Vickers Light Tank Mk V

 

 

Vickers Light Tank Mk V

Британия

Малый легкий танк

масса

4,87 т

вооружение

2 пулемета

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

 88 л.с.

выпускался

 

1934-1936гг., Vickers

22 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Легче легкого

 

 

     От прототипа Vickers Light Tank L3 с четырехгранной башней (Рис.1) в 1934г. в серию пошла модификация Light Tank Mk.V (Рис.2).

 

Рис.1 - Vickers Light Tank L3 с четырехгранной башней, 1933г.

 

Картинки по запросу Light Tank Mk.V
Light Mark V, полностью оборудованный, возможно, используемый BEF для обучения во Франции до мая 1940 года.
Рис.2 - Light Tank Mk.V.

 

     Масса 4871 кг. Габариты: длина – 3450 мм, ширина – 2210 мм, высота – 2050 мм. Бронирование: лоб корпуса – 12 мм, башня, борт, корма корпуса – 9 мм, крыша, днище – 5 мм. Экипаж 3 чел. Вооружение либо спарка 7,71-мм пулеметов, либо спарка 7,71-мм и 12,7-мм пулеметов. На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Meadows ESTE мощностью 88 л.с., оснащенный механической трансмиссией. Ходовая часть применительно на каждый борт состояла из двух тележек с подвеской Хорстмана, одного поддерживающего ролика и переднего ведущего колеса. Ленивец (направляющее колесо) отсутствовал. Мелкозвенчатая гусеница набиралась из стальных траков шириной 241 мм.

     За 1934-1936гг. было построено 22 серийные машины Light Tank Mk.V. На серийных танках могли устанавливать радиостанции. Машины серии имели небольшие отличия в ходовой части – натяжной ролик мог устанавливаться либо над передней тележкой, либо между тележками.

      Первые 12 серийных машин были направлены в 1-й танковый батальон легких танков (1st (Light) Battalion of the Royal Tank Corps) уже в 1934 году. Чтобы освоение новой техники проходило быстрее фирма Vickers-Armstrongs организовала команду инженеров и механиков, которые жили и работали совместно с танкистами. Пишут, что в 1936г. партия из 10 танков Light Tank Mk.V была отправлена в Австралию (-?). С другой стороны, известно, что танки Light Tank Mk.V поступали на вооружение 9-го Уланского полка. В войсках машины Light Tank Mk.V использовали в учебных целях, для задач обучения единичные танки этой модификации в 1939-1940гг. были отправлены в Северную Африку. Несколько экземпляров этой техники попали к вермахту и получили обозначение Leichter Panzerkampfwagen Mk.V 735(e).

     Несмотря на оптимистические ожидания, машины модификации Light Tank Mk.V не показали выдающихся характеристик. Более того, в результате изменений масса танка по сравнению с предшественником - Light Tank Mk.IV - повысилась с 4318 до 4871 кг, что при значительной высокой центровке создавало большие трудности при вождении по пересеченной местности. Улучшить ходовые качества пытались разными путями. Один из экспериментальных вариантов танка оснащался дополнительным катком и удлиненной гусеничной цепью, а на другом испытывали 10-дюймовую резиновую гусеницу. Кроме того, на Mk.V тестировали установку дизельного двигателя Перкинса, но в середине 1930-х годов высокоскоростные британские дизеля не были в достаточной степени отработаны под установку на танк, и проект развития не получил.

     В начале Второй мировой войны шасси Light Tank Mk.V приспособили под ЗСУ для поддержки бронетанковых частей. На основе легкого танка Mk.V было разработано по меньшей мере два варианта ЗСУ.

     Первый заключался в демонтаже обычной башни и установке вместо неё двух 15-мм пулеметов BESA на отрытой поворотной платформе с бронещитом. (Рис.3)

 

Картинки по запросу Light Tank Mk.V
Рис.3 – Двуствольная ЗСУ на базе Light Tank Mk.V, 1940г.

 

     В серию машина не пошла.

     Во втором случае на танк установили авиационную турель фирмы Boulton-Paul с четырьмя пулеметами Vickers K калибра 7,71-мм. (Рис.4)

 

Картинки по запросу Light Tank Mk.V
Рис.4 – Счетверенная ЗСУ на базе Light Tank Mk.V, 1940г.

 

     Вначале от самолета полностью заимствовали всю конструкцию вместе с плексигласовым колпаком, но затем колпак убрали - в более простом виде турель с четырех сторон защищалась откидными бронированными бортами. Несмотря на впечатляющую плотность огня, ЗСУ в серию не пошла.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru