Light Amphibious Tank A4E11//A4E12

 

 

Light Amphibious Tank A4E11//A4E12

Британия

Малый плавающий танк

масса

3,8 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

 60/90 л.с.

проект

1930?-1931гг., Vickers

выпускался

1931-1933гг., Vickers

34 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Плавание как специализация

 

 

     В 1929г. Карден создал трактор-тягач Vickers-Carden-Loyd Artillery Tractor (Рис.1).

 

Картинки по запросу А4Е2 Light Tank Mk.I

Рис.1 - Vickers-Carden-Loyd Artillery Tractor.

 

     Трактор Vickers-Carden-Loyd Artillery Tractor 1929 имел упрощенную ходовую часть без заднего направляющего колеса. В итоге, оставалось переднее ведущее колесо, две тележки с двумя опорными катками каждая и подвеской с использованием листовых рессор. Такое решение экономило длину аппарата и делало его легче, увеличивало опорную поверхность гусеничного движителя - облегчалась конструкция ходовой части в целом, правда, при этом несколько ухудшалась подвижность машины.

     Компоновка предусматривала установку двигателя и трансмиссии в передней части корпуса. Далее размещалось отделение управления и транспортный отсек. В варианте для армии борта корпуса изготовлялись из противопульной брони. Коммерческий вариант был полностью небронированным и оснащался деревянной двухместной кабиной и бортовым кузовом. (Рис.2)

 

http://s004.radikal.ru/i206/1402/30/053962333263.jpg

Рис.2 – 3-тонный трактор Vickers-Carden-Loyd.

 

     В 1930г. или в 1931г. на Vickers по заказу британской армии взялись за проектирование малого плавающего танка. Базой для создания плавающего танка выступил трактор Vickers-Carden-Loyd Artillery Tractor (Light Dragon Mk.I.) 1929 года. (Рис.3)

 

«Амфибия Виккерса» чертёж и ТТХ, Англия

Рис.3 – Поект малого амфибийного танка.

 

     Кажется, в сентябре 1931г. (по другим сведениям, в апреле того года) на реке Темза близ Челси был показан первый образец танка-амфибии, получивший обозначение А4Е11 или L1E1 - Vickers-Carden-Loyd light amphibious tank model 1931. Пишут, что тогда же в сентябре 1931г. появился и второй вариант А4Е12 или L1E2. Внешне обе модели плавающего танка были почти идентичны, однако А4Е12 отличался от предшественника конструкцией задней тележки (-?!), формой подбашенной коробки, установкой бронированного фальшборта (на испытаниях с правого борта фальшборта не было, очевидно, фальшборт с левой стороны должен был уравновешивать двигатель, находившейся справа по борту), а также конструкцией гребных валов и рулей (- спорно). А4Е11 нёс регистрационный номер МТ 9779, а А4Е12 – МТ 9780.  (Рис.4).

 

Похожее изображение

https://3.bp.blogspot.com/-emULjA7EJq4/W50_i5Z92iI/AAAAAAAADG4/za-XonlIGTAQDmyRm337qViE00gKDX2bgCEwYBhgL/s640/%25D0%25A2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BA%2B%25D0%2592%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25BA%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2581.jpg

Вероятно, это А4Е11 (L1E1).

Судя по описанию, это А4Е12 (L1E2).

Рис.4 – Варианты А4Е11 (L1E1) и А4Е12 (L1E2).

 

     Масса плавающего танка: А4Е11 - 2170 кг. Габариты А4Е11: длина – 4064 мм, ширина – 2058 мм, высота – 1880 мм. Бронирование: лоб корпуса, башня – 9 мм; борт корпуса – 7 мм, корма – 5 мм, крыша, днище – 3 мм. Экипаж 2 чел. Вооружение один 7,71-мм пулемет Vickers в башне, боекомплект 2500 патронов. Двигатель Meadows EST жидкостного охлаждения 60 л.с.

     Масса А4Е12 составила уже 3800 кг. Габариты А4Е11: длина – 3960 мм, ширина – 2080 мм, высота – 1830 мм. Бронирование: лоб корпуса – 10 мм; башня – 9 мм, борт корпуса – 7 мм, корма – 5 мм, крыша, днище – 3 мм. Двигатель Meadows EST жидкостного охлаждения 90 л.с.

     При проектировании амфибийных танков инженеры за счет формы корпуса стремились обеспечить танку максимальную плавучесть. По бортам располагались специальные коробкообразные поплавки. Трансмиссия находилась в носовой части, моторный отсек — справа от боевого отделения. Глушитель был выведен на верх корпуса и крепился справа от подбашенной коробки. Амфибии оснащались карбюраторными 6-цилиндровыми двигателями Meadows EST жидкостного охлаждения — 60 л.с. и 90 л.с., соответственно. На крыше корпуса устанавливалась подбашенная коробка, в передней части которой находилось место водителя, защищенное бронеколпаком, а позади него размещалось боевое отделение с приземистой подбашенной коробкой. На крыше коробки устанавливалась одноместная цилиндрическая башня с верхним люком. Единственный 7,71-мм пулемет Vickers монтировался в коробчатой нише башни. Средства связи на плавающих танках отсутствовали, хотя не исключалось использование флажковой сигнализации.

     Схема ходовой части применительно на один борт включала две тележки с двумя опорными катками каждая и амортизацией на листовых рессорах. Ведущее колесо располагалось спереди, роль ленивца выполнял задний опорный каток. Поддерживающие ролики отсутствовали. Гусеница набиралась из мелкозвенчатых стальных траков с одним гребнем.

     Для движения по воде в корме танка предусматривались гребной винт и судовой руль. (Рис.5)

 

https://3.bp.blogspot.com/-_HJfKK1TtYI/W50_a5GmR2I/AAAAAAAADGw/ymxR6Fc9UH4HRrEiIz8hP8N2WMZt10UQQCEwYBhgL/s640/%25D0%2592%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25BA%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2581%2B%25D1%2581%25D0%25B7%25D0%25B4%25D0%25B8.jpg

Рис.5 – Винт и судовой руль.

   

   Испытания обеих плавающих танков проходили вполне успешно – танки продемонстрировали скорость хода по шоссе 56 км/ч, скорость на плаву – 9,6 км/ч; запас хода 260 км. (Рис.6)

 

A4E12 A4E12

http://1.bp.blogspot.com/-yTWQpYbsKbM/VXr5j_RLqRI/AAAAAAAARUw/K18gGSqC5Zk/s320/vcl%2B4.jpg

Рис.6 – На испытаниях.

 

     Однако интерес к плавающим танкам со стороны британской армии скоропостижно угас. Тогда фирма Vickers предложила А4Е12 для экспортных поставок. (Рис.7)

 

Рис.7 – Плавающий танк оказался не интересен британской армии.

 

    Самую большую партию плавающих танков из 29 машин закупило гоминьдановское правительство Китая. Экспортный вариант отличался конструкцией башенного люка и рядом мелких доработок, не отразившихся на внешнем виде машины. (Рис.8)

 

Британская бронетехника

Рис.8 – Плавающие танки для Китая.

 

     По другим данным, в 1933г-1935гг. в Китай попало 33 экземпляра А4Е12.

     Из прибывших танков создали 1-й танковый батальон. До начала войны с Японией китайские А4Е12 использовались большую часть времени в качестве учебных. (Рис.9)

 

https://i.pinimg.com/236x/f0/85/99/f0859971603f3be39bfee4b6f171f1e5--machine-guns-army.jpg

Рис.9 – Тяжело в ученье, каково-то будет в бою?

 

     Плавающие танки применялись китайцами в битве за Шанхай, проходившей в октябре-ноябре 1937 года. Правда, подробности их боевого применения пока не освещены.

     Два плавающих танка было отправлено в Голландию для нужд колониальных войск (- возможно, речь идет о войсках Голландской Ост-Индии). (Рис.10)

 

 «Амфибия Виккерса» плывёт, Англия

Рис.10 - Vickers-Carden-Loyd A4E11 Light Amphibious Tank in the Dutch East Indies, 1930s.

 

    Два амфибийных танка было продано в Сиам. (Рис.11)

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/41/Vickers_Light_Amphibious_Tank.jpg/400px-Vickers_Light_Amphibious_Tank.jpg

Рис.12 – Танк для Сиама.

 

    Как пишут, единственный А4Е11 передали Финляндии для оценочных испытаний. Впрочем, в некоторых источниках попадается, что в Финляндию отправили «единственный А4Е12», однако в других (англоязычных) источниках находим уточнение, что в Финляндию прибыл Vickers-Carden-Loyd light amphibious tank model 1931, значит, скорее всего, речь идет о модели А4Е11. В отличие от трех других танков фирмы Vickers, за которые финская сторона заплатила 8.410 фунтов стерлингов, амфибия досталась бесплатно, но по контракту, машину А4Е11 предстояло вернуть через 17 дней после поставки. Танк прибыл в Финляндию 12-го сентября 1933 года и прошел активную тестовую программу. В ходе испытаний выяснилось, что максимальная скорость при движении по твердой поверхности составляет 64 км/ч и 9,6 км/ч на плаву. Однако финнам не понравились ходовые качества А4Е11.

     Довольно занятно выглядит история копирования британского плавающего танка в СССР. Уже осенью 1931г. советские знали об испытаниях в Британии плавающих танков. Более того, советские имели на руках фотографии и тактико-технические характеристики нового британского изделия. К счастью для советских специалистов, оказалось, что британские плавающие танки базировались на шасси трактора Vickers-Carden-Loyd 1929, два экземпляра которого к тому времени уже находились в СССР. Опытный образец советского плавающего танка, получивший имя «Селезень», был готов к весне 1932г. и весьма напоминал внешним обликом британца. (Рис.13)

 

Опытный образец танка Т-33

Рис.13 – Советский плавающий танк «Селезень».

 

     Все же один оригинальный образец Vickers А4Е12 (-?) был куплен Советами, скорее, в 1932г., хотя в ряде источников указывают 1933г. (Рис.14)

 

На испытаниях в СССР, НИБТ Полигон.

«Амфибия Виккерса», Англия

Рис.14 – Плавающий «Виккерс» в СССР называли VCL M.1931. Внизу, видимо, тот же танк в музее Кубинки.

 

     По другой версии, советские в феврале 1932г. закупили 8 плавающих танков, машины прибыли в СССР спустя 9 месяцев. Есть и еще одно изложение событий, мол, закуплена была одна машина, но в СССР по ее подобию построили еще 7 штук. Вроде бы, английским танкам присвоили индекс Т-33. Машины попали в разные учебные заведения и эксплуатировались едва ли не до начала ВОВ. На мой взгляд, версия с 8-ю плавающими виккерсами выглядит не слишком убедительно – во всяком случае, по ведомости устаревших танков на балансе РККА от 1938г. упоминается только один Т-33 и, не исключено, что это был родной А4Е12.

     Тип Vickers А4Е12 инициировал разработку целой линейки советских плавающих танков, бурно развивавшейся в СССР в тридцатые годы.

   В октябре 1932г. в Польшу прибыл демонстрационный А4Е12 (по другой версии, это был А4Е11). Танк не только прошел ходовые тесты на полигоне г. Модлин, но и совершил заплыв через Вислу. Польские военные хотели было закупить сразу пять плавающих танков, но правительство отказало, инициировав создание подобной собственной машины. Работы несколько затянулись, но все же в 1936г. был получен прототип первого плавающего польского танка PZLInż.130 (Рис.15).

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/poland/pzinz.130/pzinz130_1m.jpg

Рис.15 – Польский PZLInż.130, 1936г.

 

    Иногда сообщают, что примерно в 1933г. «некоторое количество» плавающих танков было поставлено в Турцию, но в англоязычных источниках сведений об этом не встречается.

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru