Renault FT М24/25
Renault FT М24/25
Франция
Легкий по массе пехотный танк
масса |
6,5/6,7 т |
вооружение |
37-мм орудие или 1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
20-39 л.с. |
проект |
1922г., Kegresse,
Hinstin |
выпускался |
1922, 1924-1925гг., Renault 26 шт. конверсии
Renault FT |
Основная статья:
Французское танкостроение 1919-1930гг.
Задача создания нового легкого танка сопровождения
пехоты (Char leger d'accompagnement d'infanterie),
высказанная Эстиенном (Рис.1) в 1922г., в начале
1920-х, по сути, свелась к созданию прогрессивной модификации Renault FT с чуть более мощным
бронированием и улучшенной подвижностью, поскольку армейское командование посчитало достаточным пойти по пути
модернизации полюбившегося Renault FT.
Рис.1 - Генерал Жан Батист Эжен Эстиенн (Jean Baptiste Eugène Estienne), 1860–1936гг.
«Отец» французских танковых частей, признанный тактик танковых войск.
В начале 1920-х занимал пост председателя технической секции генерального штаба.
В конце 1922 года на испытания вышел опытный образец Renault FT с ходовой Hinstin-Kegresse, переделанный из танка Renault FT установочной партии. (Рис.2)
Рис.2 – Танк Renault FT с ходовой Hinstin-Kegresse.
Машина отличалась измененной ходовой частью. Она состояла (на борт) из ведущего колеса и ленивца, 1 поддерживающего ролика, 8 металлических сдвоенных опорных катков, блокированных попарно, в четыре тележки, при этом 1-я - 2-я и 3-я – 4-я тележки блокируются друг с другом, тележки подвешиваются на продольной балке с амортизацией на листовых рессорах. (Рис.3, Рис.4)
Рис.3 – Французский патент Кегресса на ходовую часть для танка Renault FT.
Рис.4 – Крупным планом ведущее колесо.
Гусеницы – резинометаллические, изготавливались из резины, укрепленной стальными элементами. Кроме того, впереди и позади корпуса танка появились передней части корпуса появились барабаны-перекатыши, эти барабаны помогали танку преодолевать вертикальные препятствия. (Рис.6)
Рис.6
– Хорошо видны передние барабаны.
Испытания показали, что при стандартном
моторе Renault FT
машина теперь могла разгоняться, по одним данным, до 18 км/ч, по другим – до 12
км/ч, против максимальных 7,5 км/ч для обычных Renault FT. Запас хода
составил около 120 км (FT имел запас хода 35 км). Увеличился ресурс
гусницы со 150-200 км до 200-250 км.
В 1924 году был получен заказ на переоборудование 26 танков Renault FT (по данным Франсуа Вовилье, их было 23 штуки), который выполнили в начале 1925 года. За исключением ходовой части никаких других изменений в конструкцию серийных танков Renault FT не вносилось, т.е. машины с ходовой Hinstin-Kegresse были получены путем конверсии танков базовой модели Renault FT. Вариант Renault FT с ходовой Hinstin-Kegresse, как будто, получил обозначение Renault FT-Kégresse, но позже к этой модификации в литературе пристало обозначение Renault M.24/25.
Все машины поступили в распоряжение 508-го танкового полка для проведения войсковых испытаний. Две роты обновленных Renault FT показали себя очень хорошо, что было дополнительно подтверждено на маневрах в Мурмеллоне.
В 1925 году танки Renault FT с ходовой Kegresse-Hinstin прошли апробацию в боевых условиях. Правительство Франции санкционировало отправку в Западную Сахару на помощь испанцам экспедиционного корпуса с ротой модернизированных танков Renault FT. (Рис.7)
Рис.7 – Renault FT-18 Hinstin-Kegresse в Северной Африке.
Оказалось, что в условиях каменистой местности резиновые гусеницы слишком быстро выходят из строя, либо имеют опасную тенденцию соскакивать на максимальной скорости, что зачастую имело катастрофические последствия. Наиболее показательным в этом плане стал крупный бой 3-го октября, когда по этой причине из строя вышло 4 танка, причем экипаж одного из них, пытаясь переставить гусеницу, был убит берберами. Вернувшись во Францию, танки были отправлены в мастерские Версаля для ремонта.