Schneider-Renault SRА

 

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_sra/sra_4.jpg

Schneider-Renault SRА

Франция

Средний по массе боевой танк

масса

19,5 т

вооружение

75-мм орудие

2 пулемета

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

180 л.с.

проект

1921-1923гг., Schneider-Renault

выпускался

1923-1924г., Schneider-Renault

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1919-1930гг.

Инерционное развитие

 

 

К концу1920г. работы по «боевому танку» (Char de Bataille) перешли под контроль Пехотного управления - была сформирована комиссия во главе с генералом Эдмондом Буа (Бюа). (Рис.1)

 

Рис.1 - Edmond Buat (1868-1923гг.), генерал.

В 1920-1923гг. начальник генерального штаба.

 

В январе 1921г. комиссия Буа объявила конкурс по созданию перспективного среднего танка с тяжелым бронированием. Декларировалось, что помимо поддержки пехоты, «боевой танк» должен был самостоятельно выполнять свои задачи, включая борьбу с вражеской бронетехникой. Отсюда выдвигались соответствующие требования: максимально низкий силуэт корпуса, боевая масса до 13-14,5 тонн (- в некоторых источниках пишут – порядка 30 метрических тонн), бронирование до 25 мм, обязательное пушечно-пулеметное вооружение. Насчет последнего пункта предлагалось два варианта – с 75-мм гаубицей и 47-мм противотанковой пушкой, но в любом случае их предстояло установить в корпусе - предполагалось, что будущая война также будет позиционной, следовательно, расположение позиций противника будет только по фронту впереди. А вот пулеметы в количестве двух штук надлежало установить в башне с круговым вращением. Экипаж – 3 человека. Основное требование, выдвигаемое к ходовой части танка, заключалось в способности преодолевать рвы и траншеи шириной 2,5-3 метра.

В конкурсе приняли участие пять компаний: «Делоне-Бельвилль», FCM, FAHM (- в литературе частенько именуют St-Chamond), Renault и Schneider выступили сообща. Чтобы избежать конфликтов и подковерной борьбы французская армия объявила, что оставляет за собой право объединять части любого или всех проектов в одном танке. В обмен все производители должны были получить заказы на этот один единственный новый танк – т.н. «Cоглашение Эстиенна» (“Accord Estienne”). 

Пишут, что по итогам работ фирма Delaunay-Belleville должна была получить заказ на 10 машин, FAMH на 15, FCM на 15, а Schneider и Renault по 30.

Конгломерат Renault и Schneider разработали два проекта по теме Char de Bataille. Один из них получил обозначение SRА.

Вариант SRA проектировался под впечатлением от новейшего английского среднего танка Mk.D (Рис.2).

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/medium_tank_mk.d/medium_mk.d_3.jpg

Рис.2 – Британский Mk.D.

 

Британская машина имела оригинальную ходовую часть: гусеницы практически полностью охватывали корпус по высоте, но при этом ведущее колесо располагалось значительно выше направляющего. (Рис.3)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/medium_tank_mk.d/medium_mk.d_mockup_1.jpg

Рис.3 – Конструкция Mk.D.

 

Подобное конструкторское решение позволяло сохранить хорошие возможности по преодолению препятствия при относительно небольшой высоте корпуса. На машине впервые были применены «змеевидные» или «скелетные» (Snake Track) гусеницы Джонсона, которые, помимо прочего, позволяли передвигаться по воде.

Французы довольно точно скопировали форму корпуса Mk.D, правда, французский танк SRA (Рис.3) был немного короче, и задача плавать не ставилась.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_sra/sra_2.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_sra/sra_3.jpg

Рис.3 – Танк SRA.

 

Масса 19,5 т или 19 т. Длина – 5950 мм, ширина – 2260 мм, высота – 1950 мм.

Сведения о бронировании танка SRA достаточно скупы. Достоверно известно только о толщине брони лобовой части корпуса и бортов – 30 мм. Корма могла быть защищена 20-30 мм бронелистами, крыша и днище – 10-15 мм. Толщина стенок башни ST1 составляла 30 мм, крыши – 10 мм.

Корпус танка SRA был достаточно простой формы. Борта устанавливались вертикально, причем наибольшее количество наклонных бронелистов пришлось на лобовую часть. Здесь, с правой стороны, был выполнен вырез под установку 75-мм гаубицы, а с левой размещался водитель и органы управления. Рядом с орудием планировалась также установка курсового пулемета. В боевом отделении располагалось место командира, который обслуживал башенную пулеметную установку. Оба пулемета имели раздельное наведение. Экипаж – 3 чел.

Для посадки и высадки экипажа в левом борту корпуса была сделана прямоугольная дверь. Приборы наблюдения были немногочисленны: в лобовом бронелисте корпуса был вырезан люк со смотровой щелью, защищенной бронестеклом, а пушка и пулеметы наводились на цель при помощи оптического и телескопического прицелов.

В кормовой части корпуса устанавливался 6-цилиндровый двигатель фирмы Renault мощностью 180 л.с. (половинка авиационного 21-цилиндрового мотора), топливный бак на 430 литров, вентиляторы системы охлаждения и механическая трансмиссия с планетарной КПП.

Ходовая часть сохранялась многоколёсной. (Рис.4)

 

Рис.4 – Ходовая часть танка SRA (шасси Renault JZ).

 

На каждый борт приходилось по два блока, каждый из которых состоял из двух двухкатковых тележек и одного независимого катка. Оба блока крепились к общей балке и снабжались амортизацией на пластинчатых рессорах. В кормовой части, между последним блоком и ведущим колесом, располагался дополнительный натяжной каток. Верхняя ветвь змеевидной гусеницы Джонсона получила двойную поддержку – помимо 4-х роликов устанавливались специальные направляющие полозья. Для обеспечения лучшего сцепления с гусеницей направляющее колесо также снабжалось зубцами. Практически вся ходовая часть, за исключением направляющих колес, получила защиту в виду бортовых экранов.

Машина была передана специалистам мастерских Рюэля (Atelier de Rueil) 13 мая 1924г. Совместные испытания опытных танков Char de Bataille продолжались 11 месяцев до марта 1925 года.

Несмотря на отработанность в производстве некоторой части узлов и агрегатов, испытания закончились для SRA неутешительным итогом. Во время ходовых тестов часто выходила из строя трансмиссия, а максимальная скорость при движении по твердому грунту при массе 19,5 тонн составила 17,5 км/ч. Кроме того, установленная на SRA башня типа ST1 была подвергнута критике. Единственными преимуществами этой машины оставались лишь хорошая проходимость по местности и запас хода 140 км.

Вариант SRA был отвергнут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru