А4Е4 Vickers Light Tank Mk.I
А4Е4 Vickers
Light Tank Mk.I
Британия
Малый легкий танк
масса |
4,8 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой
установки |
58 л.с. |
проект |
1929г., Vickers |
выпускался |
1929г., Vickers 1 шт. опытный |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
В 1929-1930гг. работы по созданию нового –
т.н. «малого» танка, который бы занял промежуточное место между танкеткой и
легким танком массой в 6-7 тонн, шли лавинообразно. В сжатое время появилось
огромное количество прототипов и вариантов – процесс этот можно сравнить,
разве, с девятым валом на море. Вслед за А4Е1 в 1929г. построили варианты А4Е2.
(Рис.1)
Рис.2 - А4Е2, на верхнем левом фото башня повернута
назад.
Бронезащита лобовой части корпуса была доведена до 14 мм. Пишут, что моторно-трансмиссионное отделение было
перенесено вперед, но на доступных фото положение выхлопной трубы указывает на
то, что положение двигателя сохранилось в задней части машины, а трансмиссия
занимала переднюю часть корпуса. На танке устанавливался двигатель Meadows EPT 58
л.с. и трансмиссия механического типа с 2-ступенчатой первичной и 2-скоростной
вспомогательной коробкой передач. Среднюю часть занимало отделение управление,
на крыше которого была сделана коробкообразная бронированная рубка для водителя.
Далее располагалось боевое отделение. На крыше боевого отделения
устанавливалась цилиндрическая башня, конструктивно подобная той, что ставилась
на танк Vickers 6 ton. В башне находился защищенный бронированным кожухом
7,71-мм пулемет Vickers С/Т. Его ствол был короче, чем у
обычных пулеметов Vickers, и его можно было менять
изнутри танка. Пулемет включал пистолетную рукоятку, кожаные накладки на
ствольной коробке, на которые наводчик мог опираться головой, и большой кожаный
приклад для управления оружием. Пулемет весил 20,8
кг, имел скорострельность от 550 до 600 выстрелов в минуту, питался 250
патронными лентами и, вероятно, стрелял с начальной скоростью, близкой к
обычной модели .303, которая составляла около 750 м/с. Установка обеспечивала
пулемету угол возвышения 37,5° и угол склонения 10°С. (Рис.3)
Рис.3
- Vickers С/Т.
В боевом отделении и башне находилось
место командира танка, также выполнявшего функции наблюдателя и пулеметчика.
Приборы наблюдения состояли из смотровых
щелей с бронестеклами, размещенных в рубке водителя, по бортам корпуса и в
башне.
В ходовой
часть танка А4Е2 сохранялось две двухкатковые тележки и три поддерживающих
ролика на каждый борт. (Рис.4)
Рис.4 – Ходовая А4Е2.
Ведущие колеса находились спереди,
направляющие – сзади. Все колёса, за исключением ведущих, снабжались резиновыми
бандажами. В подвеске каждой из тележек использовалась амортизация на
четверть-эллиптических листовых рессорах. Гусеница – мелкозвенчатая, с литыми
одногребневыми траками.
Масса опытного танка А4Е2 повысилась
сравнительно с А4Е1 почти в два раза и составила 4800 кг. Габариты машины:
длина – 4010 мм, ширина - 1850 мм, высота – 1700 мм. Бронирование крыша, днище –
4 мм, прочие элементы -14 мм.
Испытания танка А4Е2 были проведены в
1929г. (возможно, 1930 году). Танк показал неплохие результаты: скорость 51-56
км/ч по шоссе, запас хода по шоссе – 257,5 км. Главное нарекание вызвала
бронезащита танка. Военное ведомство присвоило официальное
название типу - Light Tank Mk.I и выделило средства на постройку партии ещё
нескольких опытных машин данного типа, причем каждая из машин отличалась. К Light
Tank Mk.I относят и вариант А4Е2, но этот вариант имел ряд очень важных
изменений, поэтому он разбирается как отдельная Учетная единица.
А4Е4 получила новый интересный элемент в ходовой части – горизонтальные
пружины Хорстмана (Horstmann).
(Рис.5)
Рис.5 – А4Е4, вид на пружины Хорстмана.
Горизонтальная (иногда добавляют
горизонтальная винтовая) пружина Хорстмана являлась упругим элементом подвески.
Британский инженер Сидни Хорстман (Sidney
Horstmann) (Рис.6) разработал тип гусеничной подвески с пружиной своего имени в
1922 году.
Рис.6 - Sidney Horstmann, 1881 – 1962гг.
Основная особенность конструкции заключается в том,
что два или более колеса установлены на общий каркас. Каждое колесо установлено
на L-образном поворотном рычаге, который образует колоколообразный кривошип,
поэтому движение колеса вверх поворачивает в боковое движение верхнюю часть
кривошипа. Два рычага могут быть установлены на общем валу между ними. На двух
колесах имеется винтовая пружина, проходящая горизонтально между вершинами
кривошипных рычагов. Таким образом, если одно колесо перемещается вверх по
препятствию, пружина сжимается против поворотного рычага другого колеса.
Преимущество конструкции Horstmann заключается в том, что вес при помощи
пружины распределяется сразу на два колеса. Другим преимуществом является то,
что пружина может работать как при сжатии, так и при расширении, увеличивая
общее перемещение подвески. С точки зрения технического обслуживания тот факт,
что пружина соединяется в одной неподвижной точке и в остальном является
автономной, позволяет легко обслуживать систему в полевых условиях.
Расположение пружины над колесами также делает ее довольно компактной и не
требует размещения внутри корпуса. Понятие «системы Хорстмана» может быть
применимо к любой системе распределения веса, которая имеет два противолежащих
рычага поворота, независимо от типа пружины между ними. Название Хорстман может
относиться к любой подвеске, построенной компанией Horstman (теперь Horstman
Defense Systems Ltd) независимо от типа тележки, конструкции торсионной балки,
амортизатора.