FCM
M1921
FCM M1921
Франция
Средний по массе боевой танк
15,64/17 т |
|
вооружение |
75-мм орудие 2 пулемета |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
120 л.с. |
проект |
1921-1923гг., FCM |
выпускался |
1923-1924г., FCM 1 шт. опытный |
Основная статья: Французское танкостроение
1919-1930гг.
Рис.1 - Edmond Buat (1868-1923гг.), генерал.
В 1920-1923гг. начальник генерального штаба.
В январе 1921г. комиссия Буа объявила конкурс по созданию перспективного среднего танка с тяжелым бронированием. Декларировалось, что помимо поддержки пехоты, «боевой танк» должен был самостоятельно выполнять свои задачи, включая борьбу с вражеской бронетехникой. Отсюда выдвигались соответствующие требования: максимально низкий силуэт корпуса, боевая масса до 13-14,5 тонн (- в некоторых источниках пишут – порядка 30 метрических тонн), бронирование до 25 мм, обязательное пушечно-пулеметное вооружение. Насчет последнего пункта предлагалось два варианта – с 75-мм гаубицей и 47-мм противотанковой пушкой, но в любом случае их предстояло установить в корпусе - предполагалось, что будущая война также будет позиционной, следовательно, расположение позиций противника будет только по фронту впереди. А вот пулеметы в количестве двух штук надлежало установить в башне с круговым вращением. Экипаж – 3 человека. Основное требование, выдвигаемое к ходовой части танка, заключалось в способности преодолевать рвы и траншеи шириной 2,5-3 метра.
В конкурсе приняли участие пять компаний: «Делоне-Бельвилль», FCM, FAHM (- в литературе частенько именуют St-Chamond), Renault и Schneider выступили сообща. Чтобы избежать конфликтов и подковерной борьбы французская армия объявила, что оставляет за собой право объединять части любого или всех проектов в одном танке. В обмен все производители должны были получить заказы на этот один единственный новый танк – т.н. «Cоглашение Эстиенна» (“Accord Estienne”).
Пишут, что по итогам работ фирма Delaunay-Belleville должна была получить заказ на 10 машин, FAMH — на 15, FCM — на 15, а Schneider и Renault — по 30.
Фирма FCM пошла тем путем, который был выбран при проектировании танка 2С. Эта боевая машина, получившая обозначение FCM M1921 (Рис.2), сохранила ходовую часть с гусеницами, почти целиком охватывавшим корпус, длина которого была сокращена до 5 метров.
Рис.2 - FCM
M1921.
Как
видим, конструкция сохранила очертания ромба С2. Масса машины, по одним данным
- 17 т, по другим – 15,64 т; длина – 6,5 м, высота –
2,5 м. Такая высота обусловлена наличием командирской башенки, которая, как
считают, есть переделанная кормовая башня с С2. Бронирование: лоб – 25 мм.
Двигатель карбюраторный Panhard мощностью
120 л.с. Трансмиссия механического типа.
Ходовая часть (на один борт) - 15 опорных катков, 4 поддерживающих ролика,
переднее ведущее и заднее направляющее колесо, змеевидная гусеничная лента
Джонсона из 66 стальных траков. Конструкция «змеевидной» или «скелетной»
(Snake Track) гусеницы предполагало, что звенья на тросе соединены не прямыми,
а шаровыми шарнирами, допускающими как устилание цепи по неровностям почвы
(продольным и поперечным), так и расположение цепи по той прямой, по которой
совершается движение танка при повороте. В данном случае траки располагались на
некотором расстоянии и крепились к гусеничной ветви средней частью, что
позволило применить их в качестве движителя при передвижении на плаву. Даже при
использовании закрытого шарнира это заметно упрощает конструкцию, снижает массу
и повышает проходимость машины. Данный тип гусеницы выступает упругим элементом
подвески.
Основное вооружение должно было состоять из 75-мм пушки, установленной в лобовом листе корпуса. Для защиты от атак пехоты были предусмотрены два пулемета, установленные в башне с круговым вращением. Впрочем, сектора обстрела пулеметов существенно сокращались из-за установки в средней части корпуса двигателя и вентиляторов, прикрытых броневым кожухом и сильно выступающих за его габариты. Экипаж – 3 чел. Механик-водитель размещался с левой стороны от пушки, обзорность с его места оказалась неважной. Командир танка, напротив, находился в весьма комфортных условиях – в крупной башне с наблюдательной башенкой.
Пишут, что машина могла развивать скорость до 17,5 км/ч, а дальность действия доходила до 175 км.
Машина была передана специалистам мастерских Рюэля (Atelier de Rueil) в конце 1924г. Совместные испытания опытных танков Char de Bataille продолжались 11 месяцев до марта 1925 года. Вариант FCM M1921 был отвергнут комиссией сразу по результатам тестирований.