Vickers Light
Tank Mk VIb
Vickers Light Tank Mk VIb
Британия
Малый легкий танк
5,341 т |
|
вооружение |
2 пулемета |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
88 л.с. |
выпускался |
1937-1940гг., Vickers 850
шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
В 1936г. (возможно, в 1935г.) в серию
пошла новая модификация малого танка - Light Tank Mk.VI. (Рис.1)

Рис.1 - Серийный Light Tank Mk.VI.
Light Tank Mk.VI получил долгожданную восьмигранную башню,
которая вращалась на 213 шарикоподшипниках. Штатное вооружение танка - 7,71-мм
и 12,7-мм пулеметов. (Рис.2)
Рис.2 – Интерьер Light Tank Mk.VI. Современная реконструкция.
На танк ставили
шестицилиндровый бензиновый двигатель с воздушным охлаждением Meadows мощностью
88 л.с., обслуживаемый новой трансмиссией (5 передних, 1 реверсивный,
предселекторный редуктор Wilson) с переработанной муфтой двигателя. Подобные
улучшения положительно сказались на скоростных характеристиках машины.
Изменения в модификации Light Tank Mk.VIа заключались в переносе ролика,
поддерживавшего верхнюю гусеничную ветвь, немного назад, ближе к задней
тележке. Таким образом предполагалось уменьшить вибрации при езде по твердому
грунту. Ходовая имела «четвертные ножницы» Хорстмана. Кроме того, командирская
башенка цилиндрической формы была заменена на восьмигранную с двумя смотровыми
приборами, а радиостанция №7 заменена на более современную №9. Также был
заменен двигатель – вместо ESTL установили ESTB той же мощности. (Рис.3)




Рис.3 – Модификация Light Tank Mk.VIа.
На верхнем рисунке изображение, видимо, не вполне корректно – на
фото на лобовом листе, прикрывающем двигатель две крышки жалюзи (одна под
другой) – на рисунке нарисована только одна - верхняя крышка.
С апреля 1937 по январь 1940 года
производился выпуск модели Mk.VIb (Рис.4), которой вернули цилиндрическую
командирскую башенку, оснастив её двумя смотровыми приборами и сделав заметно
выше.



Рис.4 - Модификация Light Tank Mk.Vb.

Рис.5 – Ремонт Light Tank Mk.Vb.
Прекрасно видно расположение двигателя.
Ходовая часть (на один
борт) 4 опорных катка сблокированных попарно, один поддерживающий ролик,
переднее ведущее колесо, подвеска системы Хортсмана («четвертные ножницы»),
гусеница мелкозвенчатая с шириной трака 241 мм. Машина развивала скорость до 51 км/ч по шоссе и до 40 км/ч по
пересеченной местности. Запас хода по шоссе 206 км.
В 1939г. ради
эксперимента на Vickers Light Mk VIb в ходовую часть вернули заднее направляющее колесо, появился и
второй поддерживающий ролик. Пишут, что было
получено шесть таких машин – их называют модернизированными Mk.Vb. Эксперимент, якобы,
удался – улучшилась подвижность танка. Приводят данные, что модернизированные
Mk.VIb были отправлены во Францию, где прошли усиленные испытания. Не
исключено, что летом 1940г. эти танки использовались по своему прямому боевому
назначению.
В общей сложности было построено 850 танков
Mk.VIb – самая массовая модификация малых
легких танков.
К 1
сентября 1939г. на вооружении армии Великобритании числилось 1002 танка типа
Mk.VI разных модификаций. Этими машинами были оснащены все семь кавалерийских
полков, отправляемых во Францию в составе Британских Экспедиционных Сил
(British Expeditionary Force) – по 27 машин в каждом полку. К апрелю 1940г.
общее количество малых танков типа Mk.VI во Франции составило 257 единиц.
Весной
1940г. танки типа Mk.VI оказались в Северной Африке. К декабрю 1940г.
количество малых легких танков в Северной Африке возросло до 195 единиц. (Рис.6)

Рис.6 - Легкие танки
Vickers Mk.VIb 7-й бронетанковой дивизии в Северной Африке.
На нижнем фото - на патрулировании в пустыне 2 августа 1940
года.
К середине 1942 года, до первой битвы при Эль-Аламейне, сохранившиеся малые танки отвели в тыл, где их задействовали для охраны и патрулирования. Эти задачи танки типа Vickers Mk.VI выполняли до конца войны. После завершения Второй мировой войны легкие танки Мk.VI не стали отдавать на переплавку, а оставили египтянам. По окончании Второй мировой войны Египет получил не менее 70 малых легких танков типа Vickers Light Tank Mk.VI. (Рис.7)
Рис.7 – Выведенные из строя малые танки.
В 1940 году некоторое количество малых
танков Mk.VIa и Mk.VIb было передано на оснащение австралийских формирований,
прибывших в Египет для усиления войск Британского Содружества (пишут также, что
впервые австралийцы, якобы, познакомились с малыми танками Mk.VI в
1939 году, когда в Австралию прибыло несколько танков этого типа). (Рис.8)


Рис.8 – Служба и быт
австралийских танкистов в Северной Африке.
По
меньшей мере один Mk.VIb (или более поздняя модификация - Mk.VIc) находился в
распоряжении армии Ирака. Не исключено, что этот танк был захвачен в ходе
восстания Рашида-Али в мае 1941 года. Хотя, этот Mk.VI мог появиться уже после
подавления мятежа в рамках технической помощи реорганизованным под британским
контролем иракским войскам.
С
танками типа Vickers Light Tank Mk.VI познакомились и
немцы. В ходе Битвы за Францию британским экспедиционным силам пришлось
бросить около двух десятков легких танков практически в целом виде (пишут, что
всего немцам досталось 407 танков танков семейства Light Mk.VI), после
небольшого ремонта их можно было снова вводить в строй. (Рис.9)

Рис.9 – Танки типа Vickers Light Tank Mk.VI на службе вермахта.
Впрочем,
немцы решили использовать Mk.VI только для учебных целей, ввиду их объективной
слабости даже перед Pz.II. В немецкой армии, соответственно модификациям, были
присвоены обозначения Leichter Panzerkampfwagen Mk.VI 734(e), Leichter Panzerkampfwagen Mk.VI 735(e) и Leichter Panzerkampfwagen Mk.VI 736(e).
Машины
на шасси
Vickers Light Tank Mk.VIb.
В 1941 году на
вооружение была принята модификация ЗСУ Tank, Light AA Mk.II, основой для
которой выбрали танки Mk.VIb. Light AA Mk.II Mk.II отличался увеличенной по
объёму и более удобной для стрелка башней, а на корме корпуса установили
внешний бункер для боекомплекта. (Рис.10)

Рис.10 – СЗУ Tank, Light AA Mk.II.
Предполагалось, что
взвод из четырех зенитных танков AA Mk.II будет передан каждой полковой штабной
роте, однако фактически была собрана лишь небольшая партия. Несколько машин
этой модификации было направлено в Северную Африку, где они успешно эксплуатировались
до 1943 года.
На
базе Mk.VIb. пробовали разработать мостоукладчик. Его постройка была начата
силами МЕХЕ, специалисты которого решили приспособить один танк под носитель
легкого раскладного моста. Такая машина (Рис.11) была построена в 1941 году и
отправлена на Дальний Восток.
Рис.11 – Мостоукладчик на шасси Light Tank Mk.VIb.
Спустя несколько месяцев мостоукладчик был потерян при отступлении
британской армии.
Как
указывалось выше, немцы использовали танки типа Light Tank Mk.VIb в качестве учебных машин, однако в 1941г. техническая комиссия
вермахта решила найти им более серьёзное применение. Данная работа была
поручена бригаде Беккера, силами которой было разработано несколько интересных
модификаций на базе Mk.VIb и более поздней модификации Mk.VIc, включая боевые и
вспомогательные машины.
Наиболее простыми вариантами стали транспортер боеприпасов
Munitionspanzer auf Fahrgestell Mk.VI(e), выпущенный в количестве 12 единиц
(Рис.12), и подвижный наблюдательный пункт Beobachtungspanzer auf Fahrgestell
Mk.VI(e), производство которого ограничилось всего 4 машинами (Рис.13).

Рис.12 - Munitionspanzer auf Fahrgestell Mk.VI(e).
Рис.13 - Beobachtungspanzer auf Fahrgestell Mk.VI(e).
Обе модификации
отличались от исходного образца отсутствием башни, причем на Beobachtungspanzer
устанавливалась небольшая рубка над местом командира с приборами наблюдения.
В
1941 году появился вариант самоходного орудия, названный 10,5cm leFh16 auf Fgst
Geschutzwagen Mk.VI(e). (Рис.14, Рис.15)
Рис.14 - Одна из
первых, тестовая САУ – работы по теме начались в 1940г.



Рис.15 - Шасси Light Tank Mk.VI с немецкой гаубицей 10,5 см 1eFH 16.
Доработки были связаны с установкой на танковую ходовую часть 105-мм
полевой гаубицы leFH18 на специальном лафете. Башню пришлось демонтировать, на
её месте появилась открытая рубка с толщиной брони от 12 до 20 мм. Форма рубки
была разработана таким образом, чтобы минимизировать последствия от попаданий
пуль и осколков, но против пушек любого калибра не спасало.
Орудие с длиной ствола 22 калибра и без дульного тормоза имело углы
вертикального наведения в пределах от -8° до +41°. Экипаж состоял из четырех
человек: водитель, командир, наводчик и заряжающий.
В
качестве альтернативного варианта предлагалась установка 150-мм гаубицы (15cm
leFH 13 auf Geschutzwagen auf Fahrgestell Mk VI 736 (e)), однако для такого
крупного калибра шасси малого танка оказалось слишком ненадежным. После
выстрела орудие самоходки теряло наводку, что увеличивало время подготовки к
стрельбе.
Всего
было переоборудовано несколько трофейных танков – 15-я батарея, 6 штук. Для
создания САУ использовали наиболее хорошо сохранившиеся образцы Mk.VIb и
Mk.VIc, захваченные во время французской кампании и хранившиеся на пунктах
сбора трофейной техники во Франции. Батарея САУ15cm leFH 13 auf Geschutzwagen auf Fahrgestell Mk VI 736 (e) была включена в
состав 227-й пехотной дивизии. Осенью 1941г. дивизию перебросили с севера
Франции в СССР, под Питер. (Рис.16)
Рис.16 – 15-я батарея 227-й
пехотной дивизии перед отправкой в Россию.
САУ
активно использовались с ноября 1941г. по март 1942г. На конец марта 1942 года
в батарее числилось 2 машины, они принимали участие в Синявинской операции.
(Рис.17)
Рис.17 – Февраль
1942г., под Петербургом, в ходе боев за Погостье.
Встречается, что самоходки на базе Mk.VI приняли участие в боях на
территории Франции летом-осенью 1944 года, где все они были потеряны, однако
представляется, что САУ этого типа были потеряны в России не позже 1942/43г.
В
сентябре-октябре 1942 года немцы предприняли попытку установить на шасси Mk.VI
75-мм противотанковую пушку, тема получила обозначение 7,5 cm Pak 40 auf GW
Mk.VI (e). Скорее всего, работа не была закончена, поскольку 75-мм
противотанковая пушка оказалась крупновата для такого шасси. (Рис.18)
Рис.18 – Фото 7,5 cm
Pak 40 auf GW Mk.VI (e).