Medium Tank А7Е3

 

 

Medium Tank А7Е3

Британия

Средний танк

масса

18,2 т

вооружение

40-мм орудие

2 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

252 л.с.

проект

1934г., Royal Ordnance Factory Woolwich

выпускался

1934г., Royal Ordnance Factory Woolwich

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Многоликий средний, часть 1

 

 

     В 1931г. на свет появились два прототипа по теме однобашенного среднего танка А7. (Рис.1)

 

Рис.1 – Вверху А7Е1, внизу – А7Е2.

 

     Согласно документам, новый вариант однобашенного среднего танка Medium А7 - A7E3 построили в мае 1934 года, но на испытания он поступил только в 1936 году. (Рис.2)

 

​Помимо пушки, танк отличался рядом элементов корпуса и башни, а также новой ходовой частью - Первый крейсерский | Warspot.ru

 

Рис.2 – А7Е3.

 

     Масса варианта А7Е3 составила 18200 кг при габаритах: длина – 6550 мм, ширина – 2972 мм, высота - 2970 мм. Бронирование: лоб, борт, корма корпуса, башня – 14 мм, крыша, днище – 4 мм. Трансмиссия механического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые передачи.

     Третий вариант А7, как и предыдущие образцы А7 был выполнен из неброневой стали, но несколько отличался от предшественников. На танке в ходовой части сократили до шести количество поддерживающих роликов. Каждый опорный каток получил индивидуальную подвеску с вертикальной пружиной. Корпус имел более широкую подбашенную коробку, изменился люк пулеметчика.

     В лобовом листе башни, вместо двух больших вырезов под раздельную установку пушки и пулемета, сделали один. Вооружение теперь включало 2-фунтовую (40-мм) скорострельную пушку Mk.IX, которая при меньшем калибре обладала лучшими характеристиками бронепробиваемости. При наилучших условиях темп стрельбы мог достигать 22 выстрела в минуту (!), однако прицельная дальность составляла всего 900 метров. Имея начальную скорость 853 м/с, обычный бронебойный снаряд массой 1,07 кг мог пробивать 55-мм лист брони под углом 60 градусов с предельно близкого расстояния. На дистанции 457 и 914 метров этот показатель уменьшался до 47 м 37 мм соответственно, но даже в этом случае «двухфунтовка» была опасна для абсолютно любого танка того времени. Интересно, что 2-фунтовые орудия никогда не снабжались осколочно-фугасными снарядами, которые могли бы позволить этим пушкам поражать небронированные цели.

      Самые сильные изменения коснулись МТО. Вместо бензинового двигателя на танке установили спаренные дизеля АЕС С1 жидкостного охлаждения, выдававшие крутящий момент на один вал. В сумме спарка двигателей развивала максимальную мощность до 252 л.с.

    На танке имелись средства связи – радиостанция No.9 или No.11(?) и интерком.

    По прибытии на испытания в Фарнборо в 1936г. танк А7Е3 получил WD-номер T.1340, регистрационный номер BMM 117 и полигонный номер MEE961. Испытания A7E3 показали, что машина превосходит предшественников. Несмотря на то, что после переделок её боевая масса выросла до 18,2 тонн, за счет более мощной силовой установки максимальная скорость танка по шоссе выросла до 39 км/ч, а по проселку до 26 км/ч. Заявлялось даже, что при некоторой доработке максимальная скорость танка вырастет до 48 км/ч. Дальность хода танка - до 190 км. Испытатели отмечали вполне приемлемые условия обитания для экипажа. Самой большой проблемой оказались многочисленные поломки. Уже после 122 километров пробега у танка сломались тормоза, которые в ходе испытаний ломались еще 6 раз. После 274 километров пробега вышла из строя подвеска. Рассматривалась возможность установки подвески Vickers-Horstmann, которая испытывалась на A6E3, но от идеи отказались, поскольку подвеска Vickers-Horstmann была слишком громоздкой и тяжелой. В декабре 1936 года с инициативой установки на танк двигателя Liberty L-12 и трансмиссии от танка Кристи выступил полковник Мартель - за счет этого предполагалось поднять максимальную скорость танка до 61 км/ч. Однако расчеты показали, что даже со всеми улучшениями скорость танка не превысила бы 56 км/ч – что, впрочем, тоже весьма похвально.

     Пишут, что А7Е3 тестировался до 1937г. включительно, но, несмотря на примерно равные ТТХ представители RTC рекомендовали к серийному производству танк А9, поскольку последний, казалось, обладал более прогрессивной ходовой частью.

     Следует заметить, что на А7Е3 появился целый ряд элементов и решений, которые затем будут применены на других английских танках (спаренная силовая установка на типе А12, подвеска на А22) и даже станут на некоторое время эталонными (орудийная маска, башня).

    Теперь, пожалуй, следует разъяснить разрыв во времени между постройкой А7Е3 (май 1934г.) и его появлением на публике (1936г.). Дело в том, что с 1933г. (скорее, с 1934г.) на ROF Woolwich (- или Vickers-Armstrongs?) затеяли дальнейшее развитие темы А7 - Tank, Medium, A8.

    Пишут, что А8 разрабатывался с учётом опыта испытаний A7E1 и A7E2. Достаточно большая боевая масса А8 в 17,5 тонн компенсировалась установкой спарки моторов Rolls-Royce Phantom II, которые работали с планетарной коробкой передач Wilson. От A7E2 для этого танка бралась башня с установленной в ней 2-фунтовой пушкой. Работы по A8 продвинулись до стадии создания деревянного макета и неоднократно переделанных чертежей. Предполагалось, что A8E1 получит WD-номер T.1341 и регистрационный номер BMM118. До изготовления в металле дело не дошло – в 1937 году работы по A8 были остановлены, к тому времени крейсерские танки виделись более легкими машинами, чем А8.

     Вероятно, разработчики делали ставку именно на А8, но работы по этому типу затянулись и в 1936г. показали более ранний вариант среднего однобашенного танка - А7Е3.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru