Char DArret FCM&STCC

 

 

Char DArret FCM&STCC

Франция

Тяжелый по массе позиционный танк

масса

65 т

вооружение

75-мм орудие

или

120-мм орудие

1 пулемет

экипаж

не менее 4 чел.

мощность силовой установки

250-270/500 л.с.

проект

1928-1929г., FCM&STCC

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1919-1930гг.

Производные конструкции Первой мировой

 

 

28 мая 1928г. генерал Эстиенн (Рис.1) заявил в военном министерстве о необходимости дать старт программе разработки перспективного тяжелого танка от 40 до 50 тонн, с толщиной брони 60-70 мм, вооруженного 75-мм пушкой.

 

Картинки по запросу Жан-Батист Эжен Эстиенн

Рис.1 - Генерал Жан Батист Эжен Эстиенн (Jean Baptiste Eugène Estienne), 1860–1936гг.

«Отец» французских танковых частей, признанный тактик танковых войск.

В начале 1920-х занимал пост председателя технической секции генерального штаба.

 

В июле 1928г. в военном министерстве приветствовали инициативу, заявив, что подобный тип действительно нужен для прикрытия укрепрайонов, главным образом, для отражения атак танков, т.е. новый тип мыслился как некий позиционный тип с противотанковым оттенком - Char d'Arrêt (- довольно странное мнение, поскольку потенциальный противник, которым, видимо, уже представлялась Германия на тот момент фактически не имела танков, если не принимать в расчет фанерные макеты). Одновременно указывалось, что бронирование такой машины должно быть доведено до 100 мм.

Спецификация на Char d'Arrêt выглядела следующим образом (выдал спецификацию, очевидно, STCC – Технический танковый отдел): гусеничная машина по компоновке близкая к тяжелым танкам фирмы FCM; скорость 5-6 км/ч; бронирование вертикальных элементов – спереди 100-150 мм, сбоку 60-70 мм; вооружение – две 75-мм пушки с начальной скоростью снаряда 700 м/с и скорострельностью 12-15 выстрелов в минуту.

Первый вариант машины по данной спецификации разрабатывался на железоделательном заводе FCM и появляется 13 июля 1928г. В проекте пришлось несколько скорректировать толщину брони (не более 100 мм), поскольку предварительные расчеты показали, что машина с толщиной брони в 150 мм будет иметь массу не менее 100 т, что обрекало такой объект почти на полную неподвижность. Уменьшение бронирования дало выигрыш в массе до 70-80 т. Для обеспечения скорости до 6 км/ч предусматривалось два электродвигателя (по одному на борт), т.е. предполагалась электромеханическая трансмиссия. Электродвигатель и электрогенератор предусматривались также и для башни, в которой намеревались разместить два 75-мм орудия. В августе 1928г. конструкцию решили упростить ввиду сложности осуществления такого проекта в «железе». В новом варианте предусматривалось уже одно 75-мм морское орудие Mle 1922 CA с начальной скоростью снаряда 850 м/с. Максимальная толщина брони составляла 120 мм. Танк набирал массу в 60-65 т. Для того, чтобы разогнать аппарат до 6 км/ч предусматривался двигатель Sauter-Harle мощностью 250-270 л.с.

Дальнейшие работы по теме тяжелого танка продолжались на фоне острой дискуссии, развернувшейся в военной среде по поводу того к какой войне следует готовиться – к наступательной или оборонительной. 24 января 1929г. была опубликована «Инструкция тактического использования танков». В этой инструкции французское командование радикально отметало идею формирования больших танковых частей, предназначенных для самостоятельного действия.

В феврале 1929г. генерал Эстиенн и специалисты фирмы FCM принимают за основу второй вариант тяжелого танка (Рис.2): масса – 65 т; лобовая броня – 100-120 мм, вертикальные бортовые элементы – 50-60 мм; вооружение – 75-мм морское орудие с начальной скоростью снаряда 850 м/с, боекомплект – 160 снарядов, возможно, спаренный пулемет; скорость 6 км/ч, запас хода – 80 км при непрерывной работе в течение 24 часов.

 

Рис.2 - Char d'Arrêt FCM&STCC.

 

26 апреля 1929г. военный министр сообщил, что кредиты на постройку машины не будут выделены раньше 1931г. 17 мая на FCM прекратили дальнейшие работы по Char d'Arrêt. Однако в июне 1929г. STCC, со своей стороны, выдает новую спецификацию на Char d'Arrêt: масса – 65 т, бронирование башни, переднего элемента корпуса – 50 мм, боковых элементов корпуса – 40 мм, крыши и кормы – 30 мм, днища – 15 мм; вооружение – одна 120-мм пушка с начальной скоростью снаряда – 400 м/с; двигатель – 500 л.с., скорость – 12 км/ч; трансмиссия – гидравлическая Winterthur; ходовая часть типа FCM. Судя по требованию к орудию, последняя спецификация STCC более подходит для позиционного танка, чем для специализированного истребителя танков.

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru