Char Perrinelle-Dumay

 

 

Char Perrinelle-Dumay

Франция

Сухопутный броненосец

масса

84 т

вооружение

2х65-мм орудия

47-мм орудие

13 пулеметов

экипаж

19-24 чел.

проект

1921-1933гг., Perrinelle-Dumay

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1919-1930гг.

Производные конструкции Первой мировой

 

 

     Louis Paul André de Perrinelle-Dumay, родившийся 11 февраля 1864г. в Версале, поступил на службу во французский флот в 1881г. 31 августа 1916 года ему было присвоено звание капитана фрегата (Capitaine de frégate, эквивалент армейского звания подполковник), и он стал президентом Комиссии телеграфного контроля в Гавре (President of the Telegraphic Control Commission in Le Havre). Однако 17 января 1917 года ему пришлось оставить корабли и корабельное дело и начать новую карьеру в танках. Его в качестве наблюдателя прикомандировали к командиру «Группы Сен-Шамон № X», 10-я танковая группа (Groupement de St Chamond n° X’, 10th Tank Group) в Марли-ле-Руа, к западу от Парижа, состоящей из трех рот танков St. Chamond: AS 31, AS 33 и AS 36. В то время подразделение было экспериментальным и еще не до конца укомплектованным, поэтому подразделение возглавлял офицер всего лишь в звании капитана - капитан Calmels. Вероятно, Perrinelle-Dumay отправили к танкам St. Chamond по причине их электрической трансмиссии, а флотский офицер Perrinelle-Dumay, надо понимать, имел некоторые технические познания в этой области. В мае 1917г. Perrinelle-Dumay вступил в командование 10th Tank Group. Увы, в таковом качестве Perrinelle-Dumay пребывал недолго, уже 29 декабря 1917 года генерал Эстьенн официально подписал возвращение Perrinelle-Dumay в состав флота, назначив нового командира главой 10-й танковой группы - Battalion Commander Georges Fornier.

     Знакомство с танками St. Chamond (Рис.1), видимо, произвело на флотского офицера сильное впечатление.

 

Рис.1 – Char St. Chamond.

 

     18 февраля 1918г. Perrinelle-Dumay в своем отчете (- вероятно, отчете о деятельности в качестве командира 10th Tank Group) предлагает, правда, в общих чертах создать длинный, хорошо вооруженный и хорошо защищенный танк, превосходящий те, которые в настоящее время используются во французской армии. После окончания войны интерес к танкам угас. Очевидно, по этой объективной причине только, как сообщают, 6 марта 1921 года конструкция Perrinelle-Dumay приобрела некоторые формализованные характеристики – почти 20 метров в длину и весом 84 тонны. По всей видимости, эта дата указывается самим автором в изданной им в 1933г. книге “Les chars de Combat 1933”. Помимо гигантской длины, которая позволяла машине пересекать сразу по нескольку траншей, в том числе, шириной 5 м, конструкция машина имела заметную особенность – 7 гусеничных траков: по три на борт и один, расположенный под углом – в корме машины. (Рис.2)

 

Рис.2 – Собственноручные, сapitaine de frégate Perrinelle-Dumay’s оригинальные рисунки его танка в книге “Les chars de Combat 1933”.

 

     При беглом взгляде на изображения Char Perrinelle-Dumay бросается в глаза, что корпус машины, ее компоновка, расположение вооружения имеют родство с танком St. Chamond с добавлением определенной морской тематики. По сути дела, корпус Char Perrinelle-Dumay представляет собой сильно вытянутый корпус St. Chamond, но носовая и кормовая части получили новые «морские» очертания для более удобного прохождения препятствий складок почвы и размещения более обильного, чем на прародителе, вооружения. Но главным фактором, обеспечивающим хорошую проходимость по полю боя, выступала 7-гусеничная конструкция ходовой части, где задняя наклонная гусеница назначалась исключительно для преодолевания вертикальных препятствий и, возможно, имела привод – говорят, первоначально изобретатель планировал установить наклонную гусеницу спереди. Надо заметить, что идея с наклонной гусеницей в качестве меры по улучшению проходимости рассматривалась и для танка St. Chamond, но только ее предлагали устанавливать спереди. (Рис.3).

 

Рис.3 – Идея передней наклонной гусеницы для улучшения проходимости танка St. Chamond.

 

     Энтузиасты по рисункам Perrinelle-Dumay составили эталонное изображение Char Perrinelle-Dumay. (Рис.4)

 

Рис.4 - Char Perrinelle-Dumay, иллюстрация Pavel Alexe.

 

     Масса танка оценивается 84 т при габаритах: длина 19,7 м, ширина 3 м, высота 3,7 м. Между тем, соотношении длины корпуса к ширине 5:1, машина практически не может маневрировать. В отношении бронирования приводят такие величины: лоб корпуса до 80 мм, борт 60 мм, днище 30 мм крыша 40-50 мм. Передняя часть корпуса копировала нос корабля. Такое решение, по мнению автора, помогало выталкивать машину вверх по вертикальному препятствию. Корма, приподнятая над поверхностью примерно на 2/3 общей высоты корпуса, напоминала палубу катера. На крыше корпуса отмечены три башенки, в двух передних предполагалось наличие стробоскопов. Башен с вооружением на танке не было, все вооружение устанавливалось в корпусе, группируясь в передней и задней частях - по центру машины располагалась силовая установка. Танк вооружался тремя орудиями – двумя 65-мм пушками (- возможно, горные орудия Canon de 65M Modele 1906, но на авторском рисунке показаны пушки с довольно длинными орудиями) в спонсонах спереди и одним 47-мм орудием в корме. Для формирования максимально больших секторов обстрела автор предусмотрел 13! пулеметов. (Рис.5)

 

Рис.5 – Сектора обстрелов, обозначенные Perrinelle-Dumay.

 

     Наблюдатели оценивают экипаж машины в 19 – 24 чел., включая 13 пулеметчиков, 6 чел прислуги к двум 65-мм орудиям, 2 человека прислуги к кормовому 47-мм орудию, водителя, командира, кормового наблюдателя, и 2-х кочегаров!  Да, кочегаров - Perrinelle-Dumay рассматривал идею о двигателях, работающих на угле: либо паровой двигатель, сжигающий уголь, либо нагревающий его для сжигания производимого газа. Это очередной прямой отсыл к морской тематике. Однако не исключалась и возможность использования, возможно, нескольких дизельных двигателей. Под силовую установку выделялось пространство вдоль осевой линии машины, начиная с позиции непосредственно за второй стробоскопической башенкой примерно на 8 м назад. По обеим сторонам от двигателя помещались топливные баки совокупным объемом 6624 л. Между топливными баками и мотором, с обеих сторон от него, сохранились проходы по 50-60 см шириной. Из семи гусениц по три с каждой стороны должны были соприкасаться с землей, когда они находились на плоской поверхности, а седьмая гусеница находилась под углом над землей, под кормовой палубой. На ровной поверхности шесть гусениц создавали давление около 700 г/см2 (68,6 кПа) и максимально до 1500 г/см2 (147,1 кПа) при преодолении препятствия. Гусеничные блоки прорисованы нечетко, но конструктивно похожи на ходовую часть танков St. Chamond. Необычной особенностью конструкции были домкраты. Хорошо видно, что вдоль каждой стороны танка установлены четыре домкрата. Первый находился перед ведущим гусеничным узлом, домкраты 2, 3 и 4 располагались между гусеничными звеньями 1-2, 2-3 и 3-7. Назначение домкратов не поясняется, однако очевидно, что при их помощи танк мог приподниматься над поверхностью и превращаться в неподвижную огневую точку.

    И, наконец, данная машина должна была быть плавающей! Perrinelle-Dumay рассчитал, что для его танка высота надводного борта должна составлять 1,2 м (т.е. машина погружалась на 2,5 м). На рисунках не показан гребной винт, из чего следует допустить, что машина по воде передвигалась бы за счет перемотки гусениц. Впрочем, при такой длине машины ширины было явно недостаточно для устойчивого нахождения на воде, а шире делать корпус было невозможно по причине ограничений габарита ширины при транспортировке по железной дороге. Говорят, Perrinelle-Dumay обращался за помощью к главному инженеру ВМС Франции Максиму Лабефу (Engineer of the French Navy, Maxime Laubeuf).  Максим Лабеф был военно-морским экспертом, в частности, в области подводных лодок. Возможно, именно такой была бы судьба этого танка в море. В итоге, концепция амфибийного танка таких габаритов повисла в воздухе.

     Не совсем ясно, рассматривал ли кто-либо из заинтересованных военных этот проект. Исследователи считают, что, скорее всего, этот проект был мысленным упражнением Capitaine de frégate Perrinelle-Dumay, растянувшимся более, чем на десятилетие. Вероятно, к счастью для него Perrinelle-Dumay умер 8 апреля 1939г., не дожив до начала Второй мировой войны.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru