Vickers Light Tank Mk IV India
Vickers Light Tank Mk IV India
Британия
Малый колониальный
танк
масса |
3,4 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
88 л.с. |
выпускался |
1931г., Vickers 1 шт. опытный |
Основная
статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.
В 1929г. Карден создал трактор-тягач Vickers-Carden-Loyd Artillery
Tractor (Рис.1).
Рис.1 - Vickers-Carden-Loyd Artillery Tractor.
Трактор Vickers-Carden-Loyd Artillery Tractor 1929 имел упрощенную
ходовую часть без заднего направляющего колеса. В итоге,
оставалось переднее ведущее колесо, две тележки с двумя опорными катками каждая
и подвеской с использованием листовых рессор. Такое решение экономило длину
аппарата и делало его легче, увеличивало опорную поверхность гусеничного
движителя - облегчалась конструкция ходовой части в целом, правда, при этом
несколько ухудшалась подвижность машины.
Компоновка
предусматривала установку двигателя и трансмиссии в передней части корпуса.
Далее размещалось отделение управления и транспортный отсек. В варианте для
армии борта корпуса изготовлялись из противопульной брони. Коммерческий вариант
был полностью небронированным и оснащался деревянной двухместной кабиной и
бортовым кузовом. (Рис.2)
Рис.2 – 3-тонный трактор Vickers-Carden-Loyd.
В 1931г. на этой базе приступили к разработке специального типа
колониального танка. Уже в 1931г. был получен прототип A4E19
(он же L2E1) Light Tank Mk II Indian Pattern No.1 (Рис.3).

Рис.3 - A4E19 Light Tank Mk II Indian Pattern No.1.
Танк A4E19 Light Tank Mk II Indian Pattern
No.1. имел массу 3400 кг.
Машина получила новый корпус, существенно отличавшийся от малых
танков Mk II. За счет укороченной ходовой корпус A4E19 был на 6,1 дюйма (15,4 см) короче и на 7,8 дюйма (20 см) шире. В носовой части
применили сплошной бронелист, установленный под большим углом наклона. Спереди
размещались узлы трансмиссии, за которыми несколько правее от центра стоял
бензиновый 6-цилиндровый двигатель Meadows ETS (88 л.с.), а место водителя
оказалось слева, причем для водителя была выделена небольшая надстройка. Башню,
имевшую шестигранную форму, поместили над серединой корпуса, но она также была
сдвинута влево от центра. В башне находился 7,71-мм пулемет Vickers.
Улучшениям подверглась конструкция ходовой
части, заимствованной от Light Dragon Mk.I. Две тележки, каждая с парой опорных колес,
получили по наклонной пружине Хорстмана.
A4E19 Light Tank Mk II Indian Pattern No.1 проходил испытания в 1931г. На испытаниях Light Tank Mk II Indian Pattern No.1 показал скорость 58 км/ч (36 миль в час) по шоссе. (Рис.4)

Рис.4 - Light Tank Mk IIА Indian Pattern No.1, вариант с улучшенной ходовой - появился поддерживающий ролик.
Однако комиссия
подметила ряд недостатков. Обзор из
танка в боевой обстановке был сильно ограничен. С места водителя наблюдение за
местностью велось только через смотровую щель с бронестеклом, выполненной в
двухстворчатом люке рубки. Командир танка мог воспользоваться только оптическим
пулеметным прицелом, установленным в лобовом листе башни. На марше командир
высовывался по пояс из башенного люка.
Недостатки обзорности, видимо, пытались
исправить при помощи командирской башенки – встречается название этого варианта Vickers Light Tank Mk IV India или Carden-Loyd Light Tank Mk IV India. (Рис.5)

Рис.5 - Carden-Loyd Light Tank Mk IV India.
Вариант Carden-Loyd Light Tank Mk IV India получил интересную ходовую – т.н. «четверные
ножницы» Хорстмана. (Рис.6)

Рис.6 – «Четверные ножницы» Хорстмана.
Военные решились
заключить договор на поставку небольшой серии малых колониальных танков только
в 1933г., но для такого случая фирма Vickers подготовила новый
вариант танка.