Schneider-Renault SRВ
Schneider-Renault SRВ
Франция
Средний по массе боевой танк
18,5 т |
|
вооружение |
47-мм орудие 2 пулемета |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
180 л.с. |
проект |
1921-1923гг., Schneider-Renault |
выпускался |
1923-1924гг., Schneider-Renault 1 шт. опытный |
Основная статья: Французское танкостроение
1919-1930гг.
К концу1920г. работы по «боевому танку» (Char de Bataille) перешли под контроль Пехотного управления - была сформирована комиссия во главе с генералом Эдмондом Буа (Бюа). (Рис.1)
Рис.1 - Edmond Buat (1868-1923гг.), генерал.
В 1920-1923гг. начальник генерального штаба.
В январе 1921г. комиссия Буа объявила конкурс по созданию перспективного среднего танка с тяжелым бронированием. Декларировалось, что помимо поддержки пехоты, «боевой танк» должен был самостоятельно выполнять свои задачи, включая борьбу с вражеской бронетехникой. Отсюда выдвигались соответствующие требования: максимально низкий силуэт корпуса, боевая масса до 13-14,5 тонн (- в некоторых источниках пишут – порядка 30 метрических тонн), бронирование до 25 мм, обязательное пушечно-пулеметное вооружение. Насчет последнего пункта предлагалось два варианта – с 75-мм гаубицей и 47-мм противотанковой пушкой, но в любом случае их предстояло установить в корпусе - предполагалось, что будущая война также будет позиционной, следовательно, расположение позиций противника будет только по фронту впереди. А вот пулеметы в количестве двух штук надлежало установить в башне с круговым вращением. Экипаж – 3 человека. Основное требование, выдвигаемое к ходовой части танка, заключалось в способности преодолевать рвы и траншеи шириной 2,5-3 метра.
В конкурсе приняли участие пять компаний: «Делоне-Бельвилль», FCM, FAHM (- в литературе частенько именуют St-Chamond), Renault и Schneider выступили сообща. Чтобы избежать конфликтов и подковерной борьбы французская армия объявила, что оставляет за собой право объединять части любого или всех проектов в одном танке. В обмен все производители должны были получить заказы на этот один единственный новый танк – т.н. «Cоглашение Эстиенна» (“Accord Estienne”).
Пишут, что по итогам работ фирма Delaunay-Belleville должна была получить заказ на 10 машин, FAMH — на 15, FCM — на 15, а Schneider и Renault — по 30.
Конгломерат Renault и Schneider разработали
два проекта по теме Char de Bataille. Один из них получил обозначение SRB.
Вариант SRB был более близок к французским танкам завершающего периода 1-й мировой войны. (Рис.2)
Рис.2 – Танк SRB.
Масса танка составила 18,5 т. Длина – 6000 мм, ширина – 2500 мм, высота – 2290 мм. Толщина вертикальных бронелистов корпуса была гомогенной и составляла 30 мм. Крыша и днище защищались 10 мм бронированием. Компоновка: места водителя и артиллериста находились впереди, командир располагался в средней части, моторно-трансмиссионное отделение – на корме. Экипаж – 3 чел. Характерной особенностью модели SRB был состав вооружения. Вместо 75-мм гаубицы в лобовой части корпуса устанавливалась 47-мм длинноствольная противотанковая пушка. На крыше боевого отделения устанавливалась башня ST1 с двумя 8-мм пулеметами, имевшими раздельное наведение. Двигатель Renault бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 180 л.с. Трансмиссия гидравлическая Naeder от фирмы Chaize. Этот агрегат поставлялся в комплекте с переключателем скоростей Fieux и коробкой передач Schneider. Главная особенность Fieux заключалась в возможности перескакивать с 1-й на 4-ю передачу – такой режим планировалось использовать для преодоления коротких «чистых» участков, но фактически резкий переход на более высокую передачу выводил из строя как КПП, так и двигатель. В дальнейшем это подтвердилось при эксплуатации серийных танков B1. Из-за размещения дополнительных механизмов пришлось сократить объём топливного бака до 370 литров. Примененная на машине массивная ходовая часть почти полностью охватывала корпус, поднимаясь на высоту до 2 метров и выступая за габариты корпуса спереди и сзади. На каждый борт приходилось по 16 опорных катков (2 из них являлись натяжными), верхнюю ветвь гусеницы поддерживали 2 ролика и направляющие полозья. Направляющие колеса находились спереди, ведущие – сзади. Подвеска была смешанного типа: 12 катков снабжались амортизацией на вертикальных пружинных рессорах, а 4 других катка оснащались листовыми рессорами.
Вариант SRB показал скорость 18 км/ч. Трансмиссия в течение ходовых тестов работала не слишком надежно, но её потенциал понравился. В то же время высоко поднятая верхняя часть гусеничной ветви позволила сделать дверь в левом борту большего размера, что заметно упростило высадку-посадку экипажа в танк.
В отношении SRB Управление пехоты сделало вывод, что танк этой модели наиболее полно отвечает техническому заданию, хотя и нуждается в доработке. От инженеров Schneider-Renault потребовали доработать ходовую часть, усилить бронирование, улучшить обзор с места водителя, установить 75-мм пушку в корпусе, заменить двигатель на более мощный, отладить работу агрегатов трансмиссии и внести ряд более мелких доработок. Постройку полноразмерного деревянного макета перспективного танка поручили фирме Renault в ноябре 1925 года.