Vickers Light Tank 1933

 

 

Vickers Light Tank 1933

Британия

Малый легкий танк

масса

4,5 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

 85 л.с.

проект

1933г., Vickers

выпускался

 

1933г., Vickers

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Легче легкого

 

 

     В 1933г. на Vickers занялись разработкой малых танков для экспорта за рубеж (серия Vickers Carden Loyd Commercial Light Tank) - основными качествами, которыми должен был обладать экспортный танк, являлась простота и высокая эксплуатационная надежность. В экспортной модели решили совместить узлы как от танков типа Vickers Light Mk I-III, так и от типа Vickers L3E1-L3E2. (Рис.1, Рис.2)

 

Рис.1 – Один из вариантов Vickers Light Mk I-III.

 

Рис.2 – Опытные варианты Vickers L3.

 

    В первом варианте экспортного малого танка - Vickers Light Tank Model 1933 совместили более просторный корпус от Vickers L3E1-L3E2 (с наклонным лобовым листом) с ходовой от Vickers Light Mk I А4Е2 (точнее, это был несколько модифицированный вариант ходовой, опробованный на тягаче D5E1 Light Dragon Mk.I), на все это установили башню от танка Vickers Light Mk I А4Е2. (Рис.3)

 

http://2.bp.blogspot.com/-uo1YdQMi4Ec/VaVHypiag0I/AAAAAAAAMJc/mM76yLG96Ws/s640/75.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/seryj221221/38009428/1688391/1688391_original.jpg
Рис.3 - Vickers Light Tank Model 1933.

 

     Машина имела массу 3800-3900 кг. Габаритные размеры: длина ~4100 мм, ширина 1840 мм, высота – 1850 мм. Бронирование: крыша, днище – 4 (или 7) мм, прочие элементы – 9 мм. Более подробно бронирование танка описывается следующим образом: «На танке использовалась клепаная броня, классифицированная британцами как C.T.A. пуленепробиваемые пластины. Он имел лобовую часть толщиной 9 мм, расположенную под углом 70° к вертикали, что обеспечивало толщину брони в прямой видимости около 25 мм. Люк водителя имел равную защиту – 9 мм брони, нижний лоб – 6 мм. Боковые стороны имели толщину 7 мм, задняя часть — 6 мм. Верх и низ корпуса имели броню толщиной 4 мм. Башня имела толщину по кругу 9 мм. Крыша и люки имели толщину 4 мм». Некоторые оценивали, что такое бронирование обеспечивало устойчивость к пулеметному огню с расстояния 300 м.

     Разумеется, компоновка машины выглядела стандартно для малых танков фирмы Vickers. Бензиновый двигатель Meadows мощностью до 90 л.с. располагался в носовой части корпуса справа. Спереди от него находилась трансмиссия, а справа – органы управления и место водителя (Рис.4), над головой которого была установлена бронированная рубка с единственной смотровой щелью.

 

Рис.4 – Место водителя.

 

     Боевое отделение занимало среднюю и заднюю часть танка. Здесь находилось место командира, который также выполнял обязанности стрелка. Вооружение танка М1933 состояло из единственного пулемета Vickers калибра .303 (7,71 мм), установленного в одноместной цилиндрической башне с коробкообразной передней частью, смещенной на левый борт. Орудие перемещалось вручную и было связано с оптикой. Оптика могла иметь переменный зум с двумя увеличениями неизвестной силы и полем зрения 17°. Пулемет имел набивку, позволяющую наводчику опираться головой на ствольную коробку, наклоняясь при этом близко к оптике для получения хорошей прицельной картинки. Экипаж имел устройство для перезарядки лент с боекомплектом. (Рис.5)

 

Рис.5 – Место командира-стрелка.

 

    Обзор с места командира мог проводиться как через щели с бронестеклами в бортах башни, так и с помощью оптического пулеметного прицела. Посадка в танк производилась через двухстворчатый люк, одна часть которого представляла собой лобовую панель рубки водителя, а вторая находилась в верхнем лобовом бронелисте корпуса, и люк в крыше башни.

     Ходовая часть (на один борт): 4 опорных катка сблокированных в две тележки с амортизацией на пластинчатых рессорах, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Гусеницы имели ширину 24,13 см и длину 2 м, с хорошим давлением на грунт на мягком грунте и радиусом поворота 3,60 м.

    Танк мог двигаться по шоссе со скоростью 56 км/ч по шоссе (некоторые пишут, что по шоссе машина могла разогнаться до 64 км/ч). Запас хода по шоссе 200 км. Vickers Model 1933 преодолевал уклоны до 25°, преодолевать ручьи глубиной 0,65 м и пересекать траншеи шириной 1,5 м.

    В сети встречается фото, на котором изображен танк, похожий на М.1933 с дополнительными бронеэкранами на ходовой. (Рис.6)

 

 

Panzer 34/35
Рис.6 – Предположительно, М.1933 с дополнительными бронеэкранами.

 

    Я не исключаю, что на данном фото может быть запечатлен финский вариант М.1933, отправленный в 1933г. в Финляндию для тестирования. Согласно техническому отчету, финский экспортный М1933 оснащался двигателем Armstrong Sidley мощностью 85 л.с. Также утверждается, что толщина лобового бронирования была доведена до 16 мм, бортов – до 10 мм. При массе 4500 кг танк показал максимальную скорость до 65 км/ч при движении по шоссейной дороге. В части претензий отмечалась невысокая проходимость и слабое вооружение. Впрочем, финский М1933 остался при своих новых хозяевах и вплоть до середины Второй мировой войны использовался в качестве учебного.

     Однако некоторые знатоки называют этот танк - швейцарским LT II Panzer 34/35 на базе модели Vickers Light Model 1934.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru