Vickers М.1935/ Vickers T.15
Vickers М.1935/ Vickers T.15
Британия
Малый легкий танк
3,8 т |
|
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
90 л.с. |
проект |
1934г., Vickers |
выпускался |
1934-1935гг., Vickers 42
шт. (полуфабрикат – без вооружения) |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
Очевидно, в
1933г. (или в самом начале 1934г.) бельгийская сторона имела намерение
приобрести танки Vickers Light Mk III, но британцы могли показать другой вариант
малого танка, известный теперь как Vickers Light Tank Model 1934.
В 1933г. на Vickers занялись
разработкой малых танков для экспорта за рубеж (серия Vickers Carden Loyd
Commercial Light Tank) - основными качествами, которыми должен был обладать
экспортный танк, являлась простота и высокая эксплуатационная надежность. В
экспортной модели решили совместить узлы как от танков типа Vickers Light Mk I-III, так и от типа Vickers L3E1-L3E2.
(Рис.1, Рис.2)
Рис.1 – Один из вариантов Vickers Light Mk I-III.
Рис.2 – Опытные варианты Vickers L3.
В первом варианте экспортного малого танка
- Vickers Light Tank Model 1933 – совместили
более просторный корпус от Vickers L3E1-L3E2 (с наклонным лобовым листом) с
ходовой от Vickers Light Mk I А4Е2 (точнее, это был несколько
модифицированный вариант ходовой, опробованный на тягаче D5E1 Light Dragon Mk.I), на все это установили башню от танка Vickers Light Mk I А4Е2. (Рис.3)



Рис.3 - Vickers Light Tank Model 1933.
Машина имела массу 3800-3900 кг. Габаритные размеры: длина ~4100
мм, ширина 1840 мм, высота – 1850 мм. Бронирование: крыша, днище – 4 (или 7)
мм, прочие элементы – 9 мм. Более подробно бронирование
танка описывается следующим образом: «На танке
использовалась клепаная броня, классифицированная британцами как C.T.A.
пуленепробиваемые пластины. Он имел лобовую часть толщиной 9 мм, расположенную
под углом 70° к вертикали, что обеспечивало толщину брони в прямой видимости
около 25 мм. Люк водителя имел равную защиту – 9 мм брони, нижний лоб – 6 мм.
Боковые стороны имели толщину 7 мм, задняя часть — 6 мм. Верх и низ корпуса
имели броню толщиной 4 мм. Башня имела толщину по кругу 9 мм. Крыша и люки
имели толщину 4 мм». Некоторые оценивали, что такое бронирование обеспечивало
устойчивость к пулеметному огню с расстояния 300 м.
Разумеется, компоновка машины выглядела
стандартно для малых танков фирмы Vickers.
Бензиновый двигатель Meadows мощностью до 90 л.с. располагался в носовой части
корпуса справа. Спереди от него находилась трансмиссия, а справа – органы
управления и место водителя (Рис.4), над головой которого была установлена
бронированная рубка с единственной смотровой щелью.
Рис.4 – Место водителя.
Боевое отделение занимало среднюю и заднюю
часть танка. Здесь находилось место командира, который также выполнял
обязанности стрелка. Вооружение танка М1933 состояло из единственного пулемета
Vickers калибра .303 (7,71 мм), установленного в одноместной цилиндрической
башне с коробкообразной передней частью, смещенной на левый борт. Орудие перемещалось вручную и было
связано с оптикой. Оптика могла иметь переменный зум с двумя увеличениями
неизвестной силы и полем зрения 17°. Пулемет имел набивку, позволяющую
наводчику опираться головой на ствольную коробку, наклоняясь при этом близко к
оптике для получения хорошей прицельной картинки. Экипаж имел устройство для
перезарядки лент с боекомплектом. (Рис.5)
Рис.5 – Место
командира-стрелка.
Обзор с места командира мог проводиться как
через щели с бронестеклами в бортах башни, так и с помощью оптического
пулеметного прицела. Посадка в танк производилась через двухстворчатый люк,
одна часть которого представляла собой лобовую панель рубки водителя, а вторая
находилась в верхнем лобовом бронелисте корпуса, и люк в крыше башни.
Ходовая часть (на один борт): 4 опорных
катка сблокированных в две тележки с амортизацией на пластинчатых рессорах, 2
поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Гусеницы имели ширину 24,13 см и длину
2 м, с хорошим давлением на грунт на мягком грунте и радиусом поворота 3,60 м.
Танк мог двигаться по шоссе со скоростью 56
км/ч по шоссе (некоторые пишут, что по шоссе машина могла разогнаться до 64
км/ч). Запас хода по шоссе 200 км. Vickers Model 1933 преодолевал уклоны до 25°, преодолевать ручьи
глубиной 0,65 м и пересекать траншеи шириной 1,5 м.
Новый вариант малого
экспортного танка - Vickers Light Tank Model 1934. (Рис.6)
Рис.6 – М.1934.
Танк имел ходовую с «четверными ножницами» Хорстмана, как на Vickers Light Mk III, корпус – от Vickers L3E1-L3E2, а на крыше башни от Vickers Light Mk I А4Е2 в задней части появился некий дополнительный лист, возможно, этот элементимел отношение к бронекрышке, высота башни 86 см.
Боеприпасы к пулемету хранились слева, позади водителя. (Рис.7)
Рис.7 – Салон танка с открытым люком водителя и передней решеткой.
Видны
ящики с боеприпасами и двигатель.
Бельгийцам,
в принципе, машина понравилась, прежде всего из-за выдающихся для того времени
скоростных характеристик – танк разгонялся до 64 км/ч (40 миль/ч), но они просили Vickers установить новую башню конической формы, поскольку бельгийцев не
устраивало вооружение в виде 7,71-мм пулемета - они намеривались устанавливать
более мощные французские тяжелые 13,2-мм
пулеметы Hotchkiss. Бельгийцам, в
принципе, машина понравилась, прежде всего из-за выдающихся для того времени
скоростных характеристик – танк разгонялся до 64 км/ч (40 миль/ч), но они просили
Vickers установить новую башню
конической формы, поскольку бельгийцев не устраивало вооружение в виде 7,71-мм
пулемета - они намеривались устанавливать более мощные французские тяжелые 13,2-мм пулеметы Hotchkiss. При этом
оговаривалось, что в задней части танка следовало устроить проём прямоугольной
формы, закрытый бронированной крышкой, который предназначался как для демонтажа
довольно крупного пулемета Hotchkiss (длина ствола составляла 992 мм), так и
для загрузки боеприпасов. Вообще, 13,2-мм Hotchkiss уже использовался
бельгийскими военно-воздушными силами в качестве легкого зенитного орудия, но
его характеристики позволяли использовать этот пулемет как эффективное средство
против легко бронированных целей – снаряды, впущенные из этого пулемета,
пробивали 13-мм бронированные плиты с расстояния 500 м (1640 футов), при этом
темп стрельбы составлял 450 выстрелов в минуту.
10 марта 1934г. бельгийцы заказали первые 18 единиц
новой техники – в литературе М.1934 для
Бельгии именуют Vickers T.15
или Vickers
М.1935. (Рис.8)
Рис.8 - Vickers T.15.
Танки были
доставлены двумя партиями по 9 штук 15 и 22 февраля 1935г. Машины прибывали в
г. Эрста́ль (Herstal) на Королевский
артиллерийский завод (Fonderie Royale de Canons (FRC)) (Рис.9)

Рис.9 – Партия бельгийских малых «виккерсов» без воружения.
Здесь на танки
устанавливалось вооружение. Пулемет и оптический
прицел к нему монтировались в передней части башни и были защищены массивной
бронированной маской полусферической формы. По обеим сторонам от пулеметной
установки и заднего люка имелось четыре бойницы для стрельбы из личного оружия.
В крыше башни был выполнен люк для посадки в танк командира, из него же
командир наблюдал за местностью на марше. Башня имела электрический привод. В некоторых источниках утверждается, что на FRC устанавливались и башни, которые были отнюдь не британского, а
бельгийского производства.
Помимо 13,2-мм пулемета Hotchkiss
предполагалось дополнительное вооружение в виде легкого пулемета M1918 Browning
Automatic Rifle (BAR), который устанавливался бы на башне, как средство борьбы
с воздушными целями. Чтобы вести огонь из пулемета танкисту следовало по пояс
выбраться наружу, что подставляло его вражескому огню – от концепции второго
пулемета на крыше отказались. (Рис.10,
Рис.11)

Рис.10 – Проект бельгийского танка Т.15.
Рис.11 – Т.15 без зенитного пулемета.
Некоторые машины получили зенитный 7,66-мм пулемет FN-Browning образца 1930г., который монтировался на крыше башни.
Вторая партия из 24 единиц была заказана
16 апреля 1935 года - они были доставлены с 15 ноября по 28 декабря 1935 года. Таким
образом, Бельгия получила от британцев 42 малых танка типа М.1934 без
вооружения, которые силами бельгийцев в течение 1935-1936гг. были доведены до
стандартов бельгийской армии.
На момент своего появления танки Т.15
отличались крайне скромным бронированием, однако, казалось, что этот недостаток
можно будет компенсировать скоростными характеристиками машины, а наличие
крупнокалиберного пулемета позволит успешно использовать эти танки для
кавалерийской тактики, для задач разведки и боевого охранения.
В эксплуатацию Т.15 стали поступать,
очевидно, по мере готовности, с 1935г. или c 1936г., хотя в некоторых источниках указывают, что машины доводили
в период с 1935г. по 1938г. Танки Т.15 поступили во все полки обеих бельгийских
кавалерийских дивизий. Каждый полк располагал шестью танками этого типа. По три
машины имелось в 1-ой и 2-ой дивизиях Арденнских стрелков. Увы, в 1940г. Т.15
не смогли проявить свои лучшие качества, многие машины были захвачены немцами в
рабочем состоянии и позже использовались ими для несения полицейской службы на
территории Бельгии.