Vickers Mk.E Type В mod.1936

 

 

Vickers Mk.E Type В mod.1936

Британия

Легкий по массе пехотный танк

масса

7,3 т

вооружение

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

80-92 л.с.

проект

1935г., Vickers

выпускался

1936-1939гг., Vickers

52/68 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Легкая классика и её обновления

 

 

     К концу 1920-х годов на фирме Vickers разработали новый тип легкого танка 6-тонного класса - Vickers Mk.E.  Варианты Vickers Mk.E отличались вооружением и размещением оного вооружение либо в двух башнях, либо в одном. (Рис.1)

 

Рис.1 – Вверху вариант Vickers Mk.E Type A с двумя пулеметами в двух башнях, внизу - Vickers Mk.E Type В с 47-мм орудием и пулеметом в одной башне.

 

     В остальном конструкции вариантов Vickers Mk.E были идентичны. Масса Mk.E Type A – 7,2 т. Длина – 4560 мм, ширина – 2140 мм, высота - 2080 мм, клиренс – 380 мм. Бронирование: лоб корпуса (низ), борт корпуса, корма корпуса (низ), башня – 12,7 мм; лоб корпуса (верх), корма корпуса (верх) – 8 мм, лоб рубки, крыша, днище – 5 мм.

В передней части корпуса размещалась трансмиссия, занимавшая довольно внушительный отсек. Трансмиссия включала следующие компоненты: многодисковый главный фрикцион сухого трения; приводной вал; механическую коробку передач с 4 скоростями вперед и 1 скоростью заднего хода; бортовые фрикционы; ручной тормоз.

За трансмиссией, в средней части корпуса, устанавливалась характерная подбашенная коробка, ставшая отличительной чертой всех «6-тонных виккерсов». Коробка имела плоские лобовые листы, в верхнем из которых был сделан двухстворчатый люк со смотровой щелью для водителя, водитель располагался за трансмиссией с правой стороны машины. Коробка была развита назад и плавно переходила в бронировку моторного отсека, на верхнем заднем бронелисте которого крепился глушитель. На крыше коробки поперечно устанавливались две одинаковые по форме цилиндрические башни с небольшой нишей для пулемета, смещенной на правую сторону. Сверху каждой башни имелся люк для посадки и высадки из танка. В правой башне находилось место командира, в левой – второго пулеметчика. Вооружение - два 7,71-мм пулемета Vickers в отдельных башнях. Боекомплект – 6000 патронов.

Заднюю часть корпуса занимал двигатель. На первом прототипе, кажется, устанавливался двигатель Dorman, на последующих машинах - 4-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley "Puma" рабочим объёмом 6667 см.куб. Это был «обрезанный» вариант 6-цилиндрового двигателя мощностью 250-265 л.с., разработанного компанией Siddeley-Deasy в 1917г., как авиационный мотор. (Рис.2)

 

 

Рис.2 – Авиационный двигатель Armstrong-Siddeley "Puma", разработан в 1917г.

 

Относительно мощности танкового варианта единого мнения в источниках нет. По всей видимости, в зависимости от года выпуска, разные серии этого двигателя могли развивать мощность 80, 87 или 92 л.с. Запас топлива составлял 182 литра. В процессе эксплуатации ранних моделей было выявлено недостаточное охлаждение двигателя, что приводило к многочисленным поломкам. Так, например, поляки в ходе испытаний демонстрационного образца Vickers Mk.E выявили, что бензиновый двигатель Armstrong-Siddeley мощностью в 90 л.с. с воздушным охлаждением на максимальной скорости в 37 км/ч через 10 минут перегревался, крейсерская скорость составляла 22–25 км/ч.

Ходовая часть танка, на момент её появления, была весьма оригинальной конфигурации. В 1920-х для обеспечения плавности хода применяли многокатковую схему ходовой части. Однако с точки зрения технологичности и эксплуатационной надежности это решение было неудачным (некоторые употребляют термин: «кошмарно»). Разработчики Vickers Mk.E - Карден и Лойд - пошли другим путем, предложив следующую схему (применительно на один борт): - переднее ведущее колесо; - заднее направляющее колесо; - 8 опорных катков, блокированных попарно в 4 тележки, каждая пара тележек имела единый балансир с подвеской на листовых рессорах (Рис.3); - 4 поддерживающих ролика; - мелкозвенчатая гусеница из 102-103 стальных траков шириной 230 мм и шагом 229 мм.

 

Рис.3 – Конструкция основного узла ходовой, разработанная Д. Карденом.

 

     В 1935г. в исходную конструкцию Vickers Mk.E внесли изменение – увеличили размеры подбашенной коробки, что обеспечило больший простор в боевом отделении.  Увеличенные размеры подбашенной коробки позволяли перемещать башню вперед-назад, влево-вправо в зависимости от ее конфигурации. Изменили бронирование моторного отсека, лобовое бронирование корпуса было усилено до 17,5 мм. (Рис.4)

 

 http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/c1_mke_b_china_2.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/c1_mke_b_gb_1.jpg

Рис.4 – Ввеху – начальный вариант Mk.E Type B; в середине - Mk.E Type B с увеличенной подбашенной коробкой; внизу – контуры Mk.E Type B с увеличенной подбашенной коробкой наложены на контуры начального варианта Mk.E Type B, башня на Mk.E Type B с увеличенной подбашенной коробкой сдвинута кзади и имеет кормовую нишу.

 

     Масса машины 7,3 т. Длина 4560 мм, ширина 2140 мм, высота 2160 мм, клиренс 380 мм. Бронирование: лоб корпуса – 17,5 мм; борт корпуса, корма корпуса низ, маска орудия – 12,7 мм; корма корпуса верх – 8 мм; лоб рубки, крыша, днище – 5 мм. Вооружение - одна пушка 47-мм (QF2 3-pdr Gun) и один 7,71-мм пулемет Vickers в башне. Боезапас - 49-50 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов, 4000-6000 патронов. Экипаж 3 чел. Скорость 35 км/ч. Запас хода 90-160 км.

     Как известно, британцы не включили данный тактический тип в номенклатуру танков своей армии, машины производились под иностранные заказы.

Одними из первых 20 июля 1936 года обновленный Mk.E Type B заказали финны в количестве 32 штук.

Пишут, что заключению договора предшествовали испытания в 1935-1936гг. двух машин – очевидно, одной ранней модели Mk.E Type B и второй – с увеличенным корпусом.

В соответствии с финской системой обозначений первый прибывший образец получил номер R-546, а остальные нумеровали от R-646 до R-677. Согласно контракту, на 20-е июля 1937 года финская сторона должна была получить первые 10 машин, на 1-е апреля 1938 года – ещё 10 и только 1-го января 1939 года – оставшиеся 11 машин. Фактически, первая партия из 16 танков была получена в течение июля-декабря 1938 года, а последние 6 танков прибыли в начале 1940 года.

Танки Mk.E Type B поставлялись в Финляндию без вооружения, оптики, радиооборудования и механизма поворота башен. (Рис.5)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/mke_b_finn_1.jpg

Рис.5 – Первые финские «виккерсы», только два из них с пушечным вооружением, пушки SA18, очевидно, установлены уже в Финляндии.

 

 Дело в том, что что штатная башня с 47-мм пушкой QF2 финнов совершенно не устраивала – их внимание привлекла танковая пушка от шведского производителя Bofors 37 Psv.K/36. Под свою пушку шведы в 1935г. сконструировали оригинальную башню. Финны рассчитывали на собственные силы в деле дооснащения танков новыми башнями с другим вооружением и адаптации танков под локальные требования. (Рис.6, Рис.7, Рис.8)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/mke_b_finn_5.jpg http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/mke_b_finn_sum41_3.jpg

Рис.6 – «Виккерс» с новой башней, но без пушечного вооружения.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/c1_mke_b_fin_2.jpg

 

Рис.7 – Финский вариант обновленного Mk.E Type B с новой башней, но с пушкой SA18.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/c1_mke_b_fin_1.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/mke_b_finn_2.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/mke_b_finn_rus_3.jpg

Рис.8 – Финский 6-тонный «виккерс» с башней и орудием по финской спецификации.

 

Финские «виккерсы» приняли активное участие в событиях советско-финской войны 1939-1940гг. По результатам их боевого применения оставшиеся в строю 26 «виккерсов» переоснастили советскими трофейными пушками 20-К калибра 45-мм, видимо, вместе с башнями. (Рис.9)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/mke_b_finn_t26e_2.jpg

Рис.9 – Финские британские «виккерсы» с советскими башнями и пушками.

 

Последний эпизод боевого применения этих танков относится к лету 1944г. После войны «виккерсы» оставались в составе финской армии вплоть до 1960 года, но на второстепенных ролях. Большинство из них затем ушло на переплавку, но два танка сохранились - сейчас они являются экспонатами музеев.

16-го сентября 1936 года был подписан контракт на поставку восьми обновленных танков Mk.E Type B Болгарии (номера от B(W) 60015 до B(W) 60022 - заводские номера от VAE 1810 до VAE 1817).  Вместе с танками болгары приобрели 2000 бронебойных и 2000 осколочно-фугасных снарядов. Машины были получены в 1937г. На танках болгарской серии коническая башня без ниши устанавливалась с левой стороны. Был также изменен люк водителя. Британская 47-мм пушка QF2 сохранялась, но вместо пулемета Vickers устанавливался пулемет Schwarzlose калибра 7,92-мм (по другим данным – 8-мм). (Рис.10)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/mke_b_bulg_1.jpg

Рис.10 - Обновленный Mk.E Type B в болгарской армии.

 

С 1943-года эти танки стали использовать только для обучения личного состава. Поскольку контакты с Великобританией были прерваны двумя годами ранее, достать запасные части было неоткуда, то в апреле 1945 года три танка пришлось разобрать. Закончился и запас снарядов, которые тоже поставлялись фирмой Vickers. После того, как летом 1944 года Болгария перешла на сторону антигитлеровской коалиции её армия привлекалась для очистки от немцев и их союзников стран Восточной Европы. В мае 1945 года советская сторона передала Болгарии 3000 снарядов калибра 47-мм, которые были захвачены на польских складах в сентябре 1939 года. Это позволило вновь ввести в строй пять оставшихся «виккерсов», использование которых продолжалось в составе 1-й танковой бригады вплоть до полного списания 1-го марта 1946 года. После этого изношенные танки пошли на слом.

В 1938г. заказ на 12 обновленных Mk.E Type B поступил из Сиама, однако в королевство прибыло только 8 машин. (Рис.11)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/c1_mke_b_thai_1.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/mke_b_thai_1.jpg

Рис.11 – Обновленные Mk.E Type B для Сиама.

 

      В июне 1940 года, когда BEF при эвакуации из Франции потерял большую часть матчасти, в том числе танки, четыре сиамских «виккерса» были определены в британскую армию. Машины, получившие WD-номера 10674–10677, были включены в состав 44-го королевского танкового полка. (Рис.12)

 

Рис.12 - Mk.E Type B в составе 44 RTR, 1940 год. Машина имеет WD-номер 10677, а её серийный номер – V.A.E.1986.

 

      В этой части танки, использовавшиеся как тренировочные, прослужили как минимум до 1941 года. Один из этих танков, с заводским номером V.A.E.1985, дожил до наших дней и находится в экспозиции Танкового музея в Бовингтоне.

    Не совсем ясен эпизод с возможным появлением танков Mk.E Type В mod. 1936 в Польше около 1938г. В литературе практически не приводится сведений о поставке (серийные номера, количество, время поставки) этой модификации Mk.E Type В в Польшу. Встречается лишь фото, датируемое 1938г., на котором, похоже, запечатлен танк Mk.E Type В с увеличенной подбашенной коробкой, принадлежавшей польской армии (Рис.13), да обмолвка, что поляки могли получить 16 однобашенных пушечных машин типа Mk.E.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/vickers_mke/mke_b_pol_3.jpg

Рис.13 – Однобашенный польский виккерс, как пишут: «поздней модификации», 1938 год.

 

    Как видим, машина не подвергалась модификации в Польше за счет установки воздухозаборника по бортам корпуса, как танки Mk.E «ранней модификации», купленные в 1931г.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru