Chenillette St-Chamond modele 1921

 

 

Chenillette St-Chamond modele 1921

Франция

Сверхлегкий по массе колесно-гусеничный танк

масса

3 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

15 л.с.

проект

1919г., FAHM

выпускался

1920-1921гг., FAHM

5 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1919-1930гг.

Развитие нетривиальных идей

 

 

В марте 1919 года маршал Петен опубликовал письмо о необходимости бронированной машины массой около 3-х тонн. В том же году специалисты фирмы FAHM (Compagnie des Forges et Acieries da la Marine et d`Homecourt) приступили к разработке колесно-гусеничной танкетки или сверхлегкого танка, но не на гусеничном, а на колесно-гусеничном движителе. Работы шли под началом технического директора FAMH Эмиля Римальо. Предполагалось, что такая машина может выступать как в роли машины разведки, моторизованного пехотинца, так и в роли легкого тягача или транспортера. Считалось, что для подобной машины достаточно легкого бронирования и одного пулемета винтовочного калибра.

При проектировании колесно-гусеничного хода французские инженеры прибегли к довольно сложному конструктивному решению – переход на гусеницы осуществлялся одновременным их опусканием на грунт и поднятием на корпус колес (с бескамерными шинами) вместе с мостами автомобильного типа, которые располагались спереди и сзади. Полное время перехода с колес на гусеницы при помощи механического привода занимало 10 минут.

При передвижении на колёсах управление велось с помощью обычного руля. Управляемыми были только передние колёса, привод от компактного 2-цилиндрового двигателя мощностью 15 л.с. был на задние колеса. Подвеска автомобильных мостов имела амортизацию на листовых рессорах.

На гусеницах танкетка управлялась педалями и рычагами. Гусеничная часть, применительно на каждый борт, состояла из 10 опорных катков, сблокированных попарно в 5 тележек с блокированной подвеской, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса.

Водитель, он же – стрелок, размещался в высокой надстройке корпуса, толщина бронирования которой составляла 6 мм. Вооружалась танкетка модели 1920 г. одним 8-мм пулеметом Hotchkiss, установленном в лобовом листе надстройки с небольшим смещением вправо от центральной оси.

Машина имела полное бронирование толщиной 6 мм.

В 1920г. получили прототип новой одноместной машины. (Рис.1)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/st-chamond_m1921/sc_m1921_1.jpg

Рис.1 – Первый прототип танкетки St-Chamond.

 

Масса 3 т. Длина – 3600 мм, ширина – 2080 мм, высота – 1930 мм.

На испытаниях прототип развил скорость до 28 км/ч на колёсах и до 6 км/ч на гусеницах, преодолевал уклон в 30°, ров шириной до 1,7 м и брод глубиной до 0,7 м. Первые тесты танкетка проходила в одноместном варианте, но очень скоро выяснилось, что одному человеку очень трудно совмещать обязанности водителя, командира и пулеметчика. После незначительных доработок трехтонная танкетка была принята к серийному производству под обозначением Chenillette St-Chamond modele 1921 (танкетка Сен-Шамон модель 1921 года). (Рис.2)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/st-chamond_m1921/sc_m1921_4.jpg http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/st-chamond_m1921/sc_m1921_2.jpg 

  Image 

https://i03.fotocdn.net/s124/b8e8977dc0217301/public_pin_l/2835464625.jpg 

Рис.2Chenillette St-Chamond modele 1921.

 

Однако «серийность» машины ограничилась 5 экземплярами - французская армия не пожелала принимать колесно-гусеничные танки-танкетки на вооружение. Предложение этих изделий на экспорт также не дало больших результатов.

В 1923 году одна машина М1921 была отправлена в Финляндию, где подверглась всесторонним испытаниям. Достаточно быстро выяснилось, что механический привод смены хода и трансмиссия не выдерживают высоких нагрузок. К этому добавлялось отсутствие защиты открытых элементов подвески и слабое вооружение с ограниченными углами обстрела. На таких условиях от дальнейших поставок М1921 финская делегация отказалась. В дальнейшем танкетка использовался исключительно для учебных целей и была выведена из эксплуатации в 1937г.

Ещё одна танкетка этой модификации была отправлена в Японию. (Рис.3)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/st-chamond_m1921/sc_m1921_jap1.jpg

Рис.3 – Японская Chenillette St-Chamond modele 1921.

 

 Предположительно это произошло в 1924 году. Японская армия тогда рассматривала варианты для принятия на вооружение разведывательной бронемашины, и М1921, вроде бы, неплохо вписывалась в техническое задание. (Рис.4)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/st-chamond_m1921/sc_m1921_jap2.jpg

Рис.4 – Танкетка М1921 на испытаниях в Японии.

 

Вероятно, под впечатлением от конструкции St-Chamond 1921 японцы в 1929г. построили собственную колесно-гусеничную танкетку, правда, уже плавающую. (Рис.5)

 

Рис.5 – Японская колесно-гусеничная плавающая танкетка «Инома-Каминиши».

 

Одна танкетка в 1925г. проходила испытания в Польше. (Рис.6)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/st-chamond_m1921/sc_m1921_pol_1.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/st-chamond_m1921/sc_m1921_pol_3.jpg

Рис.6 – Танкетка М1921 на испытаниях в Польше, 1925г.

 

Поляков, видимо, в большой степени интересовала конструкция сменного колесно-гусеничного хода (Рис.7) – дальнейших поставок не последовало.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/st-chamond_m1921/sc_m1921_pol_2.jpg

Рис.7 - Танкетка М1921 – вид анфас.

 

Есть также данные, что Испания и Советский Союз (-?) также приобрели (или получили для тестирования) по одному образцу М1921. Машина потенциальных покупателей не заинтересовала. Правда, в некоторых источниках пишут, что испанцы купили 7 машин М1921.

В 1921г. Эмиль Римайо (главный конструктор FAMH) увлекся темой применения шасси сверхлегких машин под САУ. Римайо запатентовал любопытное решение сверхлегкой САУ, перемещение которой обеспечивал электродвигатель, а питание к нему передавалось по кабелю от идущего впереди тягача, который одновременно выступал в роли подвозчика боеприпасов. (Рис.8)

 

Рис.8 – Из патента Эмиля Римайо от 1921г. на самоходную установку.

 

Примерно в 1924г. Римайо представил два варианта машин с пушечным вооружением на базе St-Chamond modele 1921. В обоих случаях конструкция М1921 не претерпела значительных переделок - была перестроена только надстройка корпуса.

На одной машине несколько изменили корпус и оснастили короткоствольной 75-мм пушкой. (Рис.9)

 

Рис.9 – «Сен-Шамон» с короткоствольной 75-мм пушкой, 1924г.

 

    Представляется, что этот вариант может рассматриваться в качестве танка огневой поддержки пехоты, кавалерии или сверхлегких линейных машин в случае, если машина имела полную бронировку.

Вторая пушечная машина на базе танкетки St-Chamond modele 1921 имела длинноствольную 75-мм пушку обр.1897 с частично бронированным щитом. (Рис.10)

 

Рис.10 – САУ на базе танкетки «Сен-Шамон» с 75-мм пушкой обр. 1897г., 1924г.

 

    Эта машина позиционировалась как легкая САУ для кавалерии - Canon de Cavalerie automoteur de 75 Saint-Chamond Modele 1924. Масса САУ оценивалась в 11 тонн. Орудие располагалось в кормовой части. Чтобы вести огонь по врагу, самоходную установку пришлось бы разворачивать задом наперед.

 Обе машины не нашли поддержки со стороны армии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru