Cruiser Tank Mk.IV А13 Mk II

 

 

Cruiser Tank Mk.IV А13 Mk II

Вариант Cruiser Tank Mk.IVА А13 Mk II

Британия

Полусредний по массе крейсерский танк

масса

14,75-15 т

вооружение

40-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

340 л.с.

проект

1938г., Nuffield

выпускался

 1939-1941гг., Nuffield Mechanisations & Aero Ltd, London Midland & Scottish Railway Company, Leyland, English Electric

305 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     В 1936г. британцы открыли тему скоростного крейсера, которую начали разрабатывать в 1937г. на базе шасси Кристи.

     В декабре 1938г. на фирме Nuffield Mechanisation, Aero Ltd. стартовало серийное производство танков Cruiser Tank Mk.III А13 Mk I (по другой версии, в декабре 1938г. был построен сигнальный образец, а в серийно танки начали строить с апреля 1939г.) которые характеризовались, как скоростные крейсеры. (Рис.1) 

 

Рис.1 - Cruiser Tank Mk.III А13 Mk I.

 

    Масса танков Cruiser Tank Mk.III А13 Mk I составляла 14225 кг. Бронирование: все элементы корпуса и башни – 14 мм, днище – 6 мм. Вооружение одна 2-фунтовая (40-мм) пушка и один 7,71-мм пулемет Vickers. Экипаж 4 человека: водитель, командир, наводчик и заряжающий.  Двигатель Nuffield-Liberty мощностью 340 л.с. (Рис.2)

 

Рис.2 – Мотор Nuffield-Liberty, устанавливался на многих британских крейсерских танках.

 

    Скорость 39 км/ч по шоссе, 23 км/ч по проселку. Запас хода по шоссе 144 км. Ходовая часть: четыре обрезиненных катка c подвеской на усовершенствованной свече Кристи (пружина плюс амортизатор), переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая c шириной траков 246 мм и шагом 119 мм.

     Уже в 1938г. британцы обратили внимание на слабое бронирование своего скоростного крейсера.

     Говорят, в начале 1939г. созрела мысль оснастить танк Cruiser Tank Mk.III А13 Mk I дополнительным бронированием. Усилить защиту предлагалось за счет оснащения танков накладными бронелистами. На лобовую часть башни и корпуса наваривались дополнительные одинарные бронелисты, а на бортах башни они соединялись в виде повернутой вбок буквы V. Таким образом толщина брони увеличивалась до 30 мм при улучшенной снарядостойкости боковой проекции башни за счет двойного ската бронелистов – такой вариант А13 Mk I получил индекс Cruiser Tank Mk.III*. (Рис.3)

 

Рис.3 – Пишут, что это А13 Mk.I с дополнительно бронированной башней.

 

    Помимо, этого с конца 1938г. разрабатывался еще один вариант А13, известный как Cruiser Tank Mk.IV А13 Mk II. Конструкция корпуса танка A13 Mk.II полностью переходила от исходной модели A13 Mk.I за небольшими исключениями. Заказ на танки Cruiser Tank Mk.IV, как будто, последовал в декабре 1938г. В качестве стенда, на котором обкатывались идеи для новой машины, выступил Cruiser Tank A13E3 (по другой версии, А13Е2). Лобовая толщина вертикальных лобовых бронелистов была доведена до 30 мм (в некоторых источниках уточняют, что толще стал только люк водителя – 28 мм (Рис.4)), в то время как верхний бронелист (Рис.5), борта и корма защищались 14-мм бронёй.

 

 

Рис.4 - Рубка водителя. Люк мог откидываться вверх.

 

Рис.5 – Верхняя лобовая деталь.

 

    Башня имела дополнительные одинарные бронелисты, соединенные на бортах башни в виде повернутой вбок буквы V. Таким образом толщина брони башни по бортам увеличивалась до 28 мм, при этом в лобовой проекции толщина башни также была доведена до 30 мм. (Рис.6)

 

На данной схеме пунктирной линей обозначены границы реальной башни.

 

Рис.6 – Крепление экранов на башне. Слева – изнутри, справа – снаружи.

 

   Отличительной чертой новой модели стала новая командирская башенка – вместо восьмигранной башенки появилась чуть более высокая круглой формы. (Рис.7)

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/gb/cruiser_a13/a13_c1.jpg

Вверху Cruiser Tank Mk.III, внизу - Cruiser Tank Mk.IV.

Командирская башенка похожа на башенку с танка Light Tank Mk VIa.

Вид на командирскую башенку сзади.

Рис.7 – Командирская башенка Cruiser Tank Mk.IV.

 

     Масса 14750 т - масса танка выросла на 1200 фунтов (544,3 кг). Габариты: длина – 6020 мм, ширина – 2540 мм, высота – 2590 (или 2591) мм, клиренс – 406 мм. Бронирование: лоб корпуса, лоб башни 30 мм, борт башни 28 мм (14+14 мм), лоб корпуса верх, борт корпуса, корма корпуса и башни, крыша корпуса и башни, командирская башенка – 14 мм, днище 6 мм. (Рис.8)

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/gb/cruiser_a13mk2/a13mk2_armor_1.jpg

Рис.8 – Схема бронирования Cruiser Tank Mk.IV А13 Mk II.

 

    Вооружение одна 2-фунтовая пушка (40 мм), QF 2-pounder (длина ствола 52 калибра), в единой маске с ней устанавливался один пулемет 7,71-мм пулемет Vickers в бронированном цилиндрическом кожухе. Углы вертикальной наводки орудия и пулемета варьировала в пределах от -15° до +20°. (Рис.9)

 

Штампованя маска.

 

Пулемет Vickers крупным планом. Внизу кожуха отверстие для выброса стрелянных гильз.

Рис.9 – Вооружение в единой маске.

 

   Боекомплект 87 выстрелов, 3750 патронов. Экипаж 4 чел. (водитель, командир, наводчик и заряжающий).  Командир, наводчик и заряжающий находились в трехместной башне. Башня была клепаной. В лобовой части башни был выполнен вырез под установку вооружения. Смотровой прибор, на прежней модели находившийся слева от орудийной маски, был переставлен на экран (Рис.10).

 

Рис.10 – Смотровой прибор на экране.

 

    На крыше, со смещением к левому борту, устанавливалась командирская башенка, оснащенная смотровыми щелями и верхним двустворчатым люком. Справа от неё находился двустворчатый люк заряжающего, спереди могла устанавливаться фара дальнего света. В башенной нише размещалась радиостанция со штыревой антенной, выведенной на кормовой башенный лист. (Рис.11)

 

Рис.11 – Антенный порт и его крепление.

 

    На правом борту башни имелись крепления под установку двуствольного 94-мм дымового гранатомета. Двигатель Nuffield-Liberty Mk.I или Mk.II, бензиновый, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 340 л.с. (250 кВт). Удельная мощность 22,7 л.с на тонну. Трансмиссия механического типа: 4-ступенчатая КПП Meadows (4 скорости вперед и 1 назад), планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые передачи. Ходовая часть (на один борт) 4 обрезиненных опорных катка с подвеской на вертикальных пружинных рессорах и амортизаторах (Рис.12), переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая c шириной траков 246 мм (по другим данным – 257 мм) и шагом 119 мм. (Рис.13)

 

Рис.12 - Ходовая А13 с усовершенствованной свечой Кристи.

 

 

Справа ведущее колесо крупным планом.

Крепление ведущего колеса.

 

Справа траки изнутри.

Рис.13 – Элементы ходовой А13.

 

     Длина контактной поверхности гусениц составляла 3,51 метра. Удельное давление на грунт не превысило 0,87 кг/см2. Скорость 48 км/ч по шоссе 23 км/ч по проселку. Запас хода по шоссе 140 км или 169 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъёма 30°, высота стенки 0,76 м (по другим данным, 0,61 м), глубина брода 0,91 м, ширина рва 2,29 м. Радиостанция No.11 со штыревой антенной, но часть танков оснащалась радиостанцией No.19. (Рис.14)

 

 

 

  Рис.14 - Cruiser Tank Mk.IV. На снимках хорошо просматривается пулемет Vickers.

 

    Некоторые танки Cruiser Tank Mk.IV оснащались дополнительной защитой орудийной маской. (Рис.15)

 

Рис.15 - Cruiser Tank Mk.IV с экранированием орудийной маски.

Вероятно, именно в этом варианте толщина маски достигала 30 мм.

В таком исполнении масса танка достигала 15 т.

 

    C конца 1939 года (по другой версии, с мая 1940г.) танки Cruiser Tank Mk.IV стали оснащаться более современными пулеметами BESA калибра 7,92-мм. В связи с установкой нового пулемета орудийную установку переделали. Она получила индекс No.3 Mk.I. Также переделали и броневую защиту лба башни. Эта модификация получила обозначение Cruiser Tank Mk.IVА. (Рис.16, Рис.17)

 

Рис.16 - Cruiser Tank Mk.IVА, отлично просматривается пулемет BESA.

Танк из состава 2-й танковой дивизии, Африка, март 1941 года.

 

Рис.17 - Cruiser Tank Mk.IVА ранней серии с маской, как у Cruiser Tank Mk.IV.

Фото сделано в Африке в 1941г.

 

    Затем появилась вторая версия Cruiser Tank Mk.IVA. Главным изменением в ней стала более технологичная орудийная маска литой конструкции под орудийную установку No.4 Mk.I. Позже эта орудийная маска (и орудийная установка) стала стандартной для крейсерских танков Covenanter и Crusader. (Рис.18)

 

Рядом Хобарт (с картой) и Мартель?

Рис.18 – Новая орудийная маска и танки Cruiser Tank Mk.IVA поздних серий с этой маской.

Самая массовая версия танка.

 

    Упоминается также, что строились командирские Cruiser Tank Mk.IVA, которые внешне отличались дополнительной антенной, установленной на крыше башни в её носовой части справа.

    В литературе дается разная информация по количеству произведенных танков Cruiser Tank Mk.IV: 655 шт., 430 шт. или 271 единица.

     В отношении второй цифры (430 танков) приводится детальная раскладка. Пишут, что в течение 1939 года было поставлено 168 танков, в 1940 году – 256 и в начале 1941 года были собраны последние 6 танков. Из этого количества фирма Nuffield выпустила более 200 машин, на долю London Midland & Scottish Railway Company (LMS) пришлось 65 танков, а остальные были поставлены фирмами Leyland и English Electric.

     Встречается и другое описание производственной программы танков Cruiser Tank Mk.IV А13 Mk II. Первоначальный контракт T6552 оговаривал постройку, как будто, 95 машин (регистрационные номера T.9096-T.9190), а их серийное производство началось только в январе 1940г., что в принципе ставит под вопрос объем производства танков этого типа в 1939г. Первые 64 танка по этому контракту (номера T.9096-T.9159) выпускались в базовой версии до мая 1940г., а с мая 31 танк (номера в пределах T.9160-T.9190) произвели в версии Mk.IVА с пулеметом BESA. С июня 1940 года Nuffield Mechanization & Aero начала исполнять второй контракт T.7854 по выпуску 80-ти танков Cruiser Tank Mk.IV (номера T.15215-T.15294). Все эти машины производились в версии Cruiser Tank Mk.IVA, причем параллельно производились танки как с орудийными установками No.4 Mk.I, так и с установками No.4 Mk.I. Последние машины по контракту T.7854 сдали в сентябре 1940 года. В августе 1940 года к выпуску Cruiser Tank Mk.IVA подключилась фирма London, Midland & Scottish Railway (LMS). Контракт T.6551 был небольшим, всего 31 машина (регистрационные номера T.7030-T.7060). В сентябре-октябре Nuiffield сдал 31 танк по контракту T9590 (регистрационные номера T.18131-T.18160). Наконец, в октябре 1940 года начался выпуск последней партии из 34 Cruiser Tank Mk.IVA по контракту T.9714 (регистрационные номера T.18096-T.18130). Последние танки данного типа Nuffield и LMS сдали в январе 1941 года. Итого 271 танк.

     Однако архивные исследования по выданным регистрационным номерам свидетельствуют, что танкам Cruiser Tank Mk.IV было присвоено 305 номеров: Т.7030 – Т.7094 (65 шт.), Т.9096 – Т.9190 (95 шт.), Т.15215 – 15294 (80 шт.), Т.18096 – Т.18160 (65 шт.).  (Рис.19)

 

Тестовый пробег без вооружения.

Рис.19 – Производство Cruiser Tank Mk.IVA на заводе Nuffield Mechanisations & Aero Ltd, 1940 год. Эти танки позже попадут в Африку.

 

   На начало мая 1940 года Cruiser Tank Mk.IV были вторыми после Vickers Light Mk.VI по численности английскими танками. Они состояли на вооружении девяти танковых полков 1-й и 2-й бронетанковых дивизий. (Рис.20)

 

Рис.20 – В войсках.

 

    В середине мая 1940 года, когда во Франции началось активное развёртывание Британских экспедиционных сил (BEF), туда попало в общей сложности 65 танков типа Cruiser Tank Mk.IV. Больше всего за Ла-Маншем оказалось Cruiser Tank Mk.IV позднего выпуска с дополнительным бронированием орудийной маски. Танки были распределены по полкам, входящим в состав 2-й и 3-й бронетанковых бригад. Во 2-й бригаде - во 2-м гвардейском драгунском полку, в 9-м Её Величества королевском уланском полку и в 10-м Королевском гусарском полку. В 3-й бригаде – во 2-м, 3-м и 5-ом королевских танковых полках.

    Во Французской кампания танки Cruiser Tank Mk.IV принимали участие в боях за Абвиль, обороне Па-де-Кале. Во время эвакуации английских войск из Франции бригады потеряли почти всю свою матчасть. Указывается, что часть танков А13 была превращены в неподвижные огневые точки — в таком виде они и были захвачены немецкими войсками. Отмечают, что в боях за Францию Cruiser Tank Mk.IV оказался равноценным противником для немецких средних танков. По бронированию они были вполне сопоставимы с немецкими Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV той поры. По скоростным характеристикам немецкие и английские танки также были приблизительно равны. Однако английские крейсерские танки имели капризные двигатели, что не раз становилось причиной потерь. (Рис.21, Рис.22)

 

Рис.21 – Указывают, что танк, подбитый во Франции.

 

Рис.22 - Брошенный по техническим причинам Cruiser Tank Mk.IV из состава 2-го гвардейского драгунского полка 1-й бронетанковой дивизии. Франция, май 1940 года.

 

     В начале 1940г. танки Cruiser Tank Mk.IV стали прибывать в Африку в Мобильную дивизию под командованием генерал-майора Перси Хобарта (затем была переформирована в 7-ю бронетанковую дивизию, известную как «Пустынные крысы»). (Рис.23)

 

Рис.23 – Разгрузка Cruiser Tank Mk.IVA в Каире.

 

     Воевавшие в Африке танки имели тропическую комплектацию. На некоторых машинах слева на башне были закреплены длинные ящики, а в корме корпуса появились крепления для 2-галонных канистр. Также на танках появились бортовые экраны. (Рис.24)

 

Рис.24 – Cruiser Tank Mk.IV в африканской комплектации.

 

   Активные боевые действия (против итальянской армии) в Северной Африке начались в сентябре 1940г. С английскими крейсерскими танками итальянские танки и артиллерия могли успешно бороться, но и британские крейсера Cruiser Tank Mk.IV могли бить противника. Известен эпизод, когда 7 февраля 1941г. Cruiser Tank Mk.IV под командованием лейтенанта Нормана Плау подбил италянских 17 танков, правда, злые языки утверждают, что британцы расстреливали уже брошенные экипажами машины.

     В ходе операции Compass танки Cruiser Tank Mk.IVA составляли основу английских танковых подразделений. Такое положение сохранилось и к моменту высадки в Ливии немецкого Африканского Корпуса в феврале 1941 года, а в апреле британская 2-я бронетанковая дивизия, преимущественно укомплектованная крейсерами, была разгромлена. Последним крупным сражением, в котором были массово задействованы танки данного типа, стала операция Battleaxe в июне 1941г. Впрочем, отдельные экземпляры Cruiser Tank Mk.IVA служили в Африке до начала 1942 года.

    В марте 1941 года танки Cruiser Tank Mk.IV в составе 3-го королевского танкового полка (находился в составе 1-й бронетанковой бригады 2-й бронетанковой дивизии) попали в Грецию. Попытка британцев парировать немецкое наступление в Грецию провалилась, а большинство танков было потеряно в результате механических повреждений. (Рис.25)

 

Рис.25 – Греция, 1941г.

 

     Cruiser Tank Mk.IV оставались самыми массовыми крейсерскими танками вплоть до осени 1941 года. По состоянию на 7 сентября 1941 года их числилось 87 штук, из них 67 в рабочем состоянии. Окончательно из частей первой линии Cruiser Tank Mk.IVA вывели в начале 1942 года. Дольше всех прослужили машины, попавшие на Мальту: как минимум один Cruiser Tank Mk.IVA (серийный номер T18117) находился на вооружении тамошнего гарнизона ещё в конце марта 1942 года.

    Cruiser Tank Mk.IV оказался единственным крейсерским танком из состава BEF, который массово использовался немцами. Из некоторых источников следует, что к концу Французской кампании немцы обзавелись 65 танками Cruiser Tank Mk.IV (Рис.26), а к весне 1941г. общее количество трофейных А13 определяется в 100 единиц, но в это число, возможно, включили и А13 Mk I и A13 Mk II.

 

Рис.26 – Во Франции.

 

     В вермахте танк индексировали как Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e). (Рис.27)

 

Рис.27 - Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e).

 

    Первоначально машины эксплуатировались в исходном виде, их даже не перекрашивали, только вместо британских маркировок наносили свои. Позже, в 1941г. некоторые машины получили фонарь ночного вождения Notek.

   Впервые немцы опробовали трофейные крейсерские танки в ходе французской кампании 1940 года, причем применяли их в боевых целях. После кампании 1940 года несколько танков (до шести штук) попало на танковый полигон в Куммерсдорфе. Остальные оказались распределены между учебными и действующими частями. 9 танков в феврале 1941 года были сведены в трофейную роту Beutepanzer-Kompanie (e) в составе 100-го огнемётного танкового батальона (Pz.Abt. (Flamm) 100). Почти все Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) из состава 100-го огнемётного танкового батальона относились к поздней версии, только танк с башенным номером 142 был более ранней модификации.

    Танки Pz.Abt. (Flamm) 100 немцы подвергли некоторой доработке. Прежде всего, машины получили новые гусеницы, позаимствованные у PzKpfw II Ausf.D1. Ещё одним изменением стало появление на бортах башни деревянных полок для размещения канистр, которые крепились за экраны. Крепления для канистр появились и на надгусеничных полках. Передние и задние грязеотбойники были заменены на детали упрощённой конструкции. Одновременно были убраны и развитые боковины на надгусеничных полках. Сзади глушитель частично прикрыли экраном, одновременно смонтировав над ним крепление для бруса системы самовытаскивания. В дополнительное оснащение входили и запасные траки, которые крепились на надгусеничных полках и к нижнему лобовому листу. Как минимум на одном из танков 100-го огнемётного танкового батальона (башенный номер 265) было установлено поднимающееся вверх крепление для буксировки транспортного прицепа от французского тягача Renault UE. (Рис.28)

 

Рис.28 – Доработанный немцами Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e), отлично видны новые гусеницы и деревянные полки с канистрами на бортах башни.


     Переделанные подобным образом танки использовались немцами с первых дней Великой Отечественной войны. Танки 100-го огнемётного танкового батальона 18-й танковой дивизии входили в состав 2-й танковой группы (группа армий «Центр»). Батальон участвовал в штурме Брестской крепости и в дальнейшем вёл бои на территории Белоруссии. Боевая карьера Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) на Восточном фронте оказалась недолгой. Уже к 11 июля 1941 года, то есть спустя три недели после начала боевых действий, ни одного танка данного типа в батальоне не числилось. Большинство потерь явилось следствием технических неисправностей.

    Имеются данные о применении Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) в составе полицейских подразделений.

   Также несколько машин находилось в составе роты трофейных танков (Beutepanzerkompanie), где на 25 мая 1942 года имелось два танка Cruiser Tank Mk.IVА.

   Cruiser Tank Mk.IVA пришлось повоевать в составе вермахта и в Северной Африке. По состоянию на 23 июля 1941 года в составе немецкой 5-й лёгкой дивизии имелось два Cruiser Tank Mk.IVA. Эти машины были потеряны к 12 сентября.

   Помимо немцев, один танк типа Cruiser Tank Mk.IV использовали итальянцы, некоторые пишут, что в качестве огневой точки.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru