Vickers Light Tank Mk.IA

 

 

Картинки по запросу А4Е2 Light Tank Mk.I

Vickers Light Tank Mk.IA

Британия

Малый легкий танк

масса

4,4 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

56/66 л.с.

проект

1930г., Vickers

выпускался

1930г., Vickers

3 шт. опытные

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Легче легкого

 

 

     В 1929г. было представлено 5 шасси для малого легкого типа танка, который занимал бы промежуточное положение между танкетками и легкими танками. Предложенные прототипы отличались друг от друга конструктивными решением или конфигурацией, формально все эти машины относили к типу Vickers Light Tank Mk.I, однако один вариант в данной работе выделим отдельно - А4Е4 Vickers Light Tank Mk.I. (Рис.1)

 

Картинки по запросу А4Е2 Light Tank Mk.I

Картинки по запросу А4Е2 Light Tank Mk.I

Рис.1 – Вверху - Vickers Light Tank Mk.I, внизу - А4Е4 Vickers Light Tank Mk.I.

 

     Как видим, обе машины имели разную конструкцию ходовой части. В случае Vickers Light Tank Mk.I ходовая часть имела две двухкатковые тележки и три поддерживающих ролика на каждый борт. Ведущие колеса находились спереди, направляющие – сзади. Все колёса, за исключением ведущих, снабжались резиновыми бандажами. В подвеске каждой из тележек использовалась амортизация на четверть-эллиптических листовых рессорах. Гусеница – мелкозвенчатая, с литыми одногребневыми траками. А4Е4 Vickers Light Tank Mk.I получил новый интересный элемент в ходовой части – горизонтальные пружины Хорстмана (Horstmann). Основная особенность конструкции заключается в том, что два или более колеса установлены на общий каркас. Каждое колесо установлено на L-образном поворотном рычаге, который образует колоколообразный кривошип, поэтому движение колеса вверх поворачивает в боковое движение верхнюю часть кривошипа. Два рычага могут быть установлены на общем валу между ними. На двух колесах имеется винтовая пружина, проходящая горизонтально между вершинами кривошипных рычагов. Таким образом, если одно колесо перемещается вверх по препятствию, пружина сжимается против поворотного рычага другого колеса. Преимущество конструкции Horstmann заключается в том, что вес при помощи пружины распределяется сразу на два колеса. Другим преимуществом является то, что пружина может работать как при сжатии, так и при расширении, увеличивая общее перемещение подвески. С точки зрения технического обслуживания тот факт, что пружина соединяется в одной неподвижной точке и в остальном является автономной, позволяет легко обслуживать систему в полевых условиях. Расположение пружины над колесами также делает ее довольно компактной и не требует размещения внутри корпуса. Понятие «системы Хорстмана» может быть применимо к любой системе распределения веса, которая имеет два противолежащих рычага поворота, независимо от типа пружины между ними. Название Хорстман может относиться к любой подвеске, построенной компанией Horstman (теперь Horstman Defense Systems Ltd) независимо от типа тележки, конструкции торсионной балки, амортизатора.

      В отношении прочих элементов конструкции Vickers Light Tank Mk.I и А4Е4 Vickers Light Tank Mk.I были идентичны. Масса 4,8 тонн. Бронезащита лобовой части корпуса была доведена до 14 мм. Пишут, что моторно-трансмиссионное отделение было перенесено вперед, но на доступных фото положение выхлопной трубы указывает на то, что положение двигателя сохранилось в задней части машины, а трансмиссия занимала переднюю часть корпуса. На танке устанавливался двигатель Meadows EPT 58 л.с. и трансмиссия механического типа с 2-ступенчатой первичной и 2-скоростной вспомогательной коробкой передач. Среднюю часть занимало отделение управление, на крыше которого была сделана коробкообразная бронированная рубка для водителя. Далее располагалось боевое отделение. На крыше боевого отделения устанавливалась цилиндрическая башня, конструктивно подобная той, что ставилась на танк Vickers 6 ton. В башне находился защищенный бронированным кожухом 7,71-мм пулемет Vickers С/Т. В боевом отделении и башне находилось место командира танка, также выполнявшего функции наблюдателя и пулеметчика. Приборы наблюдения состояли из смотровых щелей с бронестеклами, размещенных в рубке водителя, по бортам корпуса и в башне.

    В июле 1930 года последовал заказ на вторую партию малых танков, этой партии присвоили индекс Light Tank Mk.IA. В “Table of General Staff 'A' Numbers” указано, что прототипами Light Tank Mk.IA выступили 5 вариантов машин: А4Е6, А4Е7, А4Е8, А4Е9 и А4Е10.

     Первым в октябре 1930г. был получен вариант А4Е6 (номер МТ9652). (Рис.2)

 

Картинки по запросу А4Е2 Light Tank Mk.I

Рис.2 – А4Е6.

 

      Масса танка составила 4430 кг. Бронировка: лоб корпуса – 8 мм (по другим сведениям – 18 мм), борт корпуса, башня – 6 мм (по другим сведениям – 12 мм), крыша, днище – 4 мм.

     Пишут, что танк А4Е6 сохранил прежнюю компоновку – с моторно-трансмиссионной группой в переднем отделе. Судя по фото это маловероятно, скорее, двигатель располагался справа от водителя, на что указывают форма передней и средней части корпуса и расположение выхлопной трубы. Корпус танка был значительно модифицирован – значительно увеличили высоту надстройки, что обеспечивало более комфортные условия для экипажа. Передние и бортовые бронелисты располагались под более рациональными углами наклона, что повышало их пулестойкость при обстреле из пулемета калибром до 12,7 мм.

     Ходовая часть танка полностью перешла от варианта А4Е2. Применительно на один борт она состояла из 4 опорных катков, сблокированных попарно (с амортизацией на пластинчатых рессорах), 3 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса зубового зацепления.

     Экипаж танка состоял из двух человек: в передней части корпуса размещался водитель, в средней (в боевом отделении) командир. Один 7,71-мм пулемет Vickers с бронированном кожухом, находился в одноместной башне. Пишут, что сама башня была несколько улучшена (изменилась форма маски и возможно несколько увеличены ее размеры) по сравнению с башнями на Light Tank Mk.I. Прицеливание и наблюдение за окружающей обстановкой велось через смотровые щели, защищенные бронестеклом.

    На танке стоял двигатель Meadows 6 EPС, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 56 л.с.

    Опытный образец танка А4Е6 понравился, благодаря своим ходовым качествам (скорость 52 км/ч, запас хода 260 км), но вместе с этим было высказано пожелание увеличить башню, которая оказалась слишком тесной.

     В отношении модификаций А4Е7 и А4Е9 встречаются сведения, что машины имели корпус подобный А4Е4, но получили башню большего размера и имели рессорную подвеску.

    Вариант А4Е8 (номер МТ9654) отличался горизонтальной пружиной Хорстмана (Horstmann) и выделен отдельно как А4Е8 Vickers Light Tank Mk.IA. Вариант А4Е10 получил новую башню и новый состав вооружения и также выделен отдельно как Vickers Light Tank А4Е10.

     В некоторых источниках приводится несколько иная история серии Light Tank Mk.IA. Ссылаясь на британского историка Дэвида Флетчера, сообщают, что в июле 1930г. последовал заказ на новую партию малых танков, которые предназначались для Индии - эти машины, вроде бы, и получили обозначение Light Tank Mk.IA. По Флетчеру, «индийские» танки оснащались двигателем мощностью 66 л.с., пятистворчатыми жалюзи с правой стороны боевого отсека и подвеской Хорстмана с горизонтальными пружинами.  Впрочем, тут же следует оговорка, что некоторые (по крайней мере, две) «индийские» машины не имели пружин Хорстмана, а главным отличительным признаком Light Tank Mk.IA выступали куполообразные командирские башенки. (Рис.3)

 

Рис.3Танки Light Tank Mk.IA с башенками.

Кажется, что дальняя в ряду машина имеет значительно более «тонкий» профиль корпуса в передней части.

 

    Судя по представленному фото, «индийская» серия могла состоять из 4 танков, причем, кажется, что машины имели несколько разные корпуса.

    Трудно понять, построены ли танки «индийского» варианта с нуля, либо это продукт модернизации четырех опытных машин серии Light Tank Mk.IA, имевших одинаковые башни (А4Е6 – А4Е9). Пишут, что на Light Tank Mk.IA действительно проводились опыты с конструкцией командирских башенок. Упоминается даже, что протестировали четыре типа башенок, но остановились на коробчатой, поскольку она оказалась более просторной и обеспечивала круговой обзор. На фотографии «индийской» серии отчетливо видны жалюзи с правой стороны боевого отсека, что, как будто, говорит в пользу того, что на этих танках могли стоять 66-сильные двигатели.

    В литературе не встречается однозначных указаний на то, что танки серии Light Tank Mk.IA прибыли на полуостров Индостан для прохождения службы.

   Конструкция малых танков типа Light Tank Mk.IA через генерального директора фирмы Hotchkiss, бывшего британского офицера Henry Mann Ainsworth нашла развитие на французской почве, приведя к появлению французских легких кавалерийских танков и легких по массе тяжелобронированных пехотных танков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru