Vickers Light Tank
Model 1933
Vickers
Light Tank Model 1933
Британия
Малый легкий танк
3,8 т |
|
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
85/90 л.с. |
проект |
1933г., Vickers |
выпускался |
1933г., Vickers 16/1 шт. |
Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.
В 1933г. на Vickers занялись разработкой малых танков для экспорта за рубеж (серия
Vickers Carden Loyd Commercial Light Tank) - основными качествами, которыми
должен был обладать экспортный танк, являлась простота и высокая
эксплуатационная надежность. В экспортной модели решили совместить узлы как от
танков типа Vickers Light Mk I-III, так и от типа Vickers L3E1-L3E2. (Рис.1, Рис.2)
Рис.1 – Один из
вариантов Vickers Light Mk I-III.
Рис.2 – Опытные
варианты Vickers L3.
В
первом варианте экспортного малого танка - Vickers Light
Tank Model 1933 – совместили более просторный корпус от Vickers L3E1-L3E2 (с наклонным лобовым листом) с ходовой от Vickers Light Mk I А4Е2 (точнее, это был
несколько модифицированный вариант ходовой, опробованный на тягаче D5E1 Light Dragon Mk.I), на все это
установили башню от танка Vickers Light Mk I А4Е2. (Рис.3)



Рис.3 - Vickers Light Tank Model 1933.
Машина имела массу 3800-3900 кг. Габаритные
размеры: длина ~4100 мм, ширина 1840 мм, высота – 1850 мм. Бронирование: крыша,
днище – 4 (или 7) мм, прочие элементы – 9 мм. Более подробно
бронирование танка описывается следующим образом: «На танке
использовалась клепаная броня, классифицированная британцами как C.T.A.
пуленепробиваемые пластины. Он имел лобовую часть толщиной 9 мм, расположенную
под углом 70° к вертикали, что обеспечивало толщину брони в прямой видимости
около 25 мм. Люк водителя имел равную защиту – 9 мм брони, нижний лоб – 6 мм.
Боковые стороны имели толщину 7 мм, задняя часть — 6 мм. Верх и низ корпуса
имели броню толщиной 4 мм. Башня имела толщину по кругу 9 мм. Крыша и люки
имели толщину 4 мм». Некоторые оценивали, что такое бронирование обеспечивало
устойчивость к пулеметному огню с расстояния 300 м.
Разумеется, компоновка машины выглядела стандартно для малых танков
фирмы Vickers. Бензиновый двигатель
Meadows мощностью до 90 л.с. располагался в носовой части корпуса справа.
Спереди от него находилась трансмиссия, а справа – органы управления и место
водителя (Рис.4), над головой которого была установлена бронированная рубка с
единственной смотровой щелью.
Рис.4 – Место водителя.
Боевое
отделение занимало среднюю и заднюю часть танка. Здесь находилось место
командира, который также выполнял обязанности стрелка. Вооружение танка М1933
состояло из единственного пулемета Vickers калибра .303 (7,71 мм),
установленного в одноместной цилиндрической башне с коробкообразной передней
частью, смещенной на левый борт. Орудие
перемещалось вручную и было связано с оптикой. Оптика могла иметь переменный
зум с двумя увеличениями неизвестной силы и полем зрения 17°. Пулемет имел
набивку, позволяющую наводчику опираться головой на ствольную коробку,
наклоняясь при этом близко к оптике для получения хорошей прицельной картинки.
Экипаж имел устройство для перезарядки лент с боекомплектом. (Рис.5)
Рис.5 – Место командира-стрелка.
Обзор
с места командира мог проводиться как через щели с бронестеклами в бортах
башни, так и с помощью оптического пулеметного прицела. Посадка в танк
производилась через двухстворчатый люк, одна часть которого представляла собой
лобовую панель рубки водителя, а вторая находилась в верхнем лобовом бронелисте
корпуса, и люк в крыше башни.
Ходовая часть (на один борт): 4 опорных катка сблокированных в две
тележки с амортизацией на пластинчатых рессорах, 2 поддерживающих ролика,
переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Гусеницы имели ширину 24,13 см и длину 2 м, с хорошим давлением на
грунт на мягком грунте и радиусом поворота 3,60 м.
Танк
мог двигаться по шоссе со скоростью 56 км/ч по шоссе (некоторые пишут, что по
шоссе машина могла разогнаться до 64 км/ч). Запас хода по шоссе 200 км. Vickers Model 1933
преодолевал уклоны до 25°, преодолевать ручьи глубиной 0,65 м и пересекать
траншеи шириной 1,5 м.
Надо заметить, что в отношении датировки разработки и производства варианта Vickers Light Tank Model 1933 встречается неувязка. В литературе сообщается, что в октябре 1932г. в Польшу для демонстрации прибыл один образец Vickers Light Tank 4 ton model 1933. Источник Leksykon pojazdów Mechanicalznych Wojska Polskiego 1918-1939, A. Jońca (Edipresse, 2018) под эту информацию подкладывает фотографию Vickers Light Tank Model 1933 (Рис.6)
Рис.6 – Подпись: Vickers Light Tank 4 ton model 1933 перед отправкой в Польшу.
Если это действительно так, то работы по 4-тонным экспортным танкам начались еще в 1932г.
Обычно указывают, что заказ на 16 танков Vickers Light Model 1933 был получен в 1933г. от Литвы. По прибытии машины получили регистрационные номера КАМ 50-55, 61-65 и 71-75, причем четыре имели радиостанцию. Не исключено, что часть танков, поставленных Литву по этому контракту, были не М.1933, а М.1934, возможно, это именно те машины, которые имели радиостанцию.
2 октября 1933г. один танк Vickers Light Model 1933 прибыл для тестирования в Финляндию.
Согласно техническому отчету, финский экспортный М1933 оснащался двигателем
Armstrong Sidley мощностью 85 л.с. Также утверждается, что толщина лобового
бронирования была доведена до 16 мм, бортов – до 10 мм. При массе 4500 кг танк
показал максимальную скорость до 65 км/ч при движении по шоссейной дороге. В
части претензий отмечалась невысокая проходимость и слабое вооружение. Впрочем,
финский М1933 остался при своих новых хозяевах и вплоть до середины Второй
мировой войны использовался в качестве учебного.