Renault NC1/NC27
Франция
Легкий по массе пехотный танк
масса |
8,4-8,5 т |
вооружение |
37-мм орудие или 1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
62 л.с. |
проект |
1923-1925гг., Renault |
выпускался |
13
шт. |
Основная статья:
Французское танкостроение 1919-1930гг.
Как будто, в июне 1923 года было получено
задание на разработку более глубокой модификации танка Renault. Для улучшения динамических
характеристик машине надлежало получить новый 62-сильный двигатель и лобовую
броню толщиной 25 мм. Правда, в отношении двигателя встречается и другая
информация - машина получила двигатель Renault мощностью 30 л.с.
(на FT-18 стоял двигатель 18 л.с., развивавший мощность
Новый танк, который получил индекс NC1 решили проектировать и строить в двух вариантах. Один образец - NC1 - получал новую оригинальную ходовую часть, а другой образец - NC2 - ходовую часть Hinstin-Kegresse.
Можно понять, что фактически работы по новой модификации развернулись в 1924-1925гг. Пишут, что обе машины поступили на испытания в 1925г. По другим сведениям, первым в декабре 1925г. был готов NC2, а NC1 появился в январе 1926г. Некоторые авторы допускают, что машины были построены в 1924г.
Renault NC1 (Рис.1) отличался новой оригинальной ходовой частью, которую, вроде бы, разработал полковник (по другой версии, капитан) Мари-Адриан Жозеф Баллан (Balland). (Рис.2)
Рис.1 – Проекции танка Renault NC1.
Рис.2 – Ходовая часть Renault NC1 крупным планом, чертеж выполнен японскими специалистами.
Основная идея новой ходовой заключалась в максимальном контакте с опорной поверхностью. Ходовая часть нового танка, применительно на один борт включала 12 опорных катков, сблокированных в три тележки, каждая тележка имела блокированную подвеску с вертикальными пружинами на блок, 2 независимых опорных катка спереди и сзади (их задачей было смягчение ударов при наезде на препятствие, либо ухода с него), 4 поддерживающих ролика (- на схеме выше они не читаются), переднего направляющего и заднего ведущего колеса гребневого зацепления. Резиновые гусеницы были заменены новыми, металлическими мелкозвенчатыми, хотя ходовая часть допускала применение гусениц резинометаллического типа. Система подвески ходовой Balland обеспечивала лучшие скоростные показатели и плавность хода, чем полужесткая ходовая часть Renault FT.
При габаритах: длина – 4410 мм, ширина – 1700 мм, высота – 2140 мм, масса машины составила 8,4 или 8,5 т, некоторые источники указывают, что машина была построена из неброневой стали. (Рис.3)
Рис.3 – Танк Renault NC1.
По одним сведениям, в 1925г., по другим - в 1926г. (по февраль 1927г.) провели сравнительные испытания танков NC1 и NC2. (Рис.4)
Рис.4 - NC1 на испытаниях.
Благодаря новому двигателю и более совершенной ходовой части, оба танка развивали скорость около 20 км/ч. В некоторых источниках указывается, что NC1 развил скорость до 35 км/ч (при этом по проселку средняя скорость составляла 10 км/ч), запас хода составил 200 км, а NC2 – 18,5 км/ч, запас хода 160 км. Для машины сопровождения пехоты этого было вполне достаточно. Испытания также показали, что резинометаллическая гусеничная лента заметно проигрывает металлическим тракам традиционным конструкции. Кроме того, опыт боевого применения танков Renault FT с ходовой Hinstin-Kegresse в Марокко определил негативное отношение военных к машине NC2 с ходовой Hinstin-Kegresse. В результате, выбор пал на танк NC1.
Как казалось, в лице NC1 французская пехота могла получить вполне современный танк, по большинству характеристик превосходящий Renault FT. Однако в 1926г. армия изменила требования к легкому пехотному танку, и NC1 в текущем виде не вписывался в обновленные характеристики. В 1930г. опытный NC1 был переделан – на машине тестировалась экспериментальная ходовая часть.
Итак, французская армия отвергла NC1, но фирма Renault Рено решила продвигать наработки за рубеж. В 1927г. появился полноценный, бронированный вариант NC1, этой машине присвоили индекс NC27, точнее – Renault NC-27, или Char Type N.C.1927. (Рис.5)
Рис.5 - NC1/NC27.
Сообщают, что толщина брони по периметру корпуса (- или только в лобовой проекции?) выросла до 30 мм, бронирование башни составляло 20 мм. Интересно, что несмотря на возросшее по сравнению с прототипом – NC1 – бронирование, в некоторых источниках считают, что масса Renault NC-27 составила 7880 кг (-?). На варианте NC27 также появились траки новой конструкции.
С конца 1927г. фирма Renault занялась продвижением Renault NC-27 за рубеж. Изображения танка мелькали в публикациях, примерно тогда же начались переговоры о поставках танков. Примерно одновременно вариантом NC27 заинтересовались шведы, поляки и японцы – причем, все эти стороны уже имели опыт эксплуатации танков Renault FT.
Итак, в 1929г. (или в 1928г.) 10 танков NC27 прибыли в Японию. Из литературы можно понять, что 4 танка NC27 (регистрационные номера 122, 303, 305 и 306) имели пушечное вооружение, а 6 – пулеметное. Однако машины пришли, а боеприпасов к ним не было. После первого знакомства с новинкой японцы взялись на улучшение французского танка, присвоив машине название Renault Otsu-Gata. Главным образом, следовало установить вооружение под японские боеприпасы. (Рис.6)
Рис.6 – Renault Otsu-Gata в момент переоснащения вооружения.
Работы по модернизации завершились в 1929г. , а на вооружение танки могли поступить в 1930г. (Рис.7)
Рис.7 –
Перевооруженные по японским стандартам NC1/NC27.
В
начале 1932г. японская армия опробовала танки типа NC-27 в Китае. Наиболее
достоверный эпизод относится к февралю месяцу, когда 2-ая отдельная танковая
рота под командованием капитана Шигеми, оснащенная
пятью танками Тип 89 и десятью NC-27 участвовала в боях в Шанхае. (Рис.8)
Рис.8 – В
Шанхае.
Бои в городских условиях показали полную непригодность танков Renault в сражениях подобного рода. После оккупации города NC были возвращены в Японию и до 1941 года использовались в качестве учебных. Некоторые авторы допускают, что затем эти машины были переданы армии государства Маньчжоу-Го, в которой числились до 1945г. Подтверждений этой информации не приводится.
Один из первых танков NC27 в 1928 году
(возможно, даже, что в 1927г. прибыл опытный NC1, впрочем, это маловероятно)
был доставлен в Швецию и прошел всесторонние испытания, в ходе которых
постоянно ломалась трансмиссия, что в конечном итоге повлияло на окончательный
результат тестов. (Рис.9)
Рис.9 – NC27 упал с моста во время испытательного пробега.
Шведы купили один серийный NC27 (говорят, решение было принято в
декабре 1928г.), присвоив ему обозначение Stridswagn fm\28. Однако зимние испытания 1930г. окончательно испортили
впечатление от танка – по снегу машина могла двигаться со скоростью 4-6 км/ч.
(Рис.10)
Рис.10
– Зимние испытания NC27 в
Швеции.
От дальнейших закупок NC27 шведы отказались. На протяжении нескольких лет его использовали для обучения водителей, после чего передали в военный музей в Аксвалле. На сегодняшний день это единственный сохранившийся образец NC27.
В 1928г. в Польшу для оценочных испытаний были доставлены два танка: один - NC27 (Рис.11), а другой представлял собой Renault FT с модернизированной ходовой Hinstin-Kegresse.
Рис.11 – NC27 на испытаниях в Польше, 1928г.
После долгих сравнительных испытаний
поляки отказались от массовых закупок. Дело ограничилось приобретением в
1928-1929гг. одного NC27 и пяти Renault FT с ходовой Кегресса.
Встречаются и другие оценки приобретенных
поляками танков NC27 и М26/27. Часто
пишут, что в 1928-1930гг. в Польшу попало, по одним сведениям, 10 танков
NC27, по другим – 24 танка, при этом некоторые полагают, что в число танков
NC27 могли быть включены пять машин М24/25 (- или М26/27?). Есть сведения,
согласно которым эти машины в польской армии большую часть времени
использовались в учебных целях. Некоторые указывают, что на
этих танках, вроде бы, отрабатывались дальнейшие варианты модернизации. Авторы допускают, что единичные экземпляры NC27 (скорее,
М26/27) могли в сентябре 1939 года принять участие в боях с немцами.
Пишут, что один экземпляр NC27 в 1929 году был предоставлен для испытаний Греции и Португалии – танк не удовлетворил требованиям заказчиков вследствие надежности ходовой части и трансмиссии и, видимо, его возвращали на родину.
Встречается, что в конце 1920-х – начале 1930-х 15 танков NC27 были отправлены в Китай. Контракт на их поставку подписало правительство Гоминьдана, остро нуждавшееся в танках. Об их боевом применении и эксплуатации данных найти не удалось, но считается, что к 1937 году ни один из этих танков не дожил. Однако ряд авторов, ссылаясь на то, что данная информация происходит из немецкого справочника «Танки» Фрица Хейгля (умер в 1930г.), изданного в 1935г. в Мюнхене и переизданного в СССР в 1936г., каковой справочник, по их мнению, содержит множество неточностей и приписок, гневно опровергают версию поступления танков NC27 в Китай.
В общей сложности, в отношении танков Renault NC1/NC27 доказательно можно говорить о 13 произведенных машинах.
Следует заметить, что что опыт NC27 не был обойден специалистами других стран, в частности СССР. В первую очередь, советских танкостроителей интересовала ходовая часть, которая обеспечивала высокую скорость и плавность хода. Так, под влиянием NC27 в Советском Союзе проектировался танк Т-19 (Рис.12).
Рис.12 –
Советский танк Т-19.