Infantry Tank Mk I А11
Infantry Tank Mk I А11
Британия
Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк
масса |
11,2 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
70 л.с. |
проект |
1935г., Vickers |
выпускался |
1936-1940гг., Vickers 140 шт. вместе с прототипом |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
Варианты развития
легкого типа
В 1935г. Джон Карден, на тот момент
ведущий разработчик танковой техники в Британии, начал проектировать тип небольшого
по тяжелобронированного пехотного танка. (Рис.1)
Рис.1
- Sir John Valentine Carden
(1892-1935гг.).
Видимо, это был последний проект, на котором так отчетливо
запечатлелась техническая мысль мэтра британского танкостроения конца 1920-х –
начала 1930-х годов. Первые наработки по машине, получившей индекс A11, были
представлены Карденом в октябре 1935 года. (Рис.2)
Рис.2
– Оригинальный набросок Кардна пехотного танка А11.
Указана степень защиты – 60 мм, ширина пересекаемой
траншеи 8 футов (2,4 м).
Пишут, что на
наброске от 10 октября 1935г. сэр Джон Карден
обозначил машину кодовым именем Matilda (- честно,
говоря, я не разобрал на представленном наброске Кардена этой подписи, но,
возможно, были и другие рисунки). Знатоки поясняют, что несколько странное имя
“Matilda” дал танку Хью Эллис, поскольку своими
очертаниями машина напоминала заслуженному генерал–майору утенка из популярного
в то время в Великобритании мультфильма – вот такие аналогии по-английски.
Однако некоторые авторы категорически восстают против подобной трактовки. Они
указывают, что в официальном употреблении обозначение Matilda
появилось весной 1941 года – к тому времени танки А11 сняли с производства.
Таким образом, обозначение Matilda изначально
относилось к следующему пехотному танку А12. Однако имя Matilda
прочно приклеилось к танкам А11.
10 декабря 1935г. Джон Карден погиб в
авиакатастрофе. Несчастье случилось во время перелёта из Брюсселя в Кройдон – пассажирский самолёт Savoia-Marchetti
S.73 (регистрационный номер OO-AGN, серийный номер 30004) итальянской
авиакомпании Sabena разбился на границе графства Кент
из-за обледенения карбюраторов двигателей.
После гибели Кардена директор Виккерс-Армстронг
сэр Ноэль Берч (Noel Birch) (Рис.3) выдвинул на место ведущего инженера по
танкам Лесли Литтла (Leslie Little) (Рис.4), который
работал вместе с Вивианом Лойдом.
Рис.3 - Сэр Джеймс Фредерик Ноэль Бёрч, 1865-1939гг. Генерал артиллерии.
В 1923г. по его инициативе начали проектировать САУ на шасси танка Vickers Medium Mk II.
С
1928г. стал директором компании Виккерс-Армстронг.
Рис.4 - Leslie Francis Little.
Берч поставил перед Литлом
задачу, заключавшуюся в том, чтобы в новых разработках применять только
принципиально новые решения, не связанные с патентами Кардена и Лойда, поскольку Виккерс-Армстронг
была обязана выплачивать этим авторам по 5% от прибыли в случае
использования их технических решений. Видимо, эта
политика фирмы заставила довольно скоро после смерти Кардена покинуть компанию Vickers-Armstrong его соавтора – Вивиана
Лойда. Он основал собственную фирму Vivian Loyd & Co.
Несмотря на
установку начальства, работы по танку А11 продолжились в том русле, которое
начертал Карден. Визуально А11 смотрится, как
специализированный утяжеленный вариант конструкции Vickers Mk.E-Mk.F, хотя компоновка его, скорее, соответствует малым танкам. (Рис.5)
Рис.5
– Проекции пехотного танка А11.
Пехотный танк получил угловатый клёпаный бронекорпус, у которого передние и задний бронелисты располагались под наклоном, что способствовало лучшей пулестойкости. Одноместная башня танка, в которой мог размещаться лишь один 7,71-мм или 12,7-мм пулемет, была литой. Ходовая часть А11 состояла, применительно на один борт, из 8 сдвоенных опорных катков, сблокированных попарно в 4 тележки, 2-х поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса. Подвеску танка выполнили блокированной с полуэллиптическими листовыми рессорами. Пишут, что первоначально танк должен был иметь подвеску системы Хорстмана. Ширина трака 292 мм. Трансмиссию, коробку передач, сцепление и тормоза прямо позаимствовали у легких танков Vickers.
Первый прототип А11Е1 поступил на испытания
в сентябре 1936г. (Рис.6)
Рис.6 – Прототип танка
А11, осень 1936г.
Позже машина получила WD-номер T.1724 и регистрационный номер CMM
880.
По ходу испытаний (Рис.7) в конструкцию
ходовой части были внесены изменения.
Только
в апреле 1938г. (в некоторых источниках указан апрель 1937г.) Военное
министерство выдало Vickers-Armstrongs заказ на
выпуск 60 танков Infantry Tank
Mk.I. Их WD-номера были распределены в промежутке между T.3433 и T.3492.
В конце апреля было заказано ещё 60 танков второй партии, получивших WD-номера
T.5551-T.5610. В январе 1939 года
заказ был увеличен ещё на 19 танков с WD-номерами T.8101-T.8119.
Серийные
Infantry Tank Mk.I несколько отличались от опытного образца. Была
изменена конструкция ведущего колеса, а лобовая деталь корпуса, которая ранее
собиралась из трёх частей и имела сложную форму, стала изготавливаться единой
деталью. Был изменён смотровой прибор водителя, а в люке появился смотровой
прибор MK-IV. Были немного исправлены элементы башни. На бортах башни появились
крепления для дымовых гранатомётов. На бортах корпуса танка появились крепления
для огнетушителя, троса и других предметов ЗИП. Некоторые серийные танки
комплектовались радиостанцией №11, антенна которой размещалась позади и правее
башни. Кроме того, от кожухов для фар было решено отказаться. Чтобы
компенсировать недостаточный обзор водителя, с правой стороны появилось зеркало
заднего вида. (Рис.8)
Рис.8 – Серийные Infantry Tank Mk.I.
Рис.9 – Посадка двигателя Ford V-8 в моторном
отделении. Толщину брони можно оценить слева по кромке вертикального элемента
корпуса. Люк к мотору танка открывался изнутри машины при помощи троса – можно
разглядеть позади и над мотором.
Скорость 12,8 км/ч, запас хода 128-135 км. Трансмиссия механического типа: ручная коробка передач (4 передачи вперед и 1 назад). В некоторых источниках в отношении трансмиссии танка встречается иная информация - буквально следующее: «коробка передач пехотного танка «Матильда» имела всего одну скорость – считалось, что этого вполне хватает». Преодолеваемые препятствия: высота стенки 0,63 м, глубина брода 0,76 м, ширина рва 2,1 м.
Пишут, что небольшое
число танков получило (или могло получить) пулемёты Vickers калибра 12,7 мм. Также существует информация о том, что
англичане прорабатывали вопрос установки на первые танки 25-миллиметровой пушки
Hotchkiss, но до практической реализации дело не
дошло.
Производство танков А11 прекратилось в
августе 1940г, было построено 139 серийных машин.
Согласно документам, к началу Второй
мировой войны Vickers-Armstrongs сдал заказчику 67 Infantry Tank Mk.I.
За четвёртый квартал 1939 года удалось сдать 39 танков, ещё 19 было сдано за
первый квартал 1940 года. Танки пошли на вооружение 4-го и 7-го Королевских
танковых полков. Части 1-й армейской танковой бригады, куда входили 4-й и 7-й
Королевские танковые полки, к началу немецкого вторжения уже находились во
Франции. (Рис.11)
Рис.11 - Infantry Tank
Mk.I прибывают во Францию.
По состоянию на май
1940 года в составе 4-го полка находилось 50 Infantry Tank Mk.I. В
7-ом полку насчитывалось 27 Infantry Tank Mk.I. (Рис.12)
Рис.12 - Infantry Tank Mk.I на театре боевых
действий.
К 20
мая 1940 года оба танковых полка оказались к северу от французского города Аррас, на следующий день
состоялось одно из наиболее известных сражений кампании весны 1940 года. Английские пехотные
танки выстроились в две колонны. Левая колонна (37 Infantry
Tank Mk.I 4-го и 7 Infantry Tank Mk.II
7-го Королевских танковых полков) вместе с пехотой стала наступать на
юго-запад, обходя Аррас. Командовал этими силами генерал-лейтенант
Гиффорд Мартель. Правая
колонна (23 Infantry Tank Mk.I и 9 Infantry Tank Mk.II, все из 7-го полка)
поддерживала атаку пехоты на южном направлении. (Рис.13)
Рис.13 – Тяжела и неказиста жизнь британского
танкиста.
Поначалу англичанам
сопутствовал успех: на протяжении почти часа они медленно, но верно теснили немецкие
части, давя противотанковые пушки. (Рис.14)
Рис.14 – Британский «утенок» ведет за собой
британскую пехоту.
Немцы ничего не могли
противопоставить танкам с толщиной брони 60 мм. Но затем в бой вступили
немецкие зенитные 88-мм пушки Flak 18 м 105-мм гаубицы. В результате, из 76 (или
77) британских танков, участвовавших в атаке, 47 машин было потеряно. (Рис.15)
Рис.15 – Поверженные Infantry Tank
Mk.I
Противоборствовавшая немецкая 7-я танковая
дивизия по итогам боёв потеряла 20 танков, из которых англичанами было уничтожено
11 штук, а также большое количество противотанковой артиллерии. Было
зафиксировано несколько столкновений А11 с немецкими танками типа Pz.II и Pz.III. Броня А11
оказалась практически неуязвимой для огня 20-мм и 37-мм танковых орудий, но и
британцы не могли поразить немецкие «панцеры» из
пулеметов.
По итогам сражения за
Аррас в составе обоих танковых полков осталось 26 Infantry Tank Mk.I.
Вечером 26 мая 1940 года Британские экспедиционные силы получили приказ о
начале эвакуации. 4-й и 7-й танковые полки отступили к Дюнкерку, где приняли активное
участие в обороне, прикрывая эвакуирующиеся французские и английские войска.
Личный состав обоих полков также эвакуировался, но все остававшиеся на
вооружении танки оказались в руках немцев. (Рис.16)
Рис.16 – Брошенный «утенок».
Таким образом, на полях сражений во
Франции осталось больше половины от всех выпущенных Infantry
Tank Mk.I. (Рис.17)
Рис.17 - Infantry Tank Mk.I, подбитый в хорошо
известном британским танкистам Камбре.
Немцы присвоили трофейным Infantry Tank Mk.I (Рис.18) обозначение Infanterie Panzerkampfwagen Мк I 747 (e), но интереса к ним не проявили - их не
использовали даже как учебные машины и вскоре отправили на слом.
Рис.18 - Немецкие солдаты на фоне А11.
В течение второго квартала 1940 года
заводом-изготовителем было сдано ещё 12 Infantry Tank Mk.I. Последние два танка
были получены военными в августе. В боевые части они уже не попали. Эти танки использовались
как учебные машины до 1941 года (в некоторых источниках указано, что танки Infantry Tank Mk.I
были окончательно списаны в 1944г.).
Один или несколько танков типа Infantry Tank Mk.I
британцы в 1940г. передали на вооружение польской 10-ой бронекавалерийской
бригады полковника Мачека, расквартированной на
территории Британии. Поляки использовали эти танки в качестве учебных до 1941г.
(Рис.19)
Рис.19 - Infantry Tank Mk.I из
состава польской 10-й бронекавалерийской бригады, Англия, 1941 год.
До наших дней в той или
иной степени сохранности дошли три танка Infantry Tank
Mk.I, все находятся в коллекции танкового музея в Бовингтоне. (Рис.20)
Рис.20
– Современный вид Infantry Tank Mk.I.
На базе А11 пытались создать машину для
разминирования. Очевидно, в 1936г. фирмой John Fowler
& Co. (предприятие специализировалось на сельскохозяйственных тракторах и
плугах) было предложено два варианта навесного минного трала. Один вариант
назывался «Фаулер Роллерс»
и представлял собой катковый трал. Другой вариант Fowler Coulter Plough
(ножевой плуг) представлял собой две длинные несущие рамы, устанавливаемые по
бортам корпуса и опускаемые с помощью цепной передачи с приводом от двигателя -
отбор мощности осуществлялся от коробки передач. (Рис.21)
Рис.21 – Минный трал Fowler Coulter Plough.
В задней части корпуса устанавливался привод на
цепную передачу.
В январе 1937г. на А11Е1 опробовали
минный трал Fowler Coulter Plough. (Рис.22)
Рис.22 – А11 с минным
тралом.
Fowler Coulter Plough был признан
удачным приспособлением для разминирования. К январю 1940 года изготовили 14
штук Fowler Coulter Plough, а 79 последних серийных танков А11 имели устройства
отбора мощности. Однако только 12 Fowler Coulter Plough попали в войска во
Францию, но по назначению не
применялись.