Renault FT М26/27

 

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_nc2_c1.jpg

Renault FT М26/27

Франция

Легкий по массе пехотный танк

масса

6,4/6,6 т

вооружение

37-мм орудие

или

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

20-39 л.с.

выпускался

1926-1928гг., Renault

15 шт.

конверсии Renault М24/25

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1919-1930гг.

Инерционное развитие

 

 

     В 1924-1925гг. был выполнен заказ на модификацию 26 танков Renault FT, в результате которой машины получали ходовую часть Kegresse-Hinstin. Со временем такие машины начали обозначать Renault FT М24/25. (Рис.1)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_ft_kegresse_1.jpg

Рис.1 – Танк Renault FT с ходовой Hinstin-Kegresse.

 

В 1925 году танки Renault FT с ходовой Kegresse-Hinstin прошли апробацию в боевых условиях. Правительство Франции санкционировало отправку в Западную Сахару на помощь испанцам экспедиционного корпуса с ротой модернизированных танков Renault FT. (Рис.2)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_ft_kegresse_2.jpg

Рис.2 – Renault FT М24/25 в Северной Африке.

 

     Оказалось, что в условиях каменистой местности резиновые гусеницы слишком быстро выходят из строя, либо имеют опасную тенденцию соскакивать на максимальной скорости, что зачастую имело катастрофические последствия. Наиболее показательным в этом плане стал крупный бой 3-го октября, когда по этой причине из строя вышло 4 танка, причем экипаж одного из них, пытаясь переставить гусеницу, был убит берберами. Вернувшись во Францию, танки были отправлены в мастерские Версаля для ремонта.

     Вроде бы, в 1926г. в Марокко появились первые машины Renault FT на улучшенной ходовой Hinstin-Kegresse, которые получили в литературе обозначение Renault FT М26/27, впрочем, частенько эту машину также называют NC2 модели 1926/1927гг. В некоторых источниках указывают, что Renault FT с доработанной ходовой Hinstin-Kegresse появились в 1928г. (-?). (Рис.3)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_nc2_c1.jpg

Рис.3 - Renault FT М26/27.

 

Модернизация ходовой Hinstin-Kegresse заключалось, во-первых, в том, что ведущее колесо было выставлено таким образом, чтобы не было свеса передней части корпуса - теперь стало возможно отказаться от переднего барабана – кормовые барабаны сохранялись. (Рис.4)

 

Рис.4 – Вид на кормовые барабаны на танках Renault.

 

Во-вторых, резинометаллическая гусеница получила другой протектор, с металлическими подушками. (Рис.5)

 

Картинки по запросу ситроен-кегресс

Рис.5 - Резиновая гусеница Кегресса с металлическими подушками.

 

 В-третьих, между 2 и 3 тележкой появился поддерживающий ролик.

Переделке подвергались как пушечные, так и пулеметные варианты Renault FT - возможно, модификации Renault М24/25. (Рис.6)

 

Рис.6 – Пулеметный и пушечный танки М26/27.

 

В некоторых справочниках приводится, что модель М26/27 получилась на 100 кг легче, чем базовый Renault FT. Танки Renault М26/27 могли разгоняться до 16 км/ч.

Машины не вызвали большого интереса у французских военных, но фирма Renault продвигала танки FT с ходовой Hinstin-Kegresse за рубеж.

В литературе встречается мнение, что зимой 1928г. в Швеции испытывались два танка Renault FT на модернизированной ходовой Hinstin-Kegresse (М26/27) – один в пулеметном исполнении, другой в пушечном. (Рис.7)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_nc2_1.jpg

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_nc2_3.jpg

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_nc2_2.jpg

Рис.7 – Танки М26/27 на испытаниях зимой.

 

     Правда, в некоторых источниках, указывают, что это фотографии танков М26/27 в Польше. Возможно, после испытаний в Швеции танки (или один танк М26/27) попали с этими же целями в Польшу, или – наоборот. Шведы данным вариантом не соблазнились, а поляки прикупили 5 танков Renault М26/27. Пишут, что польские Renault FT-Kégresse продолжали использоваться и к началу Второй мировой войны. Встречается, что в 1935г. или в 1937г. поляки на одну из таких машин установили новую башню, в которой размещались 37-мм орудие и спаренный пулемет. Возможно, башня конструктивно напоминала башню от английского 6-ти тонного «Виккерса», поскольку в литературе эту башню иногда именуют башней «Рено-Виккерс». Пишут, что на этой машине в ходовой части были применены узлы, унифицированные с 6-ти тонным «Виккерсом». Новый образец развивал скорость до 13 км/ч.

     В 1926. Югославия заказала во Франции 21 танк типа Renault FT. Заказ был выполнен в 1930 году. В партии поставленных танков, вроде бы, 10 шт. (или 9) были вариантами М26/27. (Рис.8)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_m26_jugo_8.jpg

Рис.8 – Югославские М26/27.

 

Из М26/27, получивших в югославской армии обозначение М-26, к апрелю 1930г. сформировали отдельную танковую роту, разместив её в Крагуеваце. 6 сентября 10 (или 9) танков было продемонстрировано на военном параде в Белграде. (Рис.9)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_m26_jugo_7.jpg

Рис.9 – М-26 на параде.

 

Предвоенная карьера югославских танков всех типов оказалась совершенно не насыщенной событиями – только тренировки и маневры - это позволило им дожить до мая 1941 года. (Рис.10)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_m26_jugo_11.jpg

Рис.10 – Югославский М-26, середина 1930-х.

 

Боевой путь югославских танков оказался очень коротким. Югославское командование утратило контроль над войсками уже на второй день войны, поэтому каждое соединение действовало на своё усмотрение - танковые роты не стали исключением. Вероятно, единственный факт боевого применения М-26 имел место под г. Стипа, где части 73-й пехотной дивизии вермахта были атакованы ротой Renault FT и М-26. Надо отметить, что немцы оказались в сложном положении, и югославскую атаку удалось отбить только после вызова авиационной поддержки. Рота потеряла шесть танков и вынуждена была отступить. (Рис.11)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_m26_jugo_10.jpg

Рис.11 – Подбитые югославские М26/27, 1941г.

 

 Ещё три танка были выведены из строя собственными экипажами. Можно предположить, что эти танки достались немцам в качестве трофеев и затем использовались ими как учебные танки (Рис.12).

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_m26_jugo_6.jpg

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_m26_jugo_12.jpg

Рис.12 – Бывшие югославские М26/27 в качестве немецких трофеев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru