Renault SK
&
Renault M.29 S.T.А
Renault M.29 S.T.В
Renault M.29 A.T
Renault M.29 B.T
Renault
SK
Renault M.29 S.T.А
Renault M.29 S.T.В
Renault M.29 A.T
Renault M.29 B.T
Франция
Легкий по массе тяжелый колесный танк
Renault
SK Renault
M.29 S.T.А Renault M.29 S.T.В Renault M.29 A.T Renault
M.29 B.T |
11 т 9,5 т 9,5 т 9,5 т 10,6 т |
вооружение Renault SK Renault M.29 S.T.А Renault
M.29 S.T.В Renault M.29 A.T Renault
M.29 B.T |
47-мм орудие 2 пулемета 75-мм орудие 2 пулемета 75-мм орудие 2х37-мм орудия 75-мм орудие 20-мм орудие 105-мм орудие 20-мм орудие |
экипаж Renault
SK Renault
M.29 S.T.А Renault
M.29 S.T.В Renault M.29 A.T Renault
M.29 B.T |
2-3 чел. 3 чел. 3 чел. 3 чел. 3 чел. |
мощность силовой установки |
65 л.с. |
проект Renault
SK Renault
M.29 S.T.А Renault
M.29 S.T.В Renault M.29 A.T Renault
M.29 B.T |
1926г., Renault 1929г., Renault 1929г., Renault 1929г., Renault 1929г., Renault |
выпускался Renault
SK |
1926-1927гг., Renault 1 шт. опытный |
Основная статья: Французское танкостроение
1919-1930гг.
В 1926г. фирма Renault начала широкую рекламную компанию так называемого скоростного танка на колесном ходу. По замыслу авторов проекта, это был именно танк, т.к. машина использовала колесный ход, как для задач повышенной мобильности, так и для движения по пересеченной местности. Пишут, что спецификацию для колесного танка предложили военные – мол, 31 июля 1926 года генерал Эстьен выдвинул идею колесного танка для вооружения кавалерии, поскольку кавалеристы отворачивались от гусеничных танков из-за их низкой скорости. Как будто, в 1926 году кавалерия опробовала опытный образец танка Renault NC, но скорость 6-12 км/ч - это совсем не то, что требовалось мобильным войскам. Правда, достоверно судить, насколько действительно военные повлияли на разработку колесного танка Renault я не берусь – возможно инициатива исходила все же от разработчиков Renault. Общие контуры скоростного танка смотрелись так: высокая скорость, пушечное вооружение в башне и два пулемета, масса - 10-12 т. Машине присвоили индекс SK.
Постройка прототипа SK производилась в 1926-1927гг., а на испытания танк попал в 1928г. (Рис.1)
Рис.1 – Первоначально прототип не иел вооружения.
Бронекорпус SK
напоминал коробку. Борта, верхний лобовой лист и корма выполнялись строго
вертикально. Значительный угол наклона получил только передний горизонтальный бронелист. Толщина брони – 12 мм (- вероятно, только
передних бронелистов). За передним горизонтальны
листом находилось место водителя (у левого борта). Для обзора у него имелось
две небольшие смотровые щели спереди и в левом борту.
Боевое
отделение было рассчитано на двух человек: командир и заряжающий. На крыше
корпуса должна была устанавливаться башня типа ST1 в которой монтировалось
47-мм орудие и 7,5-мм пулемет Reibel.
Ходовая часть Renault SK на один борт имела по четыре колеса большого диаметра с бескамерными прессованными шинами с металлическими накладками с восемью зубьями-грунтозацепами. Пишут, что колеса имели рессоры. При этом, первый и четвертый мосты были поворотными, а второй и третий - ведущими.
В моторно-трансмиссионном отсеке устанавливался 65-сильный двигатель и механическая трансмиссия.
При первых тестах выяснилось, что SK действительно имеет преимущество в скорости перед обычными танками (к сожалению, не удалось найти данных по скорости), но проходимость на пересеченной местности «хромала». (Рис.2)
Рис.2 - Renault SK на испытаниях.
В конце концов, прототип машины получил башню с вооружением (Рис.3).
Рис.3 - Renault SK целиком.
В таком виде массы машины составила 11 т.
Говорят, французские военные остались равнодушны к новинке, но фирма «Рено» планировала строить целую линейку колесных машин SK, видимо, рассчитывая на экспорт. В 1929г. появилось в проекте 4 варианта SK, отличавшихся по составу вооружения: M.29 S.T.А. – 75-мм пушка и два пулемета; M.29 S.T.B. – 75-мм пушка и две 37-мм пушки; M.29 B.T. – 105-мм пушка и два 20-мм автомата; M.29 A.T. – 75-мм пушка и два 20-мм автомата.
Увы, спроса на колесный танк не было, в 1931 г. работы по танку Renault SK пришлось прекратить, а опытный образец отправили на переплавку.