Schneider-Renault SRВ

 

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_srb/srb_2.jpg

Schneider-Renault SRВ

Франция

Средний по массе боевой танк

масса

18,5 т

вооружение

47-мм орудие

2 пулемета

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

180 л.с.

проект

1921-1923гг., Schneider-Renault

выпускался

1923-1924гг., Schneider-Renault

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1919-1930гг.

Инерционное развитие

 

 

К концу1920г. работы по «боевому танку» (Char de Bataille) перешли под контроль Пехотного управления - была сформирована комиссия во главе с генералом Эдмондом Буа (Бюа). (Рис.1)

 

Рис.1 - Edmond Buat (1868-1923гг.), генерал.

В 1920-1923гг. начальник генерального штаба.

 

В январе 1921г. комиссия Буа объявила конкурс по созданию перспективного среднего танка с тяжелым бронированием. Декларировалось, что помимо поддержки пехоты, «боевой танк» должен был самостоятельно выполнять свои задачи, включая борьбу с вражеской бронетехникой. Отсюда выдвигались соответствующие требования: максимально низкий силуэт корпуса, боевая масса до 13-14,5 тонн (- в некоторых источниках пишут – порядка 30 метрических тонн), бронирование до 25 мм, обязательное пушечно-пулеметное вооружение. Насчет последнего пункта предлагалось два варианта – с 75-мм гаубицей и 47-мм противотанковой пушкой, но в любом случае их предстояло установить в корпусе - предполагалось, что будущая война также будет позиционной, следовательно, расположение позиций противника будет только по фронту впереди. А вот пулеметы в количестве двух штук надлежало установить в башне с круговым вращением. Экипаж – 3 человека. Основное требование, выдвигаемое к ходовой части танка, заключалось в способности преодолевать рвы и траншеи шириной 2,5-3 метра.

В конкурсе приняли участие пять компаний: «Делоне-Бельвилль», FCM, FAHM (- в литературе частенько именуют St-Chamond), Renault и Schneider выступили сообща. Чтобы избежать конфликтов и подковерной борьбы французская армия объявила, что оставляет за собой право объединять части любого или всех проектов в одном танке. В обмен все производители должны были получить заказы на этот один единственный новый танк – т.н. «Cоглашение Эстиенна» (“Accord Estienne”). 

Пишут, что по итогам работ фирма Delaunay-Belleville должна была получить заказ на 10 машин, FAMH на 15, FCM на 15, а Schneider и Renault по 30.

Конгломерат Renault и Schneider разработали два проекта по теме Char de Bataille. Один из них получил обозначение SRB.

Вариант SRB был более близок к французским танкам завершающего периода 1-й мировой войны. (Рис.2)

 

Рис.2 – Танк SRB.

 

Масса танка составила 18,5 т. Длина – 6000 мм, ширина – 2500 мм, высота – 2290 мм. Толщина вертикальных бронелистов корпуса была гомогенной и составляла 30 мм. Крыша и днище защищались 10 мм бронированием. Компоновка: места водителя и артиллериста находились впереди, командир располагался в средней части, моторно-трансмиссионное отделение – на корме. Экипаж – 3 чел. Характерной особенностью модели SRB был состав вооружения. Вместо 75-мм гаубицы в лобовой части корпуса устанавливалась 47-мм длинноствольная противотанковая пушка. На крыше боевого отделения устанавливалась башня ST1 с двумя 8-мм пулеметами, имевшими раздельное наведение. Двигатель Renault бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 180 л.с. Трансмиссия гидравлическая Naeder от фирмы Chaize. Этот агрегат поставлялся в комплекте с переключателем скоростей Fieux и коробкой передач Schneider. Главная особенность Fieux заключалась в возможности перескакивать с 1-й на 4-ю передачу – такой режим планировалось использовать для преодоления коротких «чистых» участков, но фактически резкий переход на более высокую передачу выводил из строя как КПП, так и двигатель. В дальнейшем это подтвердилось при эксплуатации серийных танков B1. Из-за размещения дополнительных механизмов пришлось сократить объём топливного бака до 370 литров. Примененная на машине массивная ходовая часть почти полностью охватывала корпус, поднимаясь на высоту до 2 метров и выступая за габариты корпуса спереди и сзади. На каждый борт приходилось по 16 опорных катков (2 из них являлись натяжными), верхнюю ветвь гусеницы поддерживали 2 ролика и направляющие полозья. Направляющие колеса находились спереди, ведущие – сзади. Подвеска была смешанного типа: 12 катков снабжались амортизацией на вертикальных пружинных рессорах, а 4 других катка оснащались листовыми рессорами.

Машина была передана специалистам мастерских Рюэля (Atelier de Rueil) 13 марта 1924г. Совместные испытания опытных танков Char de Bataille продолжались 11 месяцев до марта 1925 года.

Вариант SRB показал скорость 18 км/ч. Трансмиссия в течение ходовых тестов работала не слишком надежно, но её потенциал понравился. В то же время высоко поднятая верхняя часть гусеничной ветви позволила сделать дверь в левом борту большего размера, что заметно упростило высадку-посадку экипажа в танк.

В отношении SRB Управление пехоты сделало вывод, что танк этой модели наиболее полно отвечает техническому заданию, хотя и нуждается в доработке. От инженеров Schneider-Renault потребовали доработать ходовую часть, усилить бронирование, улучшить обзор с места водителя, установить 75-мм пушку в корпусе, заменить двигатель на более мощный, отладить работу агрегатов трансмиссии и внести ряд более мелких доработок. Постройку полноразмерного деревянного макета перспективного танка поручили фирме Renault в ноябре 1925 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru