Char Delauny-Belleville 1919

 

 

Char Delauny-Belleville 1919

Франция

Средний по массе пехотный танк

масса

15,8/14,3 т

вооружение

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

100 л.с. (?)

проект

1919г., Delaunay-Belleville

выпускался

1919г., Delaunay-Belleville

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1919-1930гг.

Инерционное развитие

 

 

Многие исследователи считают, что деятельность автомобилестроительной компании Delaunay-Belleville из парижского пригорода Сен-Дени стимулировала послевоенный системный интерес к перспективным типам танков. Delaunay-Belleville была среди предприятий, задействованных в 1918г. в сборке танков Renault FT - на мощностях Delaunay-Belleville было построено 390 танков Renault FT. Параллельно инженеры Delaunay-Belleville на базе Renault FT разработали артиллерийский тягач для 155-мм гаубицы Canon de 155 C mle.1917 Schneider. Согласно концепции, гаубица перевозилась прямо в тягаче, откуда даже имелась возможность вести огонь. В октябре 1918 года машина была представлена на испытания, но в серию не пошла: кончилась война. Однако разработчики Delaunay-Belleville не успокоились, используя наработки по тягачу, в 1919г. был построен танк, именуемый в литературе Delaunay-Belleville 1918 или Delaunay-Belleville 1919. (Рис.1)

 

Рис.1 - Delaunay-Belleville 1919.

 

     Заметно, что танк Delaunay-Belleville представлял собой увеличенный в размерах Renault FT. Ходовая часть была многокатковой, с передними направляющими и задними ведущими колёсами. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась специальными направляющими. Носовая часть и башня были взяты от предшественника без изменений. Боевая масса выросла до 15,8 тонны (по другим данным, до 14,3 т), что потребовало установки нового двигателя, кроме того, на танке установили гидравлическую трансмиссию типа Williams-Janney. Эти мероприятия повлекли за собой удлинение корпуса почти на метр и увеличение высоты машины. Одновременно корпус был сделан шире, связано это было с предполагаемым появлением в носовой части, слева от водителя 37-мм пушки, для чего механизм поворота танка был выполнен таким образом, чтобы без проблем осуществлялось наведение орудия по горизонту. В башне мог устанавливаться 8-мм пулемет. Габариты машины составили: длина – 5002 мм, ширина – 2120 мм, высота – 2540 мм. Вероятный экипаж 3 человека, но отдельные авторы указывают экипаж в 2 чел.

Некоторые авторы прямо пишут, что такая компоновка танка была продиктована генеральной линей средних танков типа СА3/СА4, которая активно развивалась в 1917г. - главным камнем преткновения, не позволившим французам создать средний танк во время войны оказалась задача совмещения шасси Schneider CA с мощной длинноствольной 75-мм пушкой.

В справочнике Хейгля, изданном в середине 1930-х годов, указывалось, что изначально танк Delaunay-Belleville проектировался как колесно-гусеничный, но финальный проект лишился колесной части ради упрощения конструкции.

     Пишут, что новую разработку фирмы Delaunay-Belleville заметил генерал Эстиенн (Рис.2).

 

Картинки по запросу Жан-Батист Эжен Эстиенн

Рис.2 - Генерал Жан Батист Эжен Эстиенн (Jean Baptiste Eugène Estienne), 1860–1936гг.

«Отец» французских танковых частей, признанный тактик танковых войск.

В начале 1920-х занимал пост председателя технической секции генерального штаба.

 

     Уже в мае 1919г. Эстиенн сформулировал концепцию среднего или «боевого» танка, как машины с тяжелым (противоснарядным) бронированием для прорыва вражеских линий обороны, уничтожения укреплений, живой силы и танков противника. В июне 1920 года во Франции была принята перспективная программа послевоенного танкостроения. Одной из концепций танка, предусмотренной этой программой, был «боевой танк» (Char de bataille), который занял бы промежуточное место между лёгкими танками поддержки пехоты (Char leger d'accompagnement d'infanterie), такими как Renault FT и тяжёлыми «танками-крепостями» (Char de forteresse), такими как Char 2C. Эстиенн предполагал использование этих типов танков в составе полностью механизированных подразделений мотопехоты.

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru