А4Е1 Carden-Loyd
Mk.VII
А4Е1 Carden-Loyd Mk.VII
Британия
Сверхлегкий по
массе танк сопровождения
масса |
2,5 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой
установки |
59 л.с. |
проект |
1928г? – 1929г.,
Vickers |
выпускался |
1929г., Vickers 1 шт. опытный |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
Сверхлегкие и
минилегкие танки-танкетки
К
1930г. разработчики (Карден и Лойд) и военные начали понимать, что танкетка Carden-Loyd Mk.VI и ее варианты не есть то, что нужно Танковому корпусу,
точнее, нужна такая же по задачам сверхлегкая машина, но все-таки в виде
полноценного танка. Работы в этом направлении начались, вроде бы, еще в 1928г.
Так в 1929г. (- по другим сведениям, в 1930г.) фирма Vickers предъявила
сверхлегкий танк А4Е1, который его создатели обозначили как танкетку - Carden-Loyd
Mk.VII. Несмотря на преемственность в названии, новая машина заметно отличалась
от Carden-Loyd Mk.VI. (Рис.1)
Рис.1 – Вверху танкетка Carden-Loyd Mk.VI, внизу
- Light Tank 1928 Mk VII Carden Loyd.
Масса машины составила 2,5 т. Другие габариты
мне не известны.
Танк сохранил несколько общих черт с
Mk.VI. Корпус по-прежнему имел клепаную конструкцию с соединением броневых
листов толщиной 4 мм – крыша, днище, 6 мм – борт корпуса, 9 мм – лоб корпуса, при
помощи уголков, болтов и заклепок. Верхний и нижний лобовые бронелисты
устанавливались под небольшими углами наклона. Трансмиссия располагалась
спереди, боевое отделение – в центре, моторное – в кормовой части корпуса. В
моторном отделении устанавливался бензиновый двигатель Meadows, автомобильного
типа, развивавший мощность 59 л.с. Выхлопная труба была выведена на правую
надгусеничную полку. Вооружение, состоявшее из одного 7,71-мм пулемета Vickers,
находилось в приземистой башне цилиндрической формы со скошенными верхними
боковыми бронелистами. Похожие
башни устанавливались на бронеавтомобили Lanchester Armored-Car
1914г., Sheffield-Simplex Armored Car 1915г., Army Motor Lorries
Armored Car 1915г., Armstrong-Whitworth Armored Car 1915г. Экипаж танка состоял из двух человек – водителя и
командира-пулеметчика.
А вот ходовая часть была выполнена на
ином, более высоком технологическом уровне. Применительно на один борт она
включала четыре опорных катка, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и
заднее направляющее колесо. Все колеса, за исключением направляющих, оснащались
резиновыми бандажами. Опорные катки группировались попарно и каждый блок имел
амортизацию на листовых рессорах. Для усиления жесткости подвески обе тележки
соединялись продольной балкой.
Следует заметить, что новая ходовая,
скорее всего, была продуктом глубокой переработки и развития нескольких
вариантов конструкции ходовой. Например, в 1928г. Carden и Loyd создали для нужд армии малогабаритный тягач - Vickers Carden-Loyd Utility tractor, 1928 (Рис.2), отличавшийся характерной
ходовой частью.
Рис.2
– Варианты Vickers Carden-Loyd Utility tractor, 1928.
Пожалуй, именно в конструкции ходовой Vickers Carden-Loyd Utility tractor, 1928 встречается решение, когда опорные катки
сгруппированы в пару, которая имеет амортизацию на листовых рессорах.
Вскоре Light Tank 1928 Mk VII Carden Loyd слегка доработали – в ходовой исчезла
продольная балка, соединявшая обе тележки. (Рис.3)
Рис.3 - Light Tank 1928 Mk VII Carden Loyd с модифицированной ходовой.
Испытания легкого танка А4Е1 были проведены в 1929г. (или в 1930г.) и
показали правильность пути инженеров. За счет модернизации ходовой части
удалось повысить максимальную скорость до 56 км/ч, а наличие башни исключало проблемы
с секторами обстрела. Впрочем, нашлись и недостатки. Основные претензии
выставлялись к слишком тесной башне и корпусу, а также к неудачному размещению
пулемета, испытывавшего сильный перегрев при стрельбе, что побудило фирму
взяться за переделку конструкции.