Vickers М.1935/ Vickers T.15

 

 

Vickers М.1935/ Vickers T.15

Британия

Малый легкий танк

масса

3,8 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

 90 л.с.

проект

1934г., Vickers

выпускался

 

1934-1935гг., Vickers

42 шт.

(полуфабрикат – без вооружения)

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Легче легкого

 

 

     Очевидно, в 1933г. (или в самом начале 1934г.) бельгийская сторона имела намерение приобрести танки Vickers Light Mk III, но британцы могли показать другой вариант малого танка, известный теперь как Vickers Light Tank Model 1934.

     В 1933г. на Vickers занялись разработкой малых танков для экспорта за рубеж (серия Vickers Carden Loyd Commercial Light Tank) - основными качествами, которыми должен был обладать экспортный танк, являлась простота и высокая эксплуатационная надежность. В экспортной модели решили совместить узлы как от танков типа Vickers Light Mk I-III, так и от типа Vickers L3E1-L3E2. (Рис.1, Рис.2)

 

Рис.1 – Один из вариантов Vickers Light Mk I-III.

 

Рис.2 – Опытные варианты Vickers L3.

 

    В первом варианте экспортного малого танка - Vickers Light Tank Model 1933 совместили более просторный корпус от Vickers L3E1-L3E2 (с наклонным лобовым листом) с ходовой от Vickers Light Mk I А4Е2 (точнее, это был несколько модифицированный вариант ходовой, опробованный на тягаче D5E1 Light Dragon Mk.I), на все это установили башню от танка Vickers Light Mk I А4Е2. (Рис.3)

 

http://2.bp.blogspot.com/-uo1YdQMi4Ec/VaVHypiag0I/AAAAAAAAMJc/mM76yLG96Ws/s640/75.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/seryj221221/38009428/1688391/1688391_original.jpg
Рис.3 - Vickers Light Tank Model 1933.

 

     Машина имела массу 3800-3900 кг. Габаритные размеры: длина ~4100 мм, ширина 1840 мм, высота – 1850 мм. Бронирование: крыша, днище – 4 (или 7) мм, прочие элементы – 9 мм. Более подробно бронирование танка описывается следующим образом: «На танке использовалась клепаная броня, классифицированная британцами как C.T.A. пуленепробиваемые пластины. Он имел лобовую часть толщиной 9 мм, расположенную под углом 70° к вертикали, что обеспечивало толщину брони в прямой видимости около 25 мм. Люк водителя имел равную защиту – 9 мм брони, нижний лоб – 6 мм. Боковые стороны имели толщину 7 мм, задняя часть — 6 мм. Верх и низ корпуса имели броню толщиной 4 мм. Башня имела толщину по кругу 9 мм. Крыша и люки имели толщину 4 мм». Некоторые оценивали, что такое бронирование обеспечивало устойчивость к пулеметному огню с расстояния 300 м.

     Разумеется, компоновка машины выглядела стандартно для малых танков фирмы Vickers. Бензиновый двигатель Meadows мощностью до 90 л.с. располагался в носовой части корпуса справа. Спереди от него находилась трансмиссия, а справа – органы управления и место водителя (Рис.4), над головой которого была установлена бронированная рубка с единственной смотровой щелью.

 

Рис.4 – Место водителя.

 

     Боевое отделение занимало среднюю и заднюю часть танка. Здесь находилось место командира, который также выполнял обязанности стрелка. Вооружение танка М1933 состояло из единственного пулемета Vickers калибра .303 (7,71 мм), установленного в одноместной цилиндрической башне с коробкообразной передней частью, смещенной на левый борт. Орудие перемещалось вручную и было связано с оптикой. Оптика могла иметь переменный зум с двумя увеличениями неизвестной силы и полем зрения 17°. Пулемет имел набивку, позволяющую наводчику опираться головой на ствольную коробку, наклоняясь при этом близко к оптике для получения хорошей прицельной картинки. Экипаж имел устройство для перезарядки лент с боекомплектом. (Рис.5)

 

Рис.5 – Место командира-стрелка.

 

    Обзор с места командира мог проводиться как через щели с бронестеклами в бортах башни, так и с помощью оптического пулеметного прицела. Посадка в танк производилась через двухстворчатый люк, одна часть которого представляла собой лобовую панель рубки водителя, а вторая находилась в верхнем лобовом бронелисте корпуса, и люк в крыше башни.

     Ходовая часть (на один борт): 4 опорных катка сблокированных в две тележки с амортизацией на пластинчатых рессорах, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Гусеницы имели ширину 24,13 см и длину 2 м, с хорошим давлением на грунт на мягком грунте и радиусом поворота 3,60 м.

    Танк мог двигаться по шоссе со скоростью 56 км/ч по шоссе (некоторые пишут, что по шоссе машина могла разогнаться до 64 км/ч). Запас хода по шоссе 200 км. Vickers Model 1933 преодолевал уклоны до 25°, преодолевать ручьи глубиной 0,65 м и пересекать траншеи шириной 1,5 м.

    Новый вариант малого экспортного танка - Vickers Light Tank Model 1934. (Рис.6)

 

 Картинки по запросу Vickers Light Tank M1933
Рис.6 – М.1934.
 
     Танк имел ходовую с «четверными ножницами» Хорстмана, как на Vickers Light Mk III, корпус – от 

Vickers L3E1-L3E2, а на крыше башни от Vickers Light Mk I А4Е2 в задней части появился некий дополнительный лист, возможно, этот элемент

имел отношение к бронекрышке, высота башни 86 см. Боеприпасы к пулемету хранились слева, позади водителя. (Рис.7)

 

Рис.7 – Салон танка с открытым люком водителя и передней решеткой.

Видны ящики с боеприпасами и двигатель.

 

     Двигатель модели ЕРТ заменили на EST той же мощности (60-88 л.с.). Механическая трансмиссия устанавливалась спереди, имела пять передач вперед и одну передачу назад. Максимальная скорость на первой, второй, третьей, четвертой и пятой передачах составляла 5 км/ч, 12 км/ч, 22 км/ч, 35 км/ч и 48 км/ч соответственно. Охлаждение обеспечивалось радиатором трубчатого типа, который находился за двигателем и вместе с остальной системой охлаждения имел емкость 16 л воды. Запас топлива составлял 104 л.

     Бельгийцам, в принципе, машина понравилась, прежде всего из-за выдающихся для того времени скоростных характеристик – танк разгонялся до 64 км/ч (40 миль/ч), но они просили Vickers установить новую башню конической формы, поскольку бельгийцев не устраивало вооружение в виде 7,71-мм пулемета - они намеривались устанавливать более мощные французские тяжелые 13,2-мм пулеметы Hotchkiss. Бельгийцам, в принципе, машина понравилась, прежде всего из-за выдающихся для того времени скоростных характеристик – танк разгонялся до 64 км/ч (40 миль/ч), но они просили Vickers установить новую башню конической формы, поскольку бельгийцев не устраивало вооружение в виде 7,71-мм пулемета - они намеривались устанавливать более мощные французские тяжелые 13,2-мм пулеметы Hotchkiss. При этом оговаривалось, что в задней части танка следовало устроить проём прямоугольной формы, закрытый бронированной крышкой, который предназначался как для демонтажа довольно крупного пулемета Hotchkiss (длина ствола составляла 992 мм), так и для загрузки боеприпасов. Вообще, 13,2-мм Hotchkiss уже использовался бельгийскими военно-воздушными силами в качестве легкого зенитного орудия, но его характеристики позволяли использовать этот пулемет как эффективное средство против легко бронированных целей – снаряды, впущенные из этого пулемета, пробивали 13-мм бронированные плиты с расстояния 500 м (1640 футов), при этом темп стрельбы составлял 450 выстрелов в минуту.

     10 марта 1934г. бельгийцы заказали первые 18 единиц новой техники – в литературе М.1934 для Бельгии именуют Vickers T.15 или Vickers М.1935. (Рис.8)

 

Рис.8 - Vickers T.15.

 

     Танки были доставлены двумя партиями по 9 штук 15 и 22 февраля 1935г. Машины прибывали в г. Эрста́ль (Herstal) на Королевский артиллерийский завод (Fonderie Royale de Canons (FRC)) (Рис.9)

 

Картинки по запросу Vickers Т. 15
Рис.9 – Партия бельгийских малых «виккерсов» без воружения.
 

    Здесь на танки устанавливалось вооружение. Пулемет и оптический прицел к нему монтировались в передней части башни и были защищены массивной бронированной маской полусферической формы. По обеим сторонам от пулеметной установки и заднего люка имелось четыре бойницы для стрельбы из личного оружия. В крыше башни был выполнен люк для посадки в танк командира, из него же командир наблюдал за местностью на марше. Башня имела электрический привод. В некоторых источниках утверждается, что на FRC устанавливались и башни, которые были отнюдь не британского, а бельгийского производства.

    Помимо 13,2-мм пулемета Hotchkiss предполагалось дополнительное вооружение в виде легкого пулемета M1918 Browning Automatic Rifle (BAR), который устанавливался бы на башне, как средство борьбы с воздушными целями. Чтобы вести огонь из пулемета танкисту следовало по пояс выбраться наружу, что подставляло его вражескому огню – от концепции второго пулемета на крыше отказались. (Рис.10, Рис.11)

 
Картинки по запросу Vickers Т. 15
Рис.10 – Проект бельгийского танка Т.15.
 

Легкая танковая армия T15 Легкая танковая армия T15

Похожее изображение 

Рис.11 – Т.15 без зенитного пулемета.

 

     Масса машины 3,8 т. Габариты: длина – 3630 мм, ширина – 1890 мм, высота – 1900 мм, клиренс – 260 мм. Бронирование от 4 (или 7) до 9 мм. Двигатель Meadows, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 90 л.с. (66,2 кВт). Трансмиссия - пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы. Рулевое управление выполнялось с помощью тормозных рычагов. Экипаж 2 чел., но пишут, что в случае необходимости, экипаж мог дополняться третьим танкистом. Ходовая часть: четыре опорных обрезиненных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения, направляющее колесо, подвеска пружинная Хорсмана («четвертные ножницы»); гусеница шириной 267 мм. шаг трака 89 мм. Скорость машины до 64 км/ч, запас хода 230 км.

    Некоторые машины получили зенитный 7,66-мм пулемет FN-Browning образца 1930г., который монтировался на крыше башни. 

     Вторая партия из 24 единиц была заказана 16 апреля 1935 года - они были доставлены с 15 ноября по 28 декабря 1935 года. Таким образом, Бельгия получила от британцев 42 малых танка типа М.1934 без вооружения, которые силами бельгийцев в течение 1935-1936гг. были доведены до стандартов бельгийской армии.

     На момент своего появления танки Т.15 отличались крайне скромным бронированием, однако, казалось, что этот недостаток можно будет компенсировать скоростными характеристиками машины, а наличие крупнокалиберного пулемета позволит успешно использовать эти танки для кавалерийской тактики, для задач разведки и боевого охранения.  

    В эксплуатацию Т.15 стали поступать, очевидно, по мере готовности, с 1935г. или c 1936г., хотя в некоторых источниках указывают, что машины доводили в период с 1935г. по 1938г. Танки Т.15 поступили во все полки обеих бельгийских кавалерийских дивизий. Каждый полк располагал шестью танками этого типа. По три машины имелось в 1-ой и 2-ой дивизиях Арденнских стрелков. Увы, в 1940г. Т.15 не смогли проявить свои лучшие качества, многие машины были захвачены немцами в рабочем состоянии и позже использовались ими для несения полицейской службы на территории Бельгии.

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru