Vickers Mk.E Type В mod.1936
Vickers
Mk.E Type В
mod.1936
Британия
Легкий по массе
пехотный танк
масса |
7,3 т |
вооружение |
47-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
80-92 л.с. |
проект |
1935г., Vickers |
выпускался |
1936-1939гг., Vickers 52/68 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
Легкая классика и
её обновления
К концу 1920-х годов на фирме Vickers разработали новый
тип легкого танка 6-тонного класса - Vickers Mk.E.
Варианты Vickers Mk.E отличались
вооружением и размещением оного вооружение либо в двух башнях, либо в одном.
(Рис.1)
Рис.1 – Вверху
вариант Vickers Mk.E Type A с двумя пулеметами в двух башнях, внизу - Vickers Mk.E Type В с 47-мм орудием и пулеметом в одной башне.
В остальном конструкции вариантов Vickers Mk.E были идентичны. Масса Mk.E Type A – 7,2 т. Длина – 4560 мм, ширина – 2140 мм, высота - 2080 мм, клиренс – 380 мм. Бронирование: лоб корпуса (низ), борт корпуса, корма корпуса (низ), башня – 12,7 мм; лоб корпуса (верх), корма корпуса (верх) – 8 мм, лоб рубки, крыша, днище – 5 мм.
В передней части корпуса размещалась трансмиссия, занимавшая довольно внушительный отсек. Трансмиссия включала следующие компоненты: многодисковый главный фрикцион сухого трения; приводной вал; механическую коробку передач с 4 скоростями вперед и 1 скоростью заднего хода; бортовые фрикционы; ручной тормоз.
За трансмиссией, в средней части корпуса, устанавливалась характерная подбашенная коробка, ставшая отличительной чертой всех «6-тонных виккерсов». Коробка имела плоские лобовые листы, в верхнем из которых был сделан двухстворчатый люк со смотровой щелью для водителя, водитель располагался за трансмиссией с правой стороны машины. Коробка была развита назад и плавно переходила в бронировку моторного отсека, на верхнем заднем бронелисте которого крепился глушитель. На крыше коробки поперечно устанавливались две одинаковые по форме цилиндрические башни с небольшой нишей для пулемета, смещенной на правую сторону. Сверху каждой башни имелся люк для посадки и высадки из танка. В правой башне находилось место командира, в левой – второго пулеметчика. Вооружение - два 7,71-мм пулемета Vickers в отдельных башнях. Боекомплект – 6000 патронов.
Заднюю часть корпуса занимал двигатель. На первом прототипе, кажется, устанавливался двигатель Dorman, на последующих машинах - 4-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley "Puma" рабочим объёмом 6667 см.куб. Это был «обрезанный» вариант 6-цилиндрового двигателя мощностью 250-265 л.с., разработанного компанией Siddeley-Deasy в 1917г., как авиационный мотор. (Рис.2)
Рис.2 – Авиационный двигатель Armstrong-Siddeley "Puma", разработан в 1917г.
Относительно мощности танкового варианта единого мнения в источниках нет. По всей видимости, в зависимости от года выпуска, разные серии этого двигателя могли развивать мощность 80, 87 или 92 л.с. Запас топлива составлял 182 литра. В процессе эксплуатации ранних моделей было выявлено недостаточное охлаждение двигателя, что приводило к многочисленным поломкам. Так, например, поляки в ходе испытаний демонстрационного образца Vickers Mk.E выявили, что бензиновый двигатель Armstrong-Siddeley мощностью в 90 л.с. с воздушным охлаждением на максимальной скорости в 37 км/ч через 10 минут перегревался, крейсерская скорость составляла 22–25 км/ч.
Ходовая часть танка, на момент её появления, была весьма оригинальной конфигурации. В 1920-х для обеспечения плавности хода применяли многокатковую схему ходовой части. Однако с точки зрения технологичности и эксплуатационной надежности это решение было неудачным (некоторые употребляют термин: «кошмарно»). Разработчики Vickers Mk.E - Карден и Лойд - пошли другим путем, предложив следующую схему (применительно на один борт): - переднее ведущее колесо; - заднее направляющее колесо; - 8 опорных катков, блокированных попарно в 4 тележки, каждая пара тележек имела единый балансир с подвеской на листовых рессорах (Рис.3); - 4 поддерживающих ролика; - мелкозвенчатая гусеница из 102-103 стальных траков шириной 230 мм и шагом 229 мм.
Рис.3 – Конструкция основного узла ходовой,
разработанная Д. Карденом.
В 1935г. в исходную конструкцию Vickers Mk.E
внесли изменение – увеличили размеры подбашенной коробки, что обеспечило
больший простор в боевом отделении. Увеличенные размеры подбашенной коробки
позволяли перемещать башню вперед-назад, влево-вправо в зависимости от ее
конфигурации. Изменили бронирование моторного отсека, лобовое бронирование
корпуса было усилено до 17,5 мм. (Рис.4)
Рис.4 – Ввеху – начальный вариант Mk.E Type B; в середине - Mk.E Type B с увеличенной подбашенной коробкой; внизу – контуры Mk.E Type B с увеличенной подбашенной коробкой наложены на контуры начального варианта Mk.E Type B, башня на Mk.E Type B с увеличенной подбашенной коробкой сдвинута кзади и имеет кормовую нишу.
Масса машины 7,3 т. Длина 4560 мм, ширина
2140 мм, высота 2160 мм, клиренс 380 мм. Бронирование: лоб корпуса – 17,5 мм;
борт корпуса, корма корпуса низ, маска орудия – 12,7 мм; корма корпуса верх – 8
мм; лоб рубки, крыша, днище – 5 мм. Вооружение - одна пушка 47-мм (QF2 3-pdr
Gun) и один 7,71-мм пулемет Vickers в башне. Боезапас - 49-50 бронебойных и
осколочно-фугасных снарядов, 4000-6000 патронов. Экипаж 3 чел. Скорость 35
км/ч. Запас хода 90-160 км.
Как известно, британцы не включили данный
тактический тип в номенклатуру танков своей армии, машины производились под
иностранные заказы.
Одними из первых 20 июля 1936 года обновленный Mk.E Type B заказали финны в количестве 32 штук.
Пишут, что заключению договора предшествовали испытания в 1935-1936гг. двух машин – очевидно, одной ранней модели Mk.E Type B и второй – с увеличенным корпусом.
В соответствии с финской системой обозначений первый прибывший образец получил номер R-546, а остальные нумеровали от R-646 до R-677. Согласно контракту, на 20-е июля 1937 года финская сторона должна была получить первые 10 машин, на 1-е апреля 1938 года – ещё 10 и только 1-го января 1939 года – оставшиеся 11 машин. Фактически, первая партия из 16 танков была получена в течение июля-декабря 1938 года, а последние 6 танков прибыли в начале 1940 года.
Танки Mk.E Type B поставлялись в Финляндию без вооружения, оптики, радиооборудования и механизма поворота башен. (Рис.5)
Рис.5 – Первые финские «виккерсы», только два из них с пушечным вооружением, пушки SA18, очевидно, установлены уже в Финляндии.
Дело в том, что что штатная башня с 47-мм пушкой QF2 финнов совершенно не устраивала – их внимание привлекла танковая пушка от шведского производителя Bofors 37 Psv.K/36. Под свою пушку шведы в 1935г. сконструировали оригинальную башню. Финны рассчитывали на собственные силы в деле дооснащения танков новыми башнями с другим вооружением и адаптации танков под локальные требования. (Рис.6, Рис.7, Рис.8)
Рис.6 – «Виккерс» с новой башней, но без пушечного
вооружения.
Рис.7 – Финский вариант обновленного Mk.E Type B с новой башней, но с пушкой SA18.
Рис.8 – Финский 6-тонный «виккерс» с башней и орудием
по финской спецификации.
Финские «виккерсы» приняли активное участие в событиях советско-финской войны 1939-1940гг. По результатам их боевого применения оставшиеся в строю 26 «виккерсов» переоснастили советскими трофейными пушками 20-К калибра 45-мм, видимо, вместе с башнями. (Рис.9)
Рис.9 – Финские британские «виккерсы» с советскими
башнями и пушками.
Последний эпизод боевого применения этих танков относится к лету 1944г. После войны «виккерсы» оставались в составе финской армии вплоть до 1960 года, но на второстепенных ролях. Большинство из них затем ушло на переплавку, но два танка сохранились - сейчас они являются экспонатами музеев.
16-го сентября 1936 года был подписан контракт на поставку восьми обновленных танков Mk.E Type B Болгарии (номера от B(W) 60015 до B(W) 60022 - заводские номера от VAE 1810 до VAE 1817). Вместе с танками болгары приобрели 2000 бронебойных и 2000 осколочно-фугасных снарядов. Машины были получены в 1937г. На танках болгарской серии коническая башня без ниши устанавливалась с левой стороны. Был также изменен люк водителя. Британская 47-мм пушка QF2 сохранялась, но вместо пулемета Vickers устанавливался пулемет Schwarzlose калибра 7,92-мм (по другим данным – 8-мм). (Рис.10)
Рис.10 - Обновленный Mk.E Type B в болгарской армии.
С 1943-года эти танки стали использовать только для обучения личного состава. Поскольку контакты с Великобританией были прерваны двумя годами ранее, достать запасные части было неоткуда, то в апреле 1945 года три танка пришлось разобрать. Закончился и запас снарядов, которые тоже поставлялись фирмой Vickers. После того, как летом 1944 года Болгария перешла на сторону антигитлеровской коалиции её армия привлекалась для очистки от немцев и их союзников стран Восточной Европы. В мае 1945 года советская сторона передала Болгарии 3000 снарядов калибра 47-мм, которые были захвачены на польских складах в сентябре 1939 года. Это позволило вновь ввести в строй пять оставшихся «виккерсов», использование которых продолжалось в составе 1-й танковой бригады вплоть до полного списания 1-го марта 1946 года. После этого изношенные танки пошли на слом.
В 1938г. заказ на 12 обновленных Mk.E Type B поступил из Сиама, однако в королевство прибыло только 8 машин. (Рис.11)
Рис.11 – Обновленные Mk.E Type B для Сиама.
В июне 1940 года,
когда BEF при эвакуации из Франции потерял большую часть матчасти,
в том числе танки, четыре сиамских «виккерса» были определены
в британскую армию. Машины, получившие WD-номера 10674–10677, были
включены в состав 44-го королевского танкового полка. (Рис.12)
Рис.12 - Mk.E Type B в составе 44 RTR, 1940 год. Машина имеет WD-номер 10677, а её серийный номер – V.A.E.1986.
В этой части танки, использовавшиеся
как тренировочные, прослужили как минимум до 1941 года. Один из этих
танков, с заводским номером V.A.E.1985, дожил до наших дней
и находится в экспозиции Танкового музея в Бовингтоне.
Не совсем ясен эпизод с возможным
появлением танков Mk.E Type В mod. 1936 в Польше около
1938г. В литературе практически не приводится сведений о поставке (серийные
номера, количество, время поставки) этой модификации Mk.E Type В в Польшу. Встречается лишь фото, датируемое
1938г., на котором, похоже, запечатлен танк Mk.E Type В с увеличенной подбашенной коробкой,
принадлежавшей польской армии (Рис.13), да обмолвка, что поляки могли получить
16 однобашенных пушечных машин типа Mk.E.
Рис.13 – Однобашенный польский виккерс, как пишут: «поздней
модификации», 1938 год.
Как видим, машина не подвергалась
модификации в Польше за счет установки воздухозаборника по бортам корпуса, как
танки Mk.E «ранней модификации», купленные в 1931г.