Vickers
Light Tank Model 1934
Vickers Light Tank Model 1934
Британия
Малый легкий танк
3,81 т |
|
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
50/88 л.с. |
проект |
1933г., Vickers |
выпускался |
1934-1937гг., Vickers 17/29 шт. |
Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.
Очевидно, в
1933г. (или в самом начале 1934г.) бельгийская сторона имела намерение
приобрести танки Vickers Light Mk III, но британцы могли показать другой вариант
малого танка, известный теперь как Vickers Light Tank Model 1934.
В 1933г. на Vickers занялись
разработкой малых танков для экспорта за рубеж (серия Vickers Carden Loyd
Commercial Light Tank) - основными качествами, которыми должен был обладать
экспортный танк, являлась простота и высокая эксплуатационная надежность. В
экспортной модели решили совместить узлы как от танков типа Vickers Light Mk I-III, так и от типа Vickers L3E1-L3E2.
(Рис.1, Рис.2)
Рис.1 – Один из вариантов Vickers Light Mk I-III.
Рис.2 – Опытные варианты Vickers L3.
В первом варианте экспортного малого танка
- Vickers Light Tank Model 1933 – совместили
более просторный корпус от Vickers L3E1-L3E2 (с наклонным лобовым листом) с
ходовой от Vickers Light Mk I А4Е2 (точнее, это был несколько
модифицированный вариант ходовой, опробованный на тягаче D5E1 Light Dragon Mk.I), на все это установили башню от танка Vickers Light Mk I А4Е2. (Рис.3)



Рис.3 - Vickers Light Tank Model 1933.
Машина имела массу 3800-3900 кг. Габаритные размеры: длина ~4100
мм, ширина 1840 мм, высота – 1850 мм. Бронирование: крыша, днище – 4 (или 7)
мм, прочие элементы – 9 мм. Более подробно бронирование
танка описывается следующим образом: «На танке
использовалась клепаная броня, классифицированная британцами как C.T.A.
пуленепробиваемые пластины. Он имел лобовую часть толщиной 9 мм, расположенную
под углом 70° к вертикали, что обеспечивало толщину брони в прямой видимости
около 25 мм. Люк водителя имел равную защиту – 9 мм брони, нижний лоб – 6 мм.
Боковые стороны имели толщину 7 мм, задняя часть — 6 мм. Верх и низ корпуса
имели броню толщиной 4 мм. Башня имела толщину по кругу 9 мм. Крыша и люки
имели толщину 4 мм». Некоторые оценивали, что такое бронирование обеспечивало
устойчивость к пулеметному огню с расстояния 300 м.
Разумеется, компоновка машины выглядела
стандартно для малых танков фирмы Vickers.
Бензиновый двигатель Meadows мощностью до 90 л.с. располагался в носовой части
корпуса справа. Спереди от него находилась трансмиссия, а справа – органы
управления и место водителя (Рис.4), над головой которого была установлена
бронированная рубка с единственной смотровой щелью.
Рис.4 – Место водителя.
Боевое отделение занимало среднюю и заднюю
часть танка. Здесь находилось место командира, который также выполнял
обязанности стрелка. Вооружение танка М1933 состояло из единственного пулемета
Vickers калибра .303 (7,71 мм), установленного в одноместной цилиндрической
башне с коробкообразной передней частью, смещенной на левый борт. Орудие перемещалось вручную и было
связано с оптикой. Оптика могла иметь переменный зум с двумя увеличениями
неизвестной силы и полем зрения 17°. Пулемет имел набивку, позволяющую
наводчику опираться головой на ствольную коробку, наклоняясь при этом близко к
оптике для получения хорошей прицельной картинки. Экипаж имел устройство для
перезарядки лент с боекомплектом. (Рис.5)
Рис.5 – Место
командира-стрелка.
Обзор с места командира мог проводиться как
через щели с бронестеклами в бортах башни, так и с помощью оптического
пулеметного прицела. Посадка в танк производилась через двухстворчатый люк,
одна часть которого представляла собой лобовую панель рубки водителя, а вторая
находилась в верхнем лобовом бронелисте корпуса, и люк в крыше башни.
Ходовая часть (на один борт): 4 опорных
катка сблокированных в две тележки с амортизацией на пластинчатых рессорах, 2
поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Гусеницы имели ширину 24,13 см и длину
2 м, с хорошим давлением на грунт на мягком грунте и радиусом поворота 3,60 м.
Танк мог двигаться по шоссе со скоростью 56
км/ч по шоссе (некоторые пишут, что по шоссе машина могла разогнаться до 64
км/ч). Запас хода по шоссе 200 км. Vickers Model 1933 преодолевал уклоны до 25°, преодолевать ручьи
глубиной 0,65 м и пересекать траншеи шириной 1,5 м.
Новый вариант малого
экспортного танка - Vickers Light Tank Model 1934. (Рис.6)
Рис.6 – М.1934.
Танк имел ходовую с «четверными ножницами» Хорстмана, как на Vickers Light Mk III, корпус – от Vickers L3E1-L3E2, а на крыше башниот
Vickers Light Mk I А4Е2 в задней части появился некий дополнительный лист, возможно, этот элемент имел отношение к бронекрышке,высота башни 86 см.
Боеприпасы к пулемету хранились слева, позади водителя. (Рис.7)
Рис.7 – Салон танка с открытым люком водителя и передней решеткой.
Видны
ящики с боеприпасами и двигатель.
Бельгийцам,
в принципе, машина понравилась, прежде всего из-за выдающихся для того времени
скоростных характеристик – танк разгонялся до 64 км/ч (40 миль/ч), но они просили Vickers установить новую башню конической формы, поскольку бельгийцев не
устраивало вооружение в виде 7,71-мм пулемета - они намеривались устанавливать
более мощные французские тяжелые 13,2-мм
пулеметы Hotchkiss. В результате появился еще один вариант, известный
как Vickers T.15
или Vickers
М.1935. (Рис.8)
Рис.8 - Vickers T.15.
Что касается собственно модификации М.1934 с «четверными ножницами» Хорстмана, то этот вариант привлек внимание швейцарцев.Швейцария в 1934г. закупила опытный образец для испытаний. По результатам тестов, в 1934г. был подписан контракт на поставку
еще 5 машин.
Некоторые сообщают, что в 1934г. в Швейцарию поступило 2 танка этого типа и еще 4 - в 1935г. Танки М.1934 для Швецарииимели новую маску для пулемета, а на башне небольшой купол полусферической формы. (Рис.9)

Рис.9 - М.1934 для Швейцарии.

Рис.10 – Сохранившийся швейцарский М.1934.

Рис.11 – Танки М.1934, возможно, принадлежавшие литовской армии.
В целом, в строю литовской армии могли
находиться 3-7 или 16 машин модификации М.1934.
Еще
одна закупка танков М.1934 имела место в 1937г. – Аргентина приобрела 12 танков
Vickers M.1934.
Машины поступили заказчику в 1938г. (Рис.12)
Рис.12 – Аргентинские Vickers M.1934.
По аргентинским данным, масса машины
составляла 3,81 т. На танках стояли двигатели Meadows Type E.P.T.,
согласно техническому руководству, развивавшие мощность 50 л.с. при 2800
об/мин. Удельная мощность составляла 13,12 л.с./тонну. Это обеспечивало легкому
танку максимальную скорость 48 км/ч, среднюю - 30 км/ч. При средней скорости 20
км/ч запас хода составлял 140 км. Расход топлива составил 0,74 л/км.
В
Аргентине эти танки, согласно официальному военно-техническому руководству,
подписанному 6 октября 1939г. президентом Аргентины Роберто
Марселино Ортисом, назывались Tanque Liviano Vickers Carden Loyd, но
в Revista del Suboficial
(англ. NCO’s Magazine) их обозначали Tanque Liviano Vickers Modelo Argentino
1938 (англ. Vickers Light Tank Argentine Model
1938 – в данном случае «1938» обозначает год принятия на вооружение), а в быту
просто - Vickers mod. 1938.
Танки
Vickers Light Model 1934 (Vickers mod. 1938) находились в эксплуатации
аргентинской армии до 1948г., но в армейском реестре числились до 1950г. (в
некоторых источниках допускают, что с 1946г. эти танки использовались полицией),
только к 1952г. всякое упоминание о них исчезает из официальных документов.