Renault FT М26/27
Renault FT М26/27
Франция
Легкий по массе пехотный танк
масса |
6,4/6,6 т |
вооружение |
37-мм орудие или 1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
20-39 л.с. |
выпускался |
1926-1928гг., Renault 15 шт. конверсии
Renault М24/25 |
Основная статья:
Французское танкостроение 1919-1930гг.
В 1924-1925гг. был выполнен заказ на модификацию 26 танков Renault FT, в результате
которой машины получали ходовую часть Kegresse-Hinstin. Со временем такие машины начали
обозначать Renault
FT М24/25. (Рис.1)
Рис.1 – Танк Renault FT с ходовой Hinstin-Kegresse.
В 1925 году танки Renault FT с ходовой Kegresse-Hinstin прошли апробацию в боевых условиях. Правительство Франции санкционировало отправку в Западную Сахару на помощь испанцам экспедиционного корпуса с ротой модернизированных танков Renault FT. (Рис.2)
Рис.2 – Renault FT М24/25 в Северной Африке.
Оказалось, что в условиях каменистой местности резиновые гусеницы слишком быстро выходят из строя, либо имеют опасную тенденцию соскакивать на максимальной скорости, что зачастую имело катастрофические последствия. Наиболее показательным в этом плане стал крупный бой 3-го октября, когда по этой причине из строя вышло 4 танка, причем экипаж одного из них, пытаясь переставить гусеницу, был убит берберами. Вернувшись во Францию, танки были отправлены в мастерские Версаля для ремонта.
Вроде бы, в 1926г. в Марокко появились первые машины Renault FT на
улучшенной ходовой Hinstin-Kegresse, которые получили в литературе обозначение Renault FT М26/27, впрочем, частенько эту машину
также называют NC2 модели 1926/1927гг. В некоторых источниках указывают, что Renault
FT с доработанной ходовой Hinstin-Kegresse появились в 1928г. (-?). (Рис.3)
Рис.3 - Renault FT
М26/27.
Модернизация ходовой Hinstin-Kegresse заключалось, во-первых, в том, что ведущее колесо было выставлено таким образом, чтобы не было свеса передней части корпуса - теперь стало возможно отказаться от переднего барабана – кормовые барабаны сохранялись. (Рис.4)
Рис.4 – Вид на кормовые барабаны на танках Renault.
Во-вторых, резинометаллическая гусеница получила другой протектор, с металлическими подушками. (Рис.5)
Рис.5 - Резиновая гусеница Кегресса с металлическими подушками.
В-третьих, между 2 и 3 тележкой появился поддерживающий ролик.
Переделке подвергались как пушечные, так и
пулеметные варианты Renault FT - возможно, модификации Renault
М24/25. (Рис.6)
Рис.6
– Пулеметный и пушечный танки М26/27.
В некоторых справочниках приводится, что
модель М26/27 получилась на 100 кг легче, чем базовый Renault FT. Танки Renault М26/27 могли разгоняться до 16 км/ч.
Машины не вызвали большого интереса у французских военных, но фирма Renault продвигала танки FT с ходовой Hinstin-Kegresse за рубеж.
В литературе встречается мнение, что зимой 1928г. в Швеции испытывались два танка Renault FT на модернизированной ходовой Hinstin-Kegresse (М26/27) – один в пулеметном исполнении, другой в пушечном. (Рис.7)
Рис.7 – Танки М26/27 на испытаниях зимой.
Правда, в некоторых
источниках, указывают, что это фотографии танков М26/27 в Польше. Возможно,
после испытаний в Швеции танки (или один танк М26/27) попали с этими же целями
в Польшу, или – наоборот. Шведы данным вариантом не соблазнились, а поляки
прикупили 5 танков Renault М26/27. Пишут, что
польские Renault FT-Kégresse продолжали использоваться и к началу
Второй мировой войны. Встречается, что в 1935г. или в 1937г. поляки на одну из
таких машин установили новую башню, в которой размещались 37-мм орудие и
спаренный пулемет. Возможно, башня конструктивно напоминала башню от
английского 6-ти тонного «Виккерса», поскольку в литературе
эту башню иногда именуют башней «Рено-Виккерс». Пишут, что на этой машине в
ходовой части были применены узлы, унифицированные с 6-ти тонным «Виккерсом».
Новый образец развивал скорость до
В 1926. Югославия заказала во Франции 21 танк типа Renault FT. Заказ был выполнен в 1930 году. В партии поставленных танков, вроде бы, 10 шт. (или 9) были вариантами М26/27. (Рис.8)
Рис.8 – Югославские М26/27.
Из М26/27, получивших в
югославской армии обозначение М-26,
к апрелю 1930г. сформировали отдельную танковую роту, разместив её в
Крагуеваце. 6 сентября 10 (или 9) танков было продемонстрировано на военном
параде в Белграде. (Рис.9)
Рис.9 – М-26 на параде.
Предвоенная карьера югославских танков всех типов оказалась совершенно не насыщенной событиями – только тренировки и маневры - это позволило им дожить до мая 1941 года. (Рис.10)
Рис.10 – Югославский М-26, середина 1930-х.
Боевой путь югославских танков оказался очень коротким. Югославское командование утратило контроль над войсками уже на второй день войны, поэтому каждое соединение действовало на своё усмотрение - танковые роты не стали исключением. Вероятно, единственный факт боевого применения М-26 имел место под г. Стипа, где части 73-й пехотной дивизии вермахта были атакованы ротой Renault FT и М-26. Надо отметить, что немцы оказались в сложном положении, и югославскую атаку удалось отбить только после вызова авиационной поддержки. Рота потеряла шесть танков и вынуждена была отступить. (Рис.11)
Рис.11 – Подбитые югославские М26/27, 1941г.
Ещё три танка были выведены из строя собственными экипажами. Можно предположить, что эти танки достались немцам в качестве трофеев и затем использовались ими как учебные танки (Рис.12).
Рис.12 – Бывшие югославские М26/27 в качестве немецких трофеев.