было считать чудом, если мотор «Крусейдера» проработал 36 часов и не проявил какой-нибудь серьёзный дефект. После 500 миль пробега ломались водяной насос, кронштейны ходовой части и амортизаторы. Вскрылись и проблемы с коротким сроком эксплуатации вентиляторов системы охлаждения: 500 миль (800 км) стали пределом для этого агрегата, крайне важного в жарком климате. Проблемы с воздухофильтрами тоже встали весьма остро. Танкисты просили поместить их в боевое отделение, где они были бы защищены от пыли, пуль и осколков. Течи воды и масла начинали появляться после всего 100 миль (160 км) пробега, причиной чему была некачественная сборка. Течь масла из тормоза накатника стала большой проблемой, так как потеря 50–60% масла приводила к деформации орудийной установки при стрельбе. (Рис.6)
Рис.6 – Ремонтная база британской техники в Африке – в кадре довольно много танков Crusader.
Британские конструкторы пытались исправить недостатки. Летом 1942 года опытный Crusader с регистрационным номером T.15780 прошёл испытания в объёме 970 миль (1560 км). На танке установили новый привод к вентилятору системы охлаждения, водяную помпу и компрессор. После пробега машину тщательно осмотрели: дефектов и чрезмерного износа не обнаружилось, лишь гусеницы были в довольно плохом состоянии: на одной из них сломался трак и 57 пальцев, на другой — 52 пальца. Вторая опытная машина, с номером T.15795, тоже подверглась длительным испытаниям. После пробега в 1368 миль (2200 км) степень износа оказалась заметной, но допустимой. Танк требовал ремонта, но многие детали были в рабочем состоянии.
Тем не менее Crusader не мог на равных сражаться со своим главным противником Pz.Kpfw.III. Лобовая броня танка пробивалась 50-мм орудиями немецких Pz.Kpfw.III с дистанции до 1450 ярдов (1330 метров). Эффективный ответный огонь Crusader с такого расстояния вести не мог, лобовая броня немецких средних танков пробивалась только в упор, а бортовая с 500 ярдов (458 м). Безнадёжность дуэли между этими танками напрямую описана в технической сводке от августа 1942 года. Crusader был вынужден атаковать немецкие машины в борт, но фланги немецких танковых частей прикрывались противотанковыми орудиями, против которых британский танк тоже оказался малоэффективен. В сводке также отмечалось, что аварии танков стали гораздо более редким явлением - отчасти оттого, что механики тщательно следили за пробегом. Ресурс серийного танка Crusader к осени 1942 года составлял около 1200 миль (1930 км).
Несмотря на вышеперечисленные «неудобства», танкам Crusader I-II довелось принять участие в знаменитом сражении при Эль-Аламейне (23 октября – 4 ноября 1942г.). К тому моменту удалось собрать порядка 250 Crusader (в том числе танки более поздней модификации Crusader III), что составляло примерно 30% от общего количества всех британских танков, участвовавших в операции. Как отмечают наблюдатели, это сражение стало могилой для танков Crusader. В течение 27 октября было потеряно 11 Crusader II и 1 Crusader III. Далее, в период с 31 октября по 1 ноября британцы лишились ещё 10 Crusader II и 11 Crusader III. Кроме того, до 2-го ноября соединения 9-й танковой бригады потеряли ещё 10 Crusader II и 9 Crusader III. (Рис.7)
Рис.7 – Сгоревшие и горящие танки Crusader.
Разумеется, крейсерские танки несли тяжелые потери в лобовых атаках, но в преследовании отступающего противника Crusader оказались незаменимы. В целом, большинство положительных отзывов относится именно к этому периоду, когда карьера этих танков уже подходила к завершению.
Эксплуатация танков Crusader в условиях Северной Африки выявила неприятные особенности этих машин. Основной проблемой стали двигатели Nuffield-Liberty, не отличавшиеся высокой выносливостью и страдавшие постоянной утечкой жидкостей из систем смазки и охлаждения. Массу проблем доставлял песок – попадая внутрь корпуса он приводил к преждевременному износу элементов водяного насоса и цепного привода вентиляторов. Также выяснилось, что используемый в британских боеприпасах кордит при соприкосновении с раскалёнными элементами металла воспламенялся. Таким образом, весьма часто, после сквозного пробития брони немецким снарядом, британские танки возгорались. Взрывы немецких бронебойных снарядов после пробития брони приводили к образованию большого количества осколков. Обстрел корпуса «Крусейдера» из 50-мм пушки показал, что причиной пожара не всегда становился боекомплект: при поражении горячими осколками воспламенились картонные упаковки, промасленные тряпки, изоляция электропроводки. Осколки снаряда также пробили перегородку моторного отделения. Оценка специалистов оказалась неутешительной: при разрыве в корпусе танка 50-мм снаряда спасаться от пожара было уже некому: во всех случаях осколки снаряда поражали весь экипаж. Для улучшения ситуации с пожароопасностью решили экранировать боеукладки. В качестве материала для боеукладок предлагалось использовать броню типов I.T.70 или I.T.100: другие марки, а также конструкционная сталь оказались малоэффективными с точки зрения образования осколков. Укладки состояли из ящиков со стенками толщиной 6 мм из стали твёрдостью 350 единиц по Бринеллю. Выдержать прямое попадание такие ящики не могли, но брони хватало для защиты боеприпасов от осколков. У конструкции имелись и недостатки: крышки плотно подгонялись к ящикам, и открывать их было трудно. Никаких защёлок для фиксации крышек в открытом или закрытом положении не предусматривалось. 20-снарядная укладка первой очереди в башне имела более удачную крышку, открывающуюся вбок, но и с ней хватало проблем: она мешала установленной в башне радиостанции. Конструкцию пришлось некоторое время доводить, изменяя компоновку боевого отделения. Однако требовалось улучшить и бронирование машины в целом. Бронирование танка было настолько слабым, что на испытаниях один 50-мм снаряд прошил ближний борт и внутреннюю часть противоположного, разорвавшись при ударе о внешний лист. Для улучшения бронирования экраны толщиной 14 мм приваривались к лобовой части корпуса и рубке водителя. На машинах с пулемётной башенкой левый борт рубки не экранировался. Применялся и другой метод установки экранов: болты основного бронирования снимались и заменялись более длинными, которые держали и броню, и экраны. Установка экранов проводилась в полевых мастерских и из-за дефицита сварочных электродов, второй экраны чаще привинчивались болтами.
Танки Crusader у дружественных операторов.
В августе 1941 года в Австралию был отправлен ознакомительный экземпляр Crusader
II (номером
Т15630). По прибытии в Австралию танк получил новый регистрационный код С6900 и
был отправлен на полигон в Пакапуньяле, где прошел серию тестов. Хотя
дальнейших поставок не последовало австралийцы частично заимствовали
конструкцию башни для собственного танка АС1 Sentinel. Единственный образец
танка Crusader II был в конце 1941 года передан в распоряжение Танковой Школы
(Armoured School), где в 1942 году с него сняли орудие и к концу войны
отправили на временное хранение. В послевоенный период Crusader был
восстановлен до ходового состояния и сейчас находится в качестве музейного
экспоната. (Рис.8)
Рис.8 –
Австралийский Crusader, вид после восстановления.
Неустановленное количество машин Crusader использовалось канадской армией. Впрочем, пишут, что это были не линейные танки, а вспомогательные машины.
Также несколько Crusader временно находились в составе южноафриканских подразделений, воевавших в Северной Африке.
Танки Crusader передавались на вооружение 1-й польской танковой дивизии, где они эксплуатировались на протяжении 1941-1942гг. (- возможно, и в 1943г.).
Очевидно, 1941-1943гг. несколько таков типа Crusader были переданы голландской части, расквартированной в Британии.
Пишут, что в октябре 1941г. один танк Crusader прибыл в
США. Указывают, что это была модификация Mk.III, которая
отличалась 57-мм орудием, однако это орудие в конце 1941г. только рассматривалось
для установки на танки. Скорее всего, в США (если дата поступления танка
указана верно) доставили вариант Mk.II. Американцы использовали эту машину в ознакомительных целях.
Трофейное применение танков Crusader.
Немцы захватили несколько танков Crusader летом 1941г. В вермахте эти танки получили обозначение Kreuzer-Panzerkampfwagen MK V 746(e). Установить точное количество танков Crusader, используемых немецкой армией в 1941-1943гг. проблематично. Из десятков захваченных в более-менее исправном состоянии танков (проще говоря – брошенными экипажами) некоторые использовались ровно до того момента, пока у них не заканчивалось топливо или боекомплект, либо пока танк не выходил окончательно из строя. Правда, считается, что часть машин нашла применение на «второстепенных ролях» (-?). Пока можно более уверенно говорить о 10-15 танках этого типа, использовавшихся соединениями Африканского Корпуса. В частности, британские «крейсера» находились в составе 15 Panzer Division. По крайней мере один Crusader II был отправлен для испытаний в Куммерсдорф.