Vickers
Mk.F
Vickers Mk.F
Британия
Легкий по массе
пехотный танк
масса |
7,3 т |
вооружение |
47-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
120/125 л.с. |
проект |
1934г., Vickers |
выпускался |
1934г., Vickers 1 шт. опытный |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
Легкая классика и
её обновления
К концу 1920-х годов на фирме Vickers разработали новый тип легкого танка 6-тонного класса
- Vickers Mk.E. Варианты Vickers Mk.E отличались вооружением и
размещением оного вооружение либо в двух башнях, либо в одном. (Рис.1)
Рис.1 – Вверху вариант Vickers Mk.E Type A с двумя пулеметами в двух башнях, внизу - Vickers Mk.E Type В с
47-мм орудием и пулеметом в одной башне.
В остальном конструкции вариантов Vickers Mk.E были идентичны. Масса Mk.E Type A – 7,2 т. Длина – 4560 мм, ширина – 2140 мм, высота - 2080 мм, клиренс – 380 мм. Бронирование: лоб корпуса (низ), борт корпуса, корма корпуса (низ), башня – 12,7 мм; лоб корпуса (верх), корма корпуса (верх) – 8 мм, лоб рубки, крыша, днище – 5 мм.
В передней части корпуса размещалась трансмиссия, занимавшая довольно внушительный отсек. Трансмиссия включала следующие компоненты: многодисковый главный фрикцион сухого трения; приводной вал; механическую коробку передач с 4 скоростями вперед и 1 скоростью заднего хода; бортовые фрикционы; ручной тормоз.
За трансмиссией, в средней части корпуса, устанавливалась характерная подбашенная коробка, ставшая отличительной чертой всех «6-тонных виккерсов». Коробка имела плоские лобовые листы, в верхнем из которых был сделан двухстворчатый люк со смотровой щелью для водителя, водитель располагался за трансмиссией с правой стороны машины. Коробка была развита назад и плавно переходила в бронировку моторного отсека, на верхнем заднем бронелисте которого крепился глушитель. На крыше коробки поперечно устанавливались две одинаковые по форме цилиндрические башни с небольшой нишей для пулемета, смещенной на правую сторону. Сверху каждой башни имелся люк для посадки и высадки из танка. В правой башне находилось место командира, в левой – второго пулеметчика. Вооружение - два 7,71-мм пулемета Vickers в отдельных башнях. Боекомплект – 6000 патронов.
Заднюю часть корпуса занимал двигатель. На первом прототипе, кажется, устанавливался двигатель Dorman, на последующих машинах - 4-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley "Puma" рабочим объёмом 6667 см.куб. Это был «обрезанный» вариант 6-цилиндрового двигателя мощностью 250-265 л.с., разработанного компанией Siddeley-Deasy в 1917г., как авиационный мотор. (Рис.2)
Рис.2 – Авиационный двигатель Armstrong-Siddeley "Puma", разработан в 1917г.
Относительно мощности танкового варианта единого мнения в источниках нет. По всей видимости, в зависимости от года выпуска, разные серии этого двигателя могли развивать мощность 80, 87 или 92 л.с. Запас топлива составлял 182 литра. В процессе эксплуатации ранних моделей было выявлено недостаточное охлаждение двигателя, что приводило к многочисленным поломкам. Так, например, поляки в ходе испытаний демонстрационного образца Vickers Mk.E выявили, что бензиновый двигатель Armstrong-Siddeley мощностью в 90 л.с. с воздушным охлаждением на максимальной скорости в 37 км/ч через 10 минут перегревался, крейсерская скорость составляла 22–25 км/ч.
Ходовая часть танка, на момент её появления, была весьма оригинальной конфигурации. В 1920-х для обеспечения плавности хода применяли многокатковую схему ходовой части. Однако с точки зрения технологичности и эксплуатационной надежности это решение было неудачным (некоторые употребляют термин: «кошмарно»). Разработчики Vickers Mk.E - Карден и Лойд - пошли другим путем, предложив следующую схему (применительно на один борт): - переднее ведущее колесо; - заднее направляющее колесо; - 8 опорных катков, блокированных попарно в 4 тележки, каждая пара тележек имела единый балансир с подвеской на листовых рессорах (Рис.3); - 4 поддерживающих ролика; - мелкозвенчатая гусеница из 102-103 стальных траков шириной 230 мм и шагом 229 мм.
Рис.3 –
Конструкция основного узла ходовой, разработанная Д. Карденом.
В 1934г. стартовали работы по модернизации Mk.E Type B. Процесс начался, когда коммерческий отдел фирмы Vickers вышел на бельгийскую закупочную комиссию, искавшую замену устаревшим танкам Renault FT. На выбор были предложены легкие танки Model 1934 и Mk.E Type B. Бельгийская сторона выразила желание приобрести один «6-тонный виккерс» для испытаний, но в доработанном виде.
Основная проблема всех танков типа Mk.E
заключалась в ненадежной системе воздушного охлаждения, из-за которой двигатель
Armstrong-Siddeley “Puma” постоянно перегревался. Простым решением проблемы с охлаждением виделась замена силовой
установки. Новым двигателем стал 120-сильный (или 125-сильный) Rolls-Royce
Phantom II жидкостного охлаждения. Разместить рядный 6-циллиндровый мотор
объёмом 7,67 литров в существующем силовом отделении было нереально, поэтому
двигатель оказался прямо в боевом отделении, слева по ходу движения.
Такое решение повлекло за собой переделку
корпуса – пришлось увеличить размеры подбашенной коробки. Для улучшения обитаемости в боевом отделении место водителя перенесли
на правый борт, а башню сдвинули назад-вправо. Кроме того, в верхнем
лобовом листе корпуса, с левой стороны, появился воздухозаборник, который
мог прикрываться бронекрышкой. Глушитель с кормового листа корпуса
перекочевал на левую сторону подбашенной коробки.
Ходовая и прочие агрегаты остались без
изменений.
Обновленная машина получила обозначение Mk.F
(Рис.4)
Рис.4 – Вариант Mk.F, 1934г.
В 1934г. бельгийцы испытали Mk.F. Машина
не вызвала восторга у заказчика – категорически не нравилось появление шумного
и горячего мотора в боевом отделении, а воздухозаборник в лобовой
части корпуса являлся превосходной мишенью. Бельгийцы отказались
от Vickers Mk.F. Правда, британские авторы предпочитают писать, что
бельгийцы уклонились от закупки Mk.F из-за опасений спровоцировать покупкой
6-тонных танков подозрения немцев, которые зорко следили, чтобы Бельгия
оставалась в рамках нейтралитета, поэтому бельгийцы приобрели более легкие 4-тонные
танки Vickers T.15.