Vickers Light Tank Mk.II
Vickers Light Tank Mk.II
Британия
Малый легкий танк
масса |
4,4 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой
установки |
66 л.с. |
выпускался |
1930-1931гг., Vickers, Royal Ordnance Factory 16 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
В 1930г. британцы получили новый тип малого легкого танка, который
занимал промежуточное положение между танкетками и легкими танками массой 6-7
тонн - Vickers Light Tank Mk.IA. Одна из опытных модификаций Mk.IA – А4Е8 Vickers Light Tank Mk.IA (Рис.1) – была выбрано в качестве основы для
продолжения темы.
Рис.1 - А4Е8 Vickers
Light Tank Mk.IA.
Масса танка составила 4430 кг. Бронировка: лоб корпуса – 8 мм (по
другим сведениям – 18 мм), борт корпуса, башня – 6 мм (по другим сведениям – 12
мм), крыша, днище – 4 мм.
Пишут, что танк А4Е6 сохранил прежнюю
компоновку – с моторно-трансмиссионной группой в переднем отделе. Судя по фото
это маловероятно, скорее, двигатель располагался справа от водителя, на что
указывают форма передней и средней части корпуса и расположение выхлопной
трубы. Корпус танка был значительно модифицирован – значительно увеличили
высоту надстройки, что обеспечивало более комфортные условия для экипажа.
Передние и бортовые бронелисты располагались под более рациональными углами
наклона, что повышало их пулестойкость при обстреле из пулемета калибром до
12,7 мм. Экипаж танка состоял из двух человек: в передней части корпуса
размещался водитель, в средней (в боевом отделении) командир. Один 7,71-мм
пулемет Vickers с бронированном кожухом, находился в одноместной башне. Пишут,
что сама башня была несколько улучшена (изменилась форма маски и возможно
несколько увеличены ее размеры) по сравнению с башнями на Light Tank Mk.I.
Прицеливание и наблюдение за окружающей обстановкой велось через смотровые щели,
защищенные бронестеклом. На танке стоял двигатель Meadows 6 EPС, бензиновый,
6-цилиндровый, мощностью 56 л.с.
Вариант А4Е8 отличался ходовой частью –
наличием горизонтальной пружиной Хорстмана (Horstmann). Основная
особенность конструкции заключается в том, что два или более колеса установлены
на общий каркас. Каждое колесо установлено на L-образном поворотном рычаге,
который образует колоколообразный кривошип, поэтому движение колеса вверх
поворачивает в боковое движение верхнюю часть кривошипа. Два рычага могут быть
установлены на общем валу между ними. На двух колесах имеется винтовая пружина,
проходящая горизонтально между вершинами кривошипных рычагов. Таким образом,
если одно колесо перемещается вверх по препятствию, пружина сжимается против
поворотного рычага другого колеса. Преимущество конструкции Horstmann
заключается в том, что вес при помощи пружины распределяется сразу на два
колеса. Другим преимуществом является то, что пружина может работать как при
сжатии, так и при расширении, увеличивая общее перемещение подвески. С точки
зрения технического обслуживания тот факт, что пружина соединяется в одной
неподвижной точке и в остальном является автономной, позволяет легко
обслуживать систему в полевых условиях. Расположение пружины над колесами также
делает ее довольно компактной и не требует размещения внутри корпуса. Понятие
«системы Хорстмана» может быть применимо к любой системе распределения веса,
которая имеет два противолежащих рычага поворота, независимо от типа пружины
между ними. Название Хорстман может относиться к любой подвеске, построенной
компанией Horstman (теперь Horstman Defense Systems Ltd) независимо от типа
тележки, конструкции торсионной балки, амортизатора.
Главным недостатком А4Е8 выглядела тесная
башня, посему на машину установили новую просторную четырехгранную башню в
форме усеченной пирамиды. (Рис.2)
Рис.2 – А4Е13 – первый прототип серии Light Tank Mk.II, 1930г.
В ходовой части еще присутствуют три натяжных ролика.
Масса танка составляла, очевидно, около
4,4 т. Примерные габариты: длина – 3500 мм, ширина – 1800 мм, высота – 1800 мм.
Лобовые и бортовые бронелисты устанавливали под наклоном - при толщине брони 10
мм, этот прием улучшал бронезащиту. Экипаж танка - два человека. Вооружение -
один пулемет Vickers калибра .303 (7,71 мм) с бронированным кожухом,
расположенным в лобовом листе четырехгранной башни увеличенных размеров.
Пулемет имел углы наводки от -3° до +20° в вертикальной плоскости. Посадка в
танк производилась через двухстворчатый люк водителя и через прямоугольный люк
командира в крыше башни.
Новая версия малого танка была принята на
вооружение под индексом Light Tank Mk.II. На серийных машинах ставили двигатель
Rolls-Royce мощностью 66 л.с. с коробкой передач Wilson. Трансмиссия была
смещена к правому борту. В течение 1931г. фирма Vickers-Armstrong изготовила 12
танков модификации Light Tank Mk.II, включая прототипы А4Е13 и А4Е14, (номера
МТ9675-МТ9686). Еще 4 машины, включая прототип А4Е15, выпустил Королевский
Арсенал (CSOF, номера с МТ9687 по МТ9690). Большая часть из них использовалась
Королевским Танковым Корпусом для учебных целей, возможно, до конца тридцатых.
Один из серийных Mk.II (номер МТ9679) пытались приспособить для плавания - с боков
крепились поплавки, а сзади — подвесной лодочный мотор. Испытания танка
проводились в Портсмуте и на острове Хэйлинг. (Рис.2)
Рис.2 - Light Tank Mk.II
учится плавать.
На этом
же танке впоследствии прошла испытания модернизированная подвеска Хорстмана -
когда для улучшения динамического хода катков
использовались наклонные пружины. (Рис.3)
Рис.3 – Экспериментальный Light Tank Mk.II с «ножницами» Хорстмана.
В 1931г. продолжились работы по совершенствованию типа Light Tank Mk.II. Было
построено два прототипа модификации Light Tank Mk.IIА – А4Е16 (экспериментальный
танк с коробкой передач Wilson, использовался для тестирования различных типов
гусениц), А4Е18 (экспериментальный легкий танк А4Е16 с двигателем Rolls-Royce и
двумя поддерживающими роликами) и один прототип модификации Light Tank Mk.IIВ.
Машины на шасси Light Tank Mk.II.
В 1932г. британцы обратили внимание на
использование базы танков типа Light Tank Mk.II в качестве артиллерийского
тягача – так появился тягач Dragon Light Mark II. Доработкам в основном
подвергся корпус. Моторно-трансмиссионная группа заняла переднее расположение.
Место водителя было перенесено на правый борт, как это было принято в
британском автомобилестроении, и располагалось значительно выше, чем в танке. В
транспортном отсеке справа от водителя были установлены сидения, рассчитанные
на перевозку 6 человек. По бортам в центре корпуса находились ящики для
амуниции. Ходовая часть была аналогична Light Tank Mk.II. (Рис.4)

Рис.4 – Прототип Dragon Light Mark II (в ходовой три натяжных ролика).
Применительно на каждый борт ходовая
состояла из двух тележек с подвеской Хортсмана, двух поддерживающих роликов,
переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Опорные катки и ролики
оснащались резиновыми бандажами. Гусеница осталась мелкозвенчатой со стальными
траками шириной 240 мм.
Артиллерийский тягач для британской армии
выпускался в четырех модификациях: Mk.II, Mk.IIA, Mk.IIB (Рис.5), Mk.IIC и
Mk.IID.

Рис.5 - Dragon Light Mark IIВ, 1933г.
Начиная с варианта Mk.IIC, была введена подвеска Хортсманна с
наклонным расположением пружин. При желании тягачи могли комплектоваться
брезентовыми тентами и стойкими для их крепления. (Рис.6)
Рис.6 - Dragon Light Mark IIС, 1934г.
Техническое обслуживание тягачей серии Dragon Light Mark II в
значительной мере упрощалось унификацией большинства узлов и агрегатов с
легкими танками Mk.II и Mk.III. Предвоенные годы прошли для машин Dragon Light
мирно, однако в конце 1939 года несколько тягачей Mk.II были переброшены во
Францию и включены в состав Британского Экспедиционного Корпуса. (Рис.7)
Рис.7 - Dragon Light Mark IID.
В конце мая 1940 года
все эти машины были потеряны союзными силами при отступлении. Остальные тягачи,
оставшиеся в метрополии, были списаны через несколько лет.