Vickers
Medium Tank Mk III
Vickers Medium Tank Mk III
Британия
Средний танк
масса |
17,5 т |
вооружение |
47-мм орудие 3 пулемета |
экипаж |
6 чел. |
мощность силовой установки |
180 л.с. |
проект |
1929г., Vickers |
выпускался |
1929-1931гг. Royal Ordnance Factory, Vickers 3 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
Технические недочеты и слабое бронирование средних танков Vickers Medium Tank Mk.I-II вынудили англичан в 1926г. начать разработку нового типа среднего танка. К июню 1928 года фирма Vickers-Armstrong построила два прототипа из мягкой стали, которые обозначались как А6Е1 (W.D.No.T405, Reg.No.ML8699) и А6Е2 (W.D.No.T404, Reg.No.ML8698). Машины сразу же были сразу предоставлены Mechanized Warfare Experimental Establishment для ходовых испытаний. В ходе испытаний выяснилось, что эксплуатационные качества подвески ненамного выше, чем у Medium Mk.II, не удовлетворяют требованиям механизмы наводки орудия, а главное - защищенность танка является недостаточной, в связи с чем разработчики получили новое требование, согласно которому предстояло увеличить толщину бортового бронирования.
Пытаясь исправить положение, фирма Vickers-Armstrongs предложила три варианта обновленной подвески, один из которых применили на новом варианте - А6Е3 (W.D.No.T732, Reg.No.MT9637) – был построен фирмой Vickers-Armstrongs в 1928г. из мягкой стали. Однако военные не спешили заказывать серийное строительство новых танков (помимо технических неувязок смущала цена изделия в 16000 фунтов стерлингов за штуку) – таким образом, Королевский Танковый Корпус (КТК) отказался от серийного выпуска А6 в каком бы то ни было варианте, а имеющиеся три танка решили использовать для тестов.
В целом, нельзя сказать, что танки А6 оказались совершенно негодными (Рис.1), но полный объём проблем был настолько велик, что, казалось, выгоднее разрабатывать новый танк, чем доводить до ума то, что было на данный момент.
Рис.1 - Vickers Medium Mk.II и Medium Tank A6 в сравнении.
Впрочем, разработчики продолжили бороться за свой проект. После получения первых данных об испытаниях А6Е1 были инициированы работы по модернизации танка. Компоновка осталась без изменений, однако пулеметные башни, в целях улучшения центровки, сместили немного вперёд, а главная башня была разработана заново. Вместо конструкции с двумя куполами появилась башня с одной рубкой для наблюдения за местностью, плоским лобовым бронелистом и развитой кормовой нишей, где устанавливалась радиостанция. (Рис.2)
Рис.2 – Доработанный вариант танка А6.
В ходовой части значительных изменений не наблюдалось, хотя передние натяжные катки были заменены на парные меньшего диаметра. Ходовая часть танка, применительно на один борт состояла из 8 опорных катков, блокированных попарно в тележки, 2 независимых катков увеличенного диаметра, 6 поддерживающих роликов, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса и крупнозвенчатой гусеницы, набираемой из стальных траков, заимствованных от танка Medium Mk.II. Опорные катки оснащались независимой подвеской. Нижняя часть была закрыта бронированным экраном, который защищал элементы подвески от попаданий пуль и осколков.
Была немного доработана бронировка
моторно-трансмиссионного отсека. Вооружение танка состояло из трех 7,71-мм
пулеметов Vickers (два в пулеметных башнях, один в главной башне) и одной 47-мм
пушки. Углы вертикальной наводки башенного орудия находились в пределах от -12°
до +27°, для пулеметов - от -12° до +17°. Полный боекомплект составил 180
выстрелов и 8400 патронов.
Обновленный вариант А6 получил официальное
обозначение Medium Tank Mk.III.
(Рис.3)
Рис.3 - Medium Tank
Mk.III.
Прочие характеристики нового танка
выглядели следующим образом: масса – 17,5 т; длина – 6600 мм, ширина – 2650 мм,
высота – 2490 мм, клиренс – 440 мм; бронирование – лоб корпуса/главная башня
25,4 мм, борт/корма/пулеметные башни корпуса 12,7 мм, крыша/днище 9,5 мм.
Машина получила карбюраторный 12-цилиндровый двигатель Vickers-Armstrongs мощностью 180 л.с. Скорость по шоссе 48 км/ч, запас хода 190 км.
Первые две машины Medium Tank Mk.III были построены в мае 1929г. силами мастерских Королевского
Арсенала (Royal Ordnance Factory) в Вулвиче, их номера - Mk.III E1 (W.D.No.T870, Reg.No.MT9707) и Mk.III E2 (W.D.No.T871,
Reg.No.MT9708). (Рис.4, Рис.5)
Рис.4 - Mk.III E1.
Рис.5 - Mk.III E2.
Отличался тем, что не имел радиостанции.
Третий экземпляр - Mk.III E3 (W.D.No.T907, Reg.No.MT9709)
(Рис.6) был собран на Vickers-Armstrongs в феврале
1931г.
Рис.6 - Mk.III E3.
В 1930г. новейшими
британскими средними танками Medium Tank Mk.III заинтересовались советские.
Осенью того года на фирму Vickers попал один из ведущих советских танковых инженеров того времени
Гинзбург. Он обратил внимание на необычный трехбашенный танк – судя по всему,
это был Mk.III E1, который как раз проходил обкатку. Советские выразили желание приобрести его. Однако англичане, упирая
на секретность и первоочередные нужды для собственной армии, отказали гостям в
этой просьбе. Тогда советским пришлось пойти на хитрость - в разговоре с
представителями фирмы было заявлено, что договоренность о покупке танка уже
достигнута с военным ведомством Великобритании, и советским специалистам лишь
хочется узнать побольше об этой машине для доклада в СССР. Англичане
расслабились и позволили потенциальным клиентам сделать наброски нового танка.
В июне 1930г. были проведены переговоры, в ходе которых советская делегация
настаивала на покупке Mk.III. Британцы
вроде согласились, но стороны не сошлись в цене. Представители Vickers выдвинули конкретные
условия – предоплата 20.000 фунтов за ознакомление с конструкцией и заказ на
партию средних танков по цене 16.000 фунтов за штуку (-
вот почему, наверное, Medium Tank Mk.III мог получить неофициальное название
«шестнадцатитонный» - шутка, это название приклеилось к машине за габарит
массы). Советские посчитали такие условия неприемлемыми. Впрочем, имея некоторые
чертежи и сведения о машине, советские решили строить аналог самостоятельно. В
СССР проект развили до уровня серийной боевой машины, которую строили под
названием
Т-28 (Рис.7).
Рис.7 – Советский танк Т-28.
Испытания
Е1 и Е2 были завершены только в 1933 году, причем оба прототипа преследовали
проблемы с подвеской, от которых избавиться не удавалось. Вопрос с ценой за
единицу продукции также не был урегулирован, поскольку военные считали сумму в
16000 фунтов стерлингов завышенной. Становилось понятно, что Mk.III в серийное
производство не пойдёт.
Рис.8 – Medium Mk III на маневрах 1935г.
Всё
это время трехбашенные танки выполняли функции командирских машин, причем одна
из них была оборудована дополнительной поручневой антенной и использовалась
бригадным генералом Перси Хобартом (Percy Hobart) в ходе маневров 1934 года,
проводившихся в Сэлисбери Плэйн (Salisbury Plain). (Рис.9)
Рис.9 – Танк командира
Танковой Бригады Перси Хобарта.
В
целом, строевая карьера Mk.III выдалась спокойной, если не считать того, что на
Е2 случился пожар, и танк обгорел настолько сильно, что восстановлению не
подлежал. Судьба остальных машин (Е1 и Е3) до конца не выяснена. После начала
Второй мировой войны по крайней мере один из них был вновь введён в строй и
направлен в распоряжение 53-го тренировочного полка - речь идет о танке с
регистрационным номером МТ9709, фотография которого была сделана в Тидворте и
датируется 28 октября 1940 года. (Рис.10)
Рис.10 - Mk.III E3 в 1940г. Прекрасно видно
размещение водителя.
Относительно Mk.III E1 достоверных данных
найти не удалось, поэтому не исключено, что этот танк был разобран до 1940г.