Infantry Tank Mk I А11

 

 

Infantry Tank Mk I А11

Британия

Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк

масса

11,2 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

70 л.с.

проект

1935г., Vickers

выпускался

1936-1940гг., Vickers

140 шт.

вместе с прототипом

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

     В 1935г. Джон Карден, на тот момент ведущий разработчик танковой техники в Британии, начал проектировать тип небольшого по тяжелобронированного пехотного танка. (Рис.1)

 

Похожее изображение

Рис.1 - Sir John Valentine Carden (1892-1935гг.).

 

     Видимо, это был последний проект, на котором так отчетливо запечатлелась техническая мысль мэтра британского танкостроения конца 1920-х – начала 1930-х годов. Первые наработки по машине, получившей индекс A11, были представлены Карденом в октябре 1935 года. (Рис.2)

 

Рис.2 – Оригинальный набросок Кардна пехотного танка А11.

Указана степень защиты – 60 мм, ширина пересекаемой траншеи 8 футов (2,4 м).

 

     Пишут, что на наброске от 10 октября 1935г. сэр Джон Карден обозначил машину кодовым именем Matilda (- честно, говоря, я не разобрал на представленном наброске Кардена этой подписи, но, возможно, были и другие рисунки). Знатоки поясняют, что несколько странное имя “Matilda” дал танку Хью Эллис, поскольку своими очертаниями машина напоминала заслуженному генерал–майору утенка из популярного в то время в Великобритании мультфильма – вот такие аналогии по-английски. Однако некоторые авторы категорически восстают против подобной трактовки. Они указывают, что в официальном употреблении обозначение Matilda появилось весной 1941 года – к тому времени танки А11 сняли с производства. Таким образом, обозначение Matilda изначально относилось к следующему пехотному танку А12. Однако имя Matilda прочно приклеилось к танкам А11.

     10 декабря 1935г. Джон Карден погиб в авиакатастрофе. Несчастье случилось во время перелёта из Брюсселя в Кройдон – пассажирский самолёт Savoia-Marchetti S.73 (регистрационный номер OO-AGN, серийный номер 30004) итальянской авиакомпании Sabena разбился на границе графства Кент из-за обледенения карбюраторов двигателей.

     После гибели Кардена директор Виккерс-Армстронг сэр Ноэль Берч (Noel Birch) (Рис.3) выдвинул на место ведущего инженера по танкам Лесли Литтла (Leslie Little) (Рис.4), который работал вместе с Вивианом Лойдом.

 

Картинки по запросу Sir James Frederick Noel Birch

Рис.3 - Сэр Джеймс Фредерик Ноэль Бёрч, 1865-1939гг. Генерал артиллерии.

В 1923г. по его инициативе начали проектировать САУ на шасси танка Vickers Medium Mk II.

С 1928г. стал директором компании Виккерс-Армстронг.

 

​Лесли Литтл, гениальный конструктор, который остался в тени Джона Кардена и Вивиана Лойда - Пехотный оптимум | Warspot.ru

Рис.4 - Leslie Francis Little.

 

     Берч поставил перед Литлом задачу, заключавшуюся в том, чтобы в новых разработках применять только принципиально новые решения, не связанные с патентами Кардена и Лойда, поскольку Виккерс-Армстронг была обязана выплачивать этим авторам по 5% от прибыли в случае использования их технических решений. Видимо, эта политика фирмы заставила довольно скоро после смерти Кардена покинуть компанию Vickers-Armstrong его соавтора – Вивиана Лойда. Он основал собственную фирму Vivian Loyd & Co.

    Несмотря на установку начальства, работы по танку А11 продолжились в том русле, которое начертал Карден. Визуально А11 смотрится, как специализированный утяжеленный вариант конструкции Vickers Mk.E-Mk.F, хотя компоновка его, скорее, соответствует малым танкам. (Рис.5)

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/gb/matilda_1/matilda_mk1_c2.jpg 

Рис.5 – Проекции пехотного танка А11.

 

     Пехотный танк получил угловатый клёпаный бронекорпус, у которого передние и задний бронелисты располагались под наклоном, что способствовало лучшей пулестойкости. Одноместная башня танка, в которой мог размещаться лишь один 7,71-мм или 12,7-мм пулемет, была литой. Ходовая часть А11 состояла, применительно на один борт, из 8 сдвоенных опорных катков, сблокированных попарно в 4 тележки, 2-х поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса. Подвеску танка выполнили блокированной с полуэллиптическими листовыми рессорами. Пишут, что первоначально танк должен был иметь подвеску системы Хорстмана. Ширина трака 292 мм. Трансмиссию, коробку передач, сцепление и тормоза прямо позаимствовали у легких танков Vickers.

    Первый прототип А11Е1 поступил на испытания в сентябре 1936г. (Рис.6)

 

 

Рис.6 – Прототип танка А11, осень 1936г.

Позже машина получила WD-номер T.1724 и регистрационный номер CMM 880.

 

     По ходу испытаний (Рис.7) в конструкцию ходовой части были внесены изменения.

 

Рис.7 – Испытания А11Е1.

 

     В частности, задние опорные катки стали цельнометаллическими, поскольку резиновые бандажи сильно изнашивались. Также танк получил инструментальные ящики в носовой части корпуса и фары в защитных кожухах. Поскольку во время движения по пересечённой местности крыша моторно-трансмиссионного отделения забрасывалась грязью, сзади появились небольшие брызговики.

   Только в апреле 1938г. (в некоторых источниках указан апрель 1937г.) Военное министерство выдало Vickers-Armstrongs заказ на выпуск 60 танков Infantry Tank Mk.I. Их WD-номера были распределены в промежутке между T.3433 и T.3492. В конце апреля было заказано ещё 60 танков второй партии, получивших WD-номера T.5551-T.5610. В январе 1939 года заказ был увеличен ещё на 19 танков с WD-номерами T.8101-T.8119.

    Серийные Infantry Tank Mk.I несколько отличались от опытного образца. Была изменена конструкция ведущего колеса, а лобовая деталь корпуса, которая ранее собиралась из трёх частей и имела сложную форму, стала изготавливаться единой деталью. Был изменён смотровой прибор водителя, а в люке появился смотровой прибор MK-IV. Были немного исправлены элементы башни. На бортах башни появились крепления для дымовых гранатомётов. На бортах корпуса танка появились крепления для огнетушителя, троса и других предметов ЗИП. Некоторые серийные танки комплектовались радиостанцией №11, антенна которой размещалась позади и правее башни. Кроме того, от кожухов для фар было решено отказаться. Чтобы компенсировать недостаточный обзор водителя, с правой стороны появилось зеркало заднего вида. (Рис.8)

 

 

Рис.8 – Серийные Infantry Tank Mk.I.

 

     Серийные машины имели массу 11,117 тонн. Габаритные размеры: длина – 4850 мм, ширина -2280 мм, высота – 1860 мм, клиренс – 380 мм. Бронирование: лоб корпуса и лоб башни – 65 мм, борт, корма корпуса, борт, корма башни – 60 мм, крыша башни – 30 мм, крыша корпуса, днище – 10 мм. Вооружение один 12,7-мм пулемет или один 7,71-мм пулемет. Боекомплект 4000 патронов. Экипаж 2 человека. Двигатель Ford V-8, бензиновый, 8-цилиндровый, объёмом 3,62 литра, мощностью 70 л.с. (Рис.9); запас топлива — 190 литров.

 

Рис.9 – Посадка двигателя Ford V-8 в моторном отделении. Толщину брони можно оценить слева по кромке вертикального элемента корпуса. Люк к мотору танка открывался изнутри машины при помощи троса – можно разглядеть позади и над мотором.

 

   Скорость 12,8 км/ч, запас хода 128-135 км. Трансмиссия механического типа: ручная коробка передач (4 передачи вперед и 1 назад). В некоторых источниках в отношении трансмиссии танка встречается иная информация - буквально следующее: «коробка передач пехотного танка «Матильда» имела всего одну скорость – считалось, что этого вполне хватает». Преодолеваемые препятствия: высота стенки 0,63 м, глубина брода 0,76 м, ширина рва 2,1 м.

   Следует отметить, что танки второй и третьей производственной серии несколько отличались от танков первой серии. Эксплуатация танков показала, что фары установлены неправильно и на низких углах наклона пулемёта попадают в его сектор обстрела. По этой причине фары перенесли в носовую часть корпуса. Кроме того, несколько изменилось размещение ЗИП, а инструментальные ящики увеличились в размерах. Был изменён и смотровой прибор механика-водителя. (Рис.10)

 

 

Рис.10 - Танки второй производственной серии. Хорошо видна разница в смотровом приборе водителя, размещении фар и форме инструментальных ящиков.

 

     Пишут, что небольшое число танков получило (или могло получить) пулемёты Vickers калибра 12,7 мм. Также существует информация о том, что англичане прорабатывали вопрос установки на первые танки 25-миллиметровой пушки Hotchkiss, но до практической реализации дело не дошло.

     Производство танков А11 прекратилось в августе 1940г, было построено 139 серийных машин.

     Согласно документам, к началу Второй мировой войны Vickers-Armstrongs сдал заказчику 67 Infantry Tank Mk.I. За четвёртый квартал 1939 года удалось сдать 39 танков, ещё 19 было сдано за первый квартал 1940 года. Танки пошли на вооружение 4-го и 7-го Королевских танковых полков. Части 1-й армейской танковой бригады, куда входили 4-й и 7-й Королевские танковые полки, к началу немецкого вторжения уже находились во Франции. (Рис.11)

 

Рис.11 - Infantry Tank Mk.I прибывают во Францию.

 

     По состоянию на май 1940 года в составе 4-го полка находилось 50 Infantry Tank Mk.I. В 7-ом полку насчитывалось 27 Infantry Tank Mk.I. (Рис.12)

 

Рис.12 - Infantry Tank Mk.I на театре боевых действий.

 

     К 20 мая 1940 года оба танковых полка оказались к северу от французского города Аррас, на следующий день состоялось одно из наиболее известных сражений кампании весны 1940 года. Английские пехотные танки выстроились в две колонны. Левая колонна (37 Infantry Tank Mk.I 4-го и 7 Infantry Tank Mk.II 7-го Королевских танковых полков) вместе с пехотой стала наступать на юго-запад, обходя Аррас. Командовал этими силами генерал-лейтенант Гиффорд Мартель. Правая колонна (23 Infantry Tank Mk.I и 9 Infantry Tank Mk.II, все из 7-го полка) поддерживала атаку пехоты на южном направлении. (Рис.13)

 

Рис.13 – Тяжела и неказиста жизнь британского танкиста.

 

     Поначалу англичанам сопутствовал успех: на протяжении почти часа они медленно, но верно теснили немецкие части, давя противотанковые пушки. (Рис.14)

 

Рис.14 – Британский «утенок» ведет за собой британскую пехоту.

 

     Немцы ничего не могли противопоставить танкам с толщиной брони 60 мм. Но затем в бой вступили немецкие зенитные 88-мм пушки Flak 18 м 105-мм гаубицы. В результате, из 76 (или 77) британских танков, участвовавших в атаке, 47 машин было потеряно. (Рис.15)

 

Рис.15 – Поверженные Infantry Tank Mk.I

 

     Противоборствовавшая немецкая 7-я танковая дивизия по итогам боёв потеряла 20 танков, из которых англичанами было уничтожено 11 штук, а также большое количество противотанковой артиллерии. Было зафиксировано несколько столкновений А11 с немецкими танками типа Pz.II и Pz.III. Броня А11 оказалась практически неуязвимой для огня 20-мм и 37-мм танковых орудий, но и британцы не могли поразить немецкие «панцеры» из пулеметов.

   По итогам сражения за Аррас в составе обоих танковых полков осталось 26 Infantry Tank Mk.I. Вечером 26 мая 1940 года Британские экспедиционные силы получили приказ о начале эвакуации. 4-й и 7-й танковые полки отступили к Дюнкерку, где приняли активное участие в обороне, прикрывая эвакуирующиеся французские и английские войска. Личный состав обоих полков также эвакуировался, но все остававшиеся на вооружении танки оказались в руках немцев. (Рис.16)

 

Рис.16 – Брошенный «утенок».

 

     Таким образом, на полях сражений во Франции осталось больше половины от всех выпущенных Infantry Tank Mk.I. (Рис.17)

 

Рис.17 - Infantry Tank Mk.I, подбитый в хорошо известном британским танкистам Камбре.

 

     Немцы присвоили трофейным Infantry Tank Mk.I (Рис.18) обозначение Infanterie Panzerkampfwagen Мк I 747 (e), но интереса к ним не проявили - их не использовали даже как учебные машины и вскоре отправили на слом.

 

Рис.18 - Немецкие солдаты на фоне А11.

 

     В течение второго квартала 1940 года заводом-изготовителем было сдано ещё 12 Infantry Tank Mk.I. Последние два танка были получены военными в августе. В боевые части они уже не попали. Эти танки использовались как учебные машины до 1941 года (в некоторых источниках указано, что танки Infantry Tank Mk.I были окончательно списаны в 1944г.).

     Один или несколько танков типа Infantry Tank Mk.I британцы в 1940г. передали на вооружение польской 10-ой бронекавалерийской бригады полковника Мачека, расквартированной на территории Британии. Поляки использовали эти танки в качестве учебных до 1941г. (Рис.19)

 

Рис.19 - Infantry Tank Mk.I из состава польской 10-й бронекавалерийской бригады, Англия, 1941 год.

 

     До наших дней в той или иной степени сохранности дошли три танка Infantry Tank Mk.I, все находятся в коллекции танкового музея в Бовингтоне. (Рис.20)

   

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/033/164/source/1-f5d01eeae5d6ab19075b4a30001bc62e.jpg https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/033/167/source/4-ec1de7677f3a163f8e974e6ee24825cc.jpg

 

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/033/166/source/3-842f8934b00519a2bda0af91f1e20c94.jpg 

 

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/033/168/source/7-277e28252850c5246590ce87bf90c4cd.jpg https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/033/165/source/2-b9059b44b35d00935d8a5fe5414274c4.jpg

 

Рис.20 – Современный вид Infantry Tank Mk.I.

 

     На базе А11 пытались создать машину для разминирования. Очевидно, в 1936г. фирмой John Fowler & Co. (предприятие специализировалось на сельскохозяйственных тракторах и плугах) было предложено два варианта навесного минного трала. Один вариант назывался «Фаулер Роллерс» и представлял собой катковый трал. Другой вариант Fowler Coulter Plough (ножевой плуг) представлял собой две длинные несущие рамы, устанавливаемые по бортам корпуса и опускаемые с помощью цепной передачи с приводом от двигателя - отбор мощности осуществлялся от коробки передач. (Рис.21)

 

https://arsenal-info.ru/img/148201921/img_9.jpg

Рис.21 – Минный трал Fowler Coulter Plough.

В задней части корпуса устанавливался привод на цепную передачу.

 

      В январе 1937г. на А11Е1 опробовали минный трал Fowler Coulter Plough. (Рис.22)

 

Рис.22 – А11 с минным тралом.

 

     Fowler Coulter Plough был признан удачным приспособлением для разминирования. К январю 1940 года изготовили 14 штук Fowler Coulter Plough, а 79 последних серийных танков А11 имели устройства отбора мощности. Однако только 12 Fowler Coulter Plough попали в войска во Францию, но по назначению не применялись.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru