Vickers Light Tank Mk.I

 

 

Картинки по запросу А4Е2 Light Tank Mk.I

Vickers Light Tank Mk.I

Британия

Малый легкий танк

масса

4,8 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

58 л.с.

проект

1929г., Vickers

выпускался

1929г., Vickers

3 шт. опытные

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Легче легкого

 

К 1930г. разработчики (Карден и Лойд) и военные начали понимать, что танкетка Carden-Loyd Mk.VI и ее варианты не есть то, что нужно Танковому корпусу, точнее, нужна такая же по задачам сверхлегкая машина, но все-таки в виде полноценного танка. Работы в этом направлении начались, вроде бы, еще в 1928г. Так в 1929г. (- по другим сведениям, в 1930г.) фирма Vickers предъявила сверхлегкий танк А4Е1, который его создатели обозначили как танкетку - Carden-Loyd Mk.VII. Несмотря на преемственность в названии, новая машина заметно отличалась от Carden-Loyd Mk.VI. (Рис.1)

 

http://4.bp.blogspot.com/-W8TZk1FoKzw/VaVHyY54UBI/AAAAAAAAMJQ/sYyE-1UTBK8/s640/74.jpg

Рис.1 - Light Tank 1928 Mk VII Carden Loyd.

 

      Масса машины составила 2,5 т. Другие габариты мне не известны. Корпус имел клепаную конструкцию с соединением броневых листов толщиной 4 мм – крыша, днище, 6 мм – борт корпуса, 9 мм – лоб корпуса, при помощи уголков, болтов и заклепок. Трансмиссия располагалась спереди, боевое отделение – в центре, моторное – в кормовой части корпуса. В моторном отделении устанавливался бензиновый двигатель Meadows, автомобильного типа, развивавший мощность 59 л.с. Вооружение, состоявшее из одного 7,71-мм пулемета Vickers, находилось в приземистой башне цилиндрической формы со скошенными верхними боковыми бронелистами. Экипаж танка состоял из двух человек – водителя и командира-пулеметчика.

     Вслед за А4Е1 в 1929г. (в некоторых источниках пишут – в 1930г.) появился вариант А4Е2, встречается также обозначение Carden-Loyd Mk.VIII. (Рис.2)

 

Картинки по запросу А4Е2 Light Tank Mk.I Картинки по запросу А4Е2 Light Tank Mk.I

Рис.2 - А4Е2, на верхнем левом фото башня повернута назад.

 

     Машина получила совершенно новый корпус. Бронезащита лобовой части корпуса была доведена до 14 мм. Пишут, что моторно-трансмиссионное отделение было перенесено вперед, но на доступных фото положение выхлопной трубы указывает на то, что положение двигателя сохранилось как на Carden-Loyd Mk.VII в задней части машины, а трансмиссия по-прежнему занимала переднюю часть корпуса. На танке устанавливался двигатель Meadows EPT 58 л.с. и трансмиссия механического типа с 2-ступенчатой первичной и 2-скоростной вспомогательной коробкой передач. Среднюю часть занимало отделение управление, на крыше которого была сделана коробкообразная бронированная рубка для механика-водителя. Далее располагалось боевое отделение. На крыше боевого отделения устанавливалась цилиндрическая башня, конструктивно подобная той, что ставилась на танк Vickers 6 ton. В башне находился защищенный бронированным кожухом 7,71-мм пулемет Vickers С/Т. Его ствол был короче, чем у обычных пулеметов Vickers, и его можно было менять изнутри танка. Пулемет включал пистолетную рукоятку, кожаные накладки на ствольной коробке, на которые наводчик мог опираться головой, и большой кожаный приклад для управления оружием. Пулемет весил 20,8 кг, имел скорострельность от 550 до 600 выстрелов в минуту, питался 250 патронными лентами и, вероятно, стрелял с начальной скоростью, близкой к обычной модели .303, которая составляла около 750 м/с. Установка обеспечивала пулемету угол возвышения 37,5° и угол склонения 10°С. (Рис.3)

 

Рис.3 - Vickers С/Т.

 

     В боевом отделении и башне находилось место командира танка, также выполнявшего функции наблюдателя и пулеметчика.

     Приборы наблюдения состояли из смотровых щелей с бронестеклами, размещенных в рубке водителя, по бортам корпуса и в башне.

     В ходовой часть танка А4Е2 сохранялось две двухкатковые тележки и три поддерживающих ролика на каждый борт. (Рис.4)

 

Рис.4 – Ходовая А4Е2.

 

     Ведущие колеса находились спереди, направляющие – сзади. Все колёса, за исключением ведущих, снабжались резиновыми бандажами. В подвеске каждой из тележек использовалась амортизация на четверть-эллиптических листовых рессорах. Гусеница – мелкозвенчатая, с литыми одногребневыми траками.

     Масса опытного танка А4Е2 повысилась сравнительно с А4Е1 почти в два раза и составила 4800 кг. Габариты машины: длина – 4010 мм, ширина - 1850 мм, высота – 1700 мм. Бронирование крыша, днище – 4 мм, прочие элементы -14 мм.

     Испытания танка А4Е2 были проведены в 1929г. (возможно, 1930 году). Танк показал неплохие результаты: скорость 51-56 км/ч по шоссе, запас хода по шоссе – 257,5 км. Главное нарекание вызвала бронезащита танка. Военное ведомство присвоило официальное название типу - Light Tank Mk.I и выделило средства на постройку партии ещё из 5 машин для продолжения оценочных испытаний. Таким образом, считают, что было построено 5 серийных танков Light Tank Mk.I и 1 прототип А4Е2.

     Однако подобное утверждение о количестве построенных «опытных» и «серийных» танков типа Light Tank Mk.I выглядит спорно. Согласно таблице индексации британских танков “Table of General StaffANumbers(опубликован на http://arcaneafvs.com/fv300.html) в 1929г. было произведено 4 прототипа Light Tank Mk.I: А4Е2, А4Е3, А4Е4 и А4Е5. Представляется, что все 4 прототипа получили один индекс Light Tank Mk.I, а позже стали трактоваться как «серийные». Таким образом, было построено всего 4 машины типа Light Tank Mk.I.

     Относительно А4Е3 встречается информация, что машина предназначалась, главным образом, для отработки ходовой части и, возможно, вовсе не имела башни (либо почти сразу была лишена таковой). Затем на А4Е3 установили турель со спаркой 12,7-мм пулеметов Vickers (по другой версии, это были 7,71-мм пулеметы), предназначенных для стрельбы по воздушным целям. В некоторых источниках считают, что СЗУ на базе А4 была получена на варианте А4Е2. (Рис.5)

 

Картинки по запросу А4Е2 Light Tank Mk.I 

Рис.5 – СЗУ на базе Light Tank Mk.I.

 

     Вариант А4Е4 получил ряд значительных особенностей, из-за чего эта машина выделена как самостоятельная Учетная единица (А4Е4 Vickers Light Tank Mk.I) и рассматривается специально.

    О варианте А4Е5 можно узнать, что машина оснащалась некой высокой башней.  Возможно, именно на базе А4Е5 разрабатывалась бронемашина для артиллерийских наблюдателей - Artillery Observers Car D5E1 (номер MT9649). Правда, некоторые пишут, что Artillery Observers Car разрабатывался на шасси А4Е1. (Рис.6)

 

http://alternathistory.com/files/resize/users/a02_1-700x726.jpg

http://aviarmor.net/tww2/photo/gb/a4e1/carden_aom_m1.jpg

Рис.6 - Artillery Observers Car.

 

     Машина имела корпус с лобовыми листами, расположенными под большими углами наклона. Внутри боевого отделения оборудовались места для водителя, командира и наблюдателя – по другим сведениям, экипаж состоял из 2-х человек: водителя и наблюдателя. Вооружение не устанавливалось, но в укладке, очевидно, возможно было перевозить пулемет.

     Пишут также, что существовал вариант этой машины в виде 6-местного полубронированного транспортера. (Рис.7) – насчет 6-местности данной машины возникают сильные сомнения.

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/gb/d5e1/light_dragon_mk1_1.jpg 

Рис.7Транспортер на базе Artillery Observers Car.

 

     Вроде бы, в 1930г. шасси Artillery Observers Car использовалось для разработки артиллерийского тягача D5E1 Light Dragon Mk.I (в некоторых источниках встречается обозначение Light Dragon Mk Не). (Рис.8)

 

Картинки по запросу А4Е2 Light Tank Mk.I

Рис.8 - D5E1 Light Dragon Mk.I на базе машины типа Light Tank Mk.I.

 

    Однако этот образец тягача остался невостребованным на родине, хотя, похоже, что бельгийцы на базе этой машины в 1937-1940гг. построили довольно крупную серию (100 или около 172 штук) противотанковых 47-мм САУ Т13В3 (Рис.9) - вероятно, бельгийцы купили лицензию на производство шасси.

 

http://www.maquetland.com/v2/images_articles/22%20-%20T_13%20B3.jpg

http://www.maquetland.com/v2/images_articles/19%20-%20T_13%20B3.jpg

Рис.9 – Бельгийская САУ Т13В3.

На нижнем снимке видно, что на САУ установлена не башня, а полубашня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru