Vickers Light Tank Model 1934

 

 

Vickers Light Tank Model 1934

Британия

Малый легкий танк

масса

3,81 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

 50/88 л.с.

проект

1933г., Vickers

выпускался

 

1934-1937гг., Vickers

17/29 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Легче легкого

 

 

     Очевидно, в 1933г. (или в самом начале 1934г.) бельгийская сторона имела намерение приобрести танки Vickers Light Mk III, но британцы могли показать другой вариант малого танка, известный теперь как Vickers Light Tank Model 1934.

     В 1933г. на Vickers занялись разработкой малых танков для экспорта за рубеж (серия Vickers Carden Loyd Commercial Light Tank) - основными качествами, которыми должен был обладать экспортный танк, являлась простота и высокая эксплуатационная надежность. В экспортной модели решили совместить узлы как от танков типа Vickers Light Mk I-III, так и от типа Vickers L3E1-L3E2. (Рис.1, Рис.2)

 

Рис.1 – Один из вариантов Vickers Light Mk I-III.

 

Рис.2 – Опытные варианты Vickers L3.

 

    В первом варианте экспортного малого танка - Vickers Light Tank Model 1933 совместили более просторный корпус от Vickers L3E1-L3E2 (с наклонным лобовым листом) с ходовой от Vickers Light Mk I А4Е2 (точнее, это был несколько модифицированный вариант ходовой, опробованный на тягаче D5E1 Light Dragon Mk.I), на все это установили башню от танка Vickers Light Mk I А4Е2. (Рис.3)

 

http://2.bp.blogspot.com/-uo1YdQMi4Ec/VaVHypiag0I/AAAAAAAAMJc/mM76yLG96Ws/s640/75.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/seryj221221/38009428/1688391/1688391_original.jpg
Рис.3 - Vickers Light Tank Model 1933.

 

     Машина имела массу 3800-3900 кг. Габаритные размеры: длина ~4100 мм, ширина 1840 мм, высота – 1850 мм. Бронирование: крыша, днище – 4 (или 7) мм, прочие элементы – 9 мм. Более подробно бронирование танка описывается следующим образом: «На танке использовалась клепаная броня, классифицированная британцами как C.T.A. пуленепробиваемые пластины. Он имел лобовую часть толщиной 9 мм, расположенную под углом 70° к вертикали, что обеспечивало толщину брони в прямой видимости около 25 мм. Люк водителя имел равную защиту – 9 мм брони, нижний лоб – 6 мм. Боковые стороны имели толщину 7 мм, задняя часть — 6 мм. Верх и низ корпуса имели броню толщиной 4 мм. Башня имела толщину по кругу 9 мм. Крыша и люки имели толщину 4 мм». Некоторые оценивали, что такое бронирование обеспечивало устойчивость к пулеметному огню с расстояния 300 м.

     Разумеется, компоновка машины выглядела стандартно для малых танков фирмы Vickers. Бензиновый двигатель Meadows мощностью до 90 л.с. располагался в носовой части корпуса справа. Спереди от него находилась трансмиссия, а справа – органы управления и место водителя (Рис.4), над головой которого была установлена бронированная рубка с единственной смотровой щелью.

 

Рис.4 – Место водителя.

 

     Боевое отделение занимало среднюю и заднюю часть танка. Здесь находилось место командира, который также выполнял обязанности стрелка. Вооружение танка М1933 состояло из единственного пулемета Vickers калибра .303 (7,71 мм), установленного в одноместной цилиндрической башне с коробкообразной передней частью, смещенной на левый борт. Орудие перемещалось вручную и было связано с оптикой. Оптика могла иметь переменный зум с двумя увеличениями неизвестной силы и полем зрения 17°. Пулемет имел набивку, позволяющую наводчику опираться головой на ствольную коробку, наклоняясь при этом близко к оптике для получения хорошей прицельной картинки. Экипаж имел устройство для перезарядки лент с боекомплектом. (Рис.5)

 

Рис.5 – Место командира-стрелка.

 

    Обзор с места командира мог проводиться как через щели с бронестеклами в бортах башни, так и с помощью оптического пулеметного прицела. Посадка в танк производилась через двухстворчатый люк, одна часть которого представляла собой лобовую панель рубки водителя, а вторая находилась в верхнем лобовом бронелисте корпуса, и люк в крыше башни.

     Ходовая часть (на один борт): 4 опорных катка сблокированных в две тележки с амортизацией на пластинчатых рессорах, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Гусеницы имели ширину 24,13 см и длину 2 м, с хорошим давлением на грунт на мягком грунте и радиусом поворота 3,60 м.

    Танк мог двигаться по шоссе со скоростью 56 км/ч по шоссе (некоторые пишут, что по шоссе машина могла разогнаться до 64 км/ч). Запас хода по шоссе 200 км. Vickers Model 1933 преодолевал уклоны до 25°, преодолевать ручьи глубиной 0,65 м и пересекать траншеи шириной 1,5 м.

    Новый вариант малого экспортного танка - Vickers Light Tank Model 1934. (Рис.6)

 

 Картинки по запросу Vickers Light Tank M1933
Рис.6 – М.1934.
 
     Танк имел ходовую с «четверными ножницами» Хорстмана, как на Vickers Light Mk III, корпус – от Vickers L3E1-L3E2, а на крыше башни 

от Vickers Light Mk I А4Е2 в задней части появился некий дополнительный лист, возможно, этот элемент имел отношение к бронекрышке,

высота башни 86 см. Боеприпасы к пулемету хранились слева, позади водителя. (Рис.7)

 

Рис.7 – Салон танка с открытым люком водителя и передней решеткой.

Видны ящики с боеприпасами и двигатель.

 

     Двигатель модели ЕРТ заменили на EST той же мощности (60-88 л.с.). Механическая трансмиссия устанавливалась спереди, имела пять передач вперед и одну передачу назад. Максимальная скорость на первой, второй, третьей, четвертой и пятой передачах составляла 5 км/ч, 12 км/ч, 22 км/ч, 35 км/ч и 48 км/ч соответственно. Охлаждение обеспечивалось радиатором трубчатого типа, который находился за двигателем и вместе с остальной системой охлаждения имел емкость 16 л воды. Запас топлива составлял 104 л.

     Бельгийцам, в принципе, машина понравилась, прежде всего из-за выдающихся для того времени скоростных характеристик – танк разгонялся до 64 км/ч (40 миль/ч), но они просили Vickers установить новую башню конической формы, поскольку бельгийцев не устраивало вооружение в виде 7,71-мм пулемета - они намеривались устанавливать более мощные французские тяжелые 13,2-мм пулеметы Hotchkiss. В результате появился еще один вариант, известный как Vickers T.15 или Vickers М.1935. (Рис.8)

 

Рис.8 - Vickers T.15.
 
     Что касается собственно модификации М.1934 с «четверными ножницами» Хорстмана, то этот вариант привлек внимание швейцарцев.

Швейцария в 1934г. закупила опытный образец для испытаний. По результатам тестов, в 1934г. был подписан контракт на поставку

еще 5 машин.      Некоторые сообщают, что в 1934г. в Швейцарию поступило 2 танка этого типа и еще 4 - в 1935г. Танки М.1934 для Швецарии

имели новую маску для пулемета, а на башне небольшой купол полусферической формы. (Рис.9)

 

Рис.9 - М.1934 для Швейцарии. 

 

      М.1934 находились на вооружении Швейцарии вплоть до 1944 года (по другим сведениям, до 1948г.).  До наших дней сохранился один экземпляр в танковом музее города Тун (Thun). (Рис.10)

 

Panzerwagen 34/35, Vickers-Armstrong Light Tank Modell 1933/34 https://ic.pics.livejournal.com/seryj221221/38009428/1689447/1689447_original.jpg
Рис.10 – Сохранившийся швейцарский М.1934.

 

    Не исключено, что в 1935г. танки типа М.1934 попали в Литву в рамках контракта на покупку 18-ти или 16-ти малых танков «виккерс». Известно, что на территории современной Польши в болоте найден танк М.1934, как утверждают некоторые, входивший в состав Войска польского. Однако нет никаких сведений о том, что поляки покупали экспортные малые «виккерсы». В то же время известно, что литовские войска в конце 1939г. заняли польский на тот момент Вильнюс с прилегающими районами. В дальнейшем многие литовские малые «виккерсы» попали на службу в РККА и в 1941г. были потеряны. В поддержку версии о наличии у литовцев танков типа М.1934 выступают отдельные фотографии, на которых сняты, без сомнения, танки М.1934. (Рис.11)

 

http://i036.radikal.ru/1409/b0/511e3958fd16.jpg image/jpeg
Рис.11 – Танки М.1934, возможно, принадлежавшие литовской армии.

 

     В целом, в строю литовской армии могли находиться 3-7 или 16 машин модификации М.1934.

     Еще одна закупка танков М.1934 имела место в 1937г. – Аргентина приобрела 12 танков Vickers M.1934. Машины поступили заказчику в 1938г. (Рис.12)

 

https://ic.pics.livejournal.com/seryj221221/38009428/1688072/1688072_original.jpg

Рис.12 – Аргентинские Vickers M.1934.
 

     По аргентинским данным, масса машины составляла 3,81 т. На танках стояли двигатели Meadows Type E.P.T., согласно техническому руководству, развивавшие мощность 50 л.с. при 2800 об/мин. Удельная мощность составляла 13,12 л.с./тонну. Это обеспечивало легкому танку максимальную скорость 48 км/ч, среднюю - 30 км/ч. При средней скорости 20 км/ч запас хода составлял 140 км. Расход топлива составил 0,74 л/км.

     В Аргентине эти танки, согласно официальному военно-техническому руководству, подписанному 6 октября 1939г. президентом Аргентины Роберто Марселино Ортисом, назывались Tanque Liviano Vickers Carden Loyd, но в Revista del Suboficial (англ. NCO’s Magazine) их обозначали Tanque Liviano Vickers Modelo Argentino 1938 (англ. Vickers Light Tank Argentine Model 1938 – в данном случае «1938» обозначает год принятия на вооружение), а в быту просто - Vickers mod. 1938.

     Танки Vickers Light Model 1934 (Vickers mod. 1938) находились в эксплуатации аргентинской армии до 1948г., но в армейском реестре числились до 1950г. (в некоторых источниках допускают, что с 1946г. эти танки использовались полицией), только к 1952г. всякое упоминание о них исчезает из официальных документов.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru