Cruiser Tank A15Е1

 

 

Cruiser Tank A15Е1

Британия

Средний крейсерский танк

масса

19,27 т

вооружение

40-мм орудие

3 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

340 л.с.

проект

1939г., Nuffield Mechanization & Aero

выпускался

1940г., Nuffield Mechanization & Aero

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     С появлением спецификации на крейсеры, в которой требовалось усиление бронирования до 40 мм (февраль 1939г.) терялась дальнейшая перспектива по теме тяжелых трехбашенных крейсеров Cruiser Tank A14 (с 1936/37г. разрабатывался фирмой LMSR) и Cruiser Tank A16 (с 1937г. разрабатывался фирмой Nuffield). (Рис.1)

 

 

Рис.1 – Слева - Cruiser Tank A14, справа - Cruiser Tank A16.

                       

     Более того, пишут, что компании Nuffield Mechanization & Aero и LMS сами просили Военное министерство отменить заказ на «тяжёлые» крейсерские танки, поскольку усиление брони трехбашенных танков до 40 мм вело к критическому увеличению массы танков и снижению динамических характеристик машин. Однако на Nuffield, вовлеченной в программу разработки варианта А13 Mk.III (впоследствии Covenanter) – КБ этой фирмы проектировало новую башню для танка - предложили разработать еще один танк под новую спецификацию. Машина имела бы требуемый уровень бронирования, но при этом отличалась бы более многочисленным пулеметным вооружением. По мнению специалистов Nuffield, для решения такой проблемы вполне могло бы сгодиться шасси и корпус Cruiser Tank A16 – достаточно было пожертвовать одной из трех башен. Тему обозначили индексом А15. Военные вняли этой идее, очевидно, полагая, что из двух вариантов - А13 Mk.III и А15 – один окажется успешным. 13 апреля 1939г. разработку А15 одобрили чины военного ведомства и управления механизации. Более того, некоторые источники сообщают, что уже «в июне 1939 года Управление механизации заказало у Nuffield 200 танков, а в марте следующего года, ещё до того, как первый прототип попал на полигон, заказ увеличили вдвое: компании «Вестс Гас Импрувмент» и «Фоден Тракс» получили заказ на 100 машин каждая. Вскоре было сделано ещё три заказа: по 150 танков у «Вестс» и «Фоден», и 301 — у Nuffield. Но это, так сказать, видимо, был предзаказ.

   В целом, шасси Cruiser Tank A16 выглядело более солидно, чем шасси А13 Mk.III – в ходовой части было пять опорных катков крупного диаметра против 4-х у машин А13. Это открывало некоторую перспективу по созданию более тяжелых машин.

   Первый опытный образец крейсерского танка А15Е1 (номер Т3646) прибыл на полигон в Фарнборо 9-го апреля 1940 года. (Рис.2)

 

 

Рис.2 - А15Е1.

 

     Масса 19279 кг. Габариты: длина 5994 мм, ширина 2642 мм, высота 2235 мм, клиренс 406 мм. Конструкция корпуса и башни были клепаными из листов катаной стали. Особенностью защиты танка являлось двухслойное бронирование – каждый слой по 14 мм. Внешние листы изготавливались из броневой стали (гомогенная броня марки I.T.70), а внутренние из обычной углеродисто-марганцевой стали марки I.T.110. Интересно, что по бортам между листами имелся зазор в 143 мм, в коем размещались пружины подвески ходовой. Фактически, 28-30 мм такой двухслойной «брони» были сопоставимы 20-22 мм обычной однослойной, что являлось минусом защиты. Бронирование: лоб корпуса — 30 мм \ 30° лоб корпуса (верх) — 20 мм \ 60° лоб рубки — 40 мм \ 90° борт корпуса – 14+14 мм \ 90° корма корпуса — 28 мм \ 11° крыша корпуса — 7 мм \ 0° днище корпуса — 10 мм \ 0° лоб башни — 49 мм \ 7° борт башни — 24 мм \ 45° корма башни — 30 мм \ 32° крыша башни — 12 мм \ 0°. Приводят и более обобщенную информацию о бронировании машины: толщина брони лба корпуса 22-34 мм, бортов корпуса 18-20 мм, лба башни 32 мм, днища 16 мм и крыши 14 мм. В некоторых источниках указывают, что максимальная толщина брони танка составляла 40 мм. Компоновка машины получилась двухбашенной. Спереди находилось отделение управления – справа по ходу в коробчатой рубке с двухстворчатым верхним люком и с тремя смотровыми приборами помещался водитель – и пулеметная башенка слева по ходу. Угол поворота башенки по горизонту находился в пределах 150°. Над боевым отделением возвышалась точно такая же трехместная башня, как на танке Covenanter. В задней части крыши башни находился сдвигаемый назад командирский люк. Слева от него разместили крепление под зенитную установку Lakerman для пулемета Bren калибра 7,92-мм, а на правом борту устанавливалась дополнительная фара. Перед люком, почти ровно по центру крыши башни, монтировался наблюдательный прибор Mk.IV (перископ Гундляха). Про приборы наблюдения в башне пишут и немного по-другому: «Для командира и заряжающего в крыше устанавливались вращающиеся перископы, наводчик мог смотреть через смотровую щель во лбу башни или через телескопический прицел. По бортам также были установлены триплексы». Башня поворачивалась как вручную, так и с помощью гидравлического привода, время поворота башни вручную на 90° составляло 5,9 секунд. Также в башне размещалась радиостанция No.11 или No.19 оснащенная штыревой антенной, выведенной на кормовой лист башни. Там же крепился ящик для инструментов. Башня прототипа имела ранний вариант орудийной маски. Экипаж 5 чел. Вооружение. В башне устанавливалось 40-мм орудие QF 2 pounder Vickers со спаренным пулеметом 7,92 мм BESA в одной маске. В рубке водителя имелся еще один пулемет и в башне рядом с рубкой водителя размещалcя третий пулемет. Имелся также дымовой гранатомет. Боекомплект 130 выстрелов и 5000 патронов, находился внутри боевого отделения (средняя часть корпуса). Приборы прицеливания включали телескопический прицел No.30 Mark I или Mark.IA. В моторно-трансмиссионном отделении устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель Nuffield-Liberty Mk.III. Этот двигатель имел горизонтально-оппозитную схему, за счет чего снижалась высота корпуса танка. Рабочий объём двигателя составлял 27040 см3. Мотор выдавал мощность 340 л.с. при 1550 об/мин. Система охлаждения – жидкостная. Радиаторы размещались по бокам от двигателя, а два вентилятора находились позади него. Запуск двигателя мог производиться двумя способами: с помощью электростартера или сжатым воздухом. Общая ёмкость топливных баков составляла 500 литров горючего. Дополнительно на кормовой части корпуса крепился внешний бензобак на 136 литров, не связанный с топливной системой танка. По другим сведениям, запас топлива в танке составлял 378,6 литров + 113,6 литра. Трансмиссия танка включала многодисковый главный фрикцион, через который мощность от двигателя передавалась на 4-ступенчатую коробку передач Nuffield, оснащенную планетарным механизмом поворота Wilson (передаточное число 4,08:1) бортовые передачи, внешние тормоза. Электросистема танка - 12-вольтная, оснащалась двумя аккумуляторными батареями, размещенными в боевом отделении. Ходовая часть (на один борт): 5 опорных катков с резиновыми бандажами с индивидуальной подвеской на усовершенствованной свече Кристи (пружина плюс амортизатор) (Рис.3), переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая металлическая гусеница из 118 траков шириной 273 мм.

 

Рис.3 – Установка усовершенствованной свечи Кристи на А15.

В некоторых источниках уточняют, что только первый и последний катки по борту имели амортизаторы, прочие катки, надо понимать, имели лишь пружины.

 

    Максимальная скорость по шоссе 44 км/ч, по проселку – 22-25 км/ч. Запас хода по шоссе 322 км, по другим данным – 255 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 30°, высота стенки 0,78 (0,69) м, глубина брода 0,99 м, ширина рва 2,28 (2,59) м.

     На испытаниях танк А15 показал вполне приемлемые характеристики по подвижности и проходимости. Обнаружились и неприятности, и неожиданности. Традиционно выявились проблемы с охлаждением двигателя. Помимо этого, была выявлена такая неприятная «особенность» в системе управления танка, как внезапный разворот в сторону противоположную требуемой (говорят, виноват в этом был пневматический привод механизма поворота). В числе замечаний о сложности управления фигурировал и такой момент – на танке А15 присутствовало два рычага управления, в то время как A13 Mk.III оснащался одним Т-образным штурвалом.

     Такую проблему, как внезапный разворот машины в противоположную от требуемой устранили путем модернизации планетарного механизма поворота и тормозом, которые были оснащены распределительными клапанами. Провели доработки в системе охлаждения. Также было решено отказаться от пулемета в рубке водителя, заменив его пистолетной бойницей.

     В ноябре 1940 года машина проходила испытания стрельбой в Лулворте. Результаты испытаний не стали выдающимся, но испытывавшийся параллельно Cruiser Tank Mk.V А13 Mk III Covenanter смотрелся более сомнительным. Например, расположение радиатора в передней части корпуса Cruiser Tank Mk.V грозило быстро вывести машину из строя.

     Считается, что военные не отдали приоритета ни A13 Mk.III, ни А15, в WO приняли решение запустить в серийное производство оба танка - Covenanter (A13 Mk.III) и Crusader (A15).

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru