Cruiser Tank Mk II А10

 

 

Вариант A10 Mk.I.

Вариант A10 Mk.IА.

Cruiser Tank Mk II А10

Средний крейсерский танк

масса

вариант A10 Mk.I

вариант A10 Mk.IА

 

14,39 т

13,97 т

вооружение

вариант A10 Mk.I

 

вариант A10 Mk.IА

 

40-мм орудие

1 пулемет

40-мм орудие

2 пулемета

экипаж

вариант A10 Mk.I

вариант A10 Mk.IА

 

4 чел.

5 чел.

мощность силовой установки

150 л.с.

проект

1937гг., Vickers

выпускался

1937-1940/41гг., Elswick Works, Birmingham Railway Carriage and Wagon

Company (BRC&W), Metropolitan Cammell Carriage and

Wagon Company (MCCW), R. W. Crabtree and Sons

141 шт. (включая конверсионный прототип)

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Многоликий средний, часть 2

 

 

     Проблемы с проектированием тяжелых трехбашенных крейсеров вынудили британцев пойти по пути принятия временного, промежуточного танка по теме тяжелого крейсера.

     Летом 1937г. по теме среднего пехотного танка был презентован танк А10Е1, но его забраковали в этом качестве, поскольку имелся более тяжелобронированный проект А12. Тем не менее, А10Е1 не казался совсем негодным к строевой службе. Машину решили отнести к типу тяжелого крейсера, присвоив обозначение Tank, Cruiser, Heavy Mk I, хотя  А10Е1 не дотягивал по динамическим характеристикам до заявленных требований к тяжелому крейсеру – разгонялся до 25,75 км/ч, вместо 50 км/ч, а дальность хода составила лишь 160 км, но по бронированию приближалась к заветным 30 мм – 25 мм. Поскольку посчитали, что в исходном виде А10Е1 не годится в качестве крейсера, его отправили в переделку. (Рис.1)

 

Рис.1 – Переделанный А10Е1.

 

     Изменению подверглась надмоторная плита, поскольку вместо Rolls-Royce Phantom II в танк установили двигатель AEC A179 мощностью 150 лошадиных сил. Концепция крейсерского танка подразумевала наличие курсового пулемёта. От идеи ставить пулемётную башенку конструкторы отказались, вместо неё танк получил расширенное отделение управления. Макет переработанного отделения управления утвердили 10 мая 1938 года. (Рис.2)

 

Рис.2 - Внутреннее устройство отделения управления A10.

 

      Место водителя сместили влево, а справа появилось место пулемётчика – пятый член экипажа. В лобовом элементе танка предполагалось установить второй пулемёт - BESA, но к моменту испытаний его ещё не существовало в металле, поэтому на прототипе был установлен макет пулемета. За счет усиления лобовой брони корпуса и башенной брони была повышена защищенность экипажа. Так, лобовая часть башни теперь имела толщину 30 мм, борта — по 26 мм, кормовая часть – 30 мм, крыша – 7 мм.

     По итогам испытаний доработанного A10E1 в конструкцию танка вновь внесли некоторые доработки. Башня лишилась командирской башенки. Ряд изменений претерпела носовая часть корпуса, а также её внутреннее оборудование. В финальной версии справа от водителя появился дополнительный топливный бак ёмкостью 143 литра. Это нововведение заметно увеличивало дальность действия танка, но вряд ли обрадовало водителей.

     Был построен и второй опытный образец, получивший обозначение A10E2. Целью его постройки была отработка ходовой части для пехотного танка с кодовым обозначением Valentine.

    Следует заметить, что в 1937г. проект А10 переобозначили как Tank, Cruiser A10 Mk I, а с июня 1940 года эти машины еще раз сменили обозначение на Tank, Cruiser Mk II, признав тем самым, что А10 является продолжением темы среднего крейсера А9. (Рис.3)

 

Рис.3 - Tank, Cruiser Mk II.

 

     Масса А10 составляла 13970 кг. По другим данным, боевая масса танка – 14,39 т.  Габаритные размеры: длина - 5520 мм, ширина – 2580 мм, высота – 2654 мм, клиренс - 440 мм. В литературе приводятся и другие габариты типа: длина – 5588, ширина – 2527, высота – 2654. Бронирование: лоб корпуса — 22-30 мм, борт корпуса — 22 мм, корма корпуса — 12 мм, крыша корпуса — 7 мм, днище — 7 мм, лоб башни — 30 мм, борт башни — 26 мм, корма башни — 30 мм, крыша башни — 7 мм. Вооружение: одна 2-фунтовая (40-мм) пушка Mk.IX и два 7,71-мм пулемета Vickers. Боекомплект 100 выстрелов и 4050 патронов. Экипаж 5 человек. Двигатель AEC Type 179, 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с. при 2200 об./мин., рабочий объем 9500 см3. Трансмиссия механического типа: коробка передач планетарного типа (5 скоростей вперед и 1 назад), главный фрикцион и бортовые передачи, барабанные тормоза. Ходовая часть: шесть обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное, посередине гусеницы), подвеска блокированная, балансирная со спиральной пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором; три обрезиненных поддерживающих катка; гусеница с литыми траками шириной 267 мм. Скорость 39,5 км/ч по шоссе, 14-15 км/ч по проселку. Запас хода по шоссе 225 км (приводят также 161 км). Преодолеваемые препятствия: угол подъёма 30°, высота стенки 0,91 м, глубина брода 1 м, ширина рва 2,43 м. Средства связи радиостанция No.9 или No.19 со штыревой антенной.

     Корпус А10 имел клёпаную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали дифференцированной толщины. В носовой части, по продольной оси корпуса под наклонным верхним бронелистом, располагалось отделение управления. Над головой водителя устанавливалась коробчатая рубка с тремя смотровыми приборами в лобовом и боковых бронелистах. Благодаря отсутствию пулеметных башен, удалось не только увеличить внутренний объём отделения управления, но и увеличить толщину лобового бронирования. Броня была не гомогенной, а двухслойной – второй слой из бронированных плит различной толщины крепился к корпусу при помощи болтов и заклёпок. В средней части корпуса размещалось боевое отделение, рассчитанное на три человека. На крыше боевого отделения устанавливалась клёпаная башня с усиленным бронированием. В лобовом листе башни устанавливалась маска для 2-фунтового орудия QF 2 pdr (метрический калибр 40 мм) с длиной ствола 52 калибра и спаренного с ней 7,71-мм пулемета Vickers. С левой стороны находился телескопический прицел No.24B Mk.I. Боекомплект состоял из 100 выстрелов и 4050 патронов. Крыша главной башни получила передний наклонный бронелист. В заднем горизонтальном бронелисте были сделаны вырезы под командирскую башенку со смотровыми приборами, рядом с которой также находился кронштейн для установки фары дальнего света. В кормовой части башни была сделана небольшая ниша, предназначенная для установки радиостанции No.9 или No.11 со штыревой антенной. Связь внутри танка обеспечивалась телефонной системой. Вращение башни осуществлялось при помощи гидравлической системы Nash and Thompson. Полный экипаж танка А10 состоял из 5 человек: командир, водитель, пулеметчик, наводчик и заряжающий. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. На всех серийных машинах, устанавливался 6-цилиндровый бензиновый двигатель AEC Type 179 мощностью 150 л.с. Система охлаждения – жидкостная. По бортам от двигателя располагались вентиляторы, воздушные фильтры и топливные баки на 441 литр. Мощность от двигателя передавалась на механическую коробку передач Meadows 22, обеспечивавшей 5 скоростей движения впереди и одну заднюю скорость. Запуск двигателя производился при помощи стартера с питанием от электросистемы с напряжением в сети 12 Вольт. Танк комплектовался дополнительным бензиновым мотором, который мог использоваться как для запуска основного двигателя, так и для зарядки аккумуляторных батарей и привода вытяжного вентилятора. Ходовая часть без изменений была заимствована от танка А9. Применительно на один борт она состояла из двух тележек с тремя опорными катками каждая с блокированной балансирной подвеской со спиральными пружинами и гидравлическим амортизатором. Первый каток передней тележки (как и третий каток задней тележки) имел диаметр 24 дюйма (610 мм), в то время как два других – по 19,5 дюймов (495 мм). Ведущие колеса цевочного зацепления, оснащенные барабанными тормозами, находились сзади, направляющие колёса – спереди. Гусеничные цепи состояли из стальных одногребневых траков шириной 315 мм. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя опорными роликами с каждого борта.

     Пишут, что 19 мая 1938г. приняли решение о заказе танков, а в июле 1938г. были размещены контракты на 100 танков А10, причем 30 из них должны были выпускаться в гаубичной версии CS. 10 танков должен был произвести завод Elswick Works (Vickers) и по 45 шт. на Burmingham Railway Carrige Company (BRC&W) и Metropoliten-Kemmel (MCCW). Как будто, сроком поставки первых серийных машин утвердили август 1939 года (-?), при этом объемы производства изначально выглядели скромно - по 8 штук ежемесячно.

     Сообщается, что первая серия из 13 танков Cruiser Tank Mk.II, также известная под обозначением А10 Mk.I, была сдана в течение 1938 года. Эти танки отличались от эталона. Дело в том, что к моменту их производства еще не было нормально налажен выпуск пулеметов BESA и эти машины пулеметом BESA не комплектовались, не было в экипаже и пулеметчика. Зато эти танки отличались дополнительным бронированием лобовой части башни, орудийной установки. В литературе А10 в такой конфигурации обозначают A10 Mk.I.  (Рис.4)

 

Указывают, что это одна из 10 машин, произведенная на Vickers.

Рис.4 - A10 Mk.I.

На нижних снимках уже в качестве трофеев.

 

     Из некоторых источников можно понять, что первые танки начали покидать заводы в конце 1939г., причем первые 45 машин (из них 12 изготовили на MCCW и 13 на BRC&W – допустим, 10 было произведено на Elswick Works, где еще сделали 10 танков - неизвестно) были произведены в варианте A10 Mk.I.

    В сентябре 1939г. фирме Burmingham Railway Carrige Company дополнительно заказали 75 танков новой модификации А 10 Mk.IIA. Название новой модификации указывают и по-другому: Cruiser Tank Mk.IIA (А10 Mk.IA). На машине появился пулемет BESA, в лобовой части корпуса, вместе с пулеметчиком, изменилась орудийная маска в башне. На более поздних машинах этой модификации была ликвидирована командирская башенка, вместо которой установили обычные люки с перископическими смотровыми приборами. (Рис.5)

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/gb/cruiser_a10/a10_c2.jpg

Рис.5 - Cruiser Tank Mk.IIA.

 

     Пишут, что модификация Cruiser Tank Mk.IIA стала самой массовой версией танка А10. В некоторых источниках указывают, что было произведено 105 машин этой модификации.

     В литературе приводятся разные цифры произведенных танков А10 – от 170, 175 шт. до 190 шт., включая танки CS. (Рис.6)

 

Рис.6 – А10 в заводских цехах.

На нижнем фото на переднем плане стенды для сборки башен.

 

     Некоторые авторы, ссылаясь на монографию М. Барятинского, приводят такие данные по производству танков А10: «Завод Elswick Works изготовил всего 10 A10 Mk.I с WD-номерами T.8091-T8100 и регистрационными номерами PMX448-PMX457. Гораздо больший по объёму контракт достался Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W). Там изготовили 75 танков с WD-номерами T.5909-T.5983 и регистрационными номерами RMV264-RMV338. Ещё 75 танков выпустила Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW), являвшаяся одним из филиалов Vickers-Armstrongs. Выпущенные там машины имели WD-номера T.9191-T.9265, при этом регистрационных номеров данные танки уже не получили. Наконец, самый большой контракт на выпуск 100 A10 предполагалось заключить с компанией R. W. Crabtree and Sons. Фактически же он оказался сокращён до 10 танков с WD-номерами T.15115-15124».

     Пик производства танков A10 пришёлся на весну-лето 1940 года. Пишут, что последние танки А10 были сданы в июле 1941г. фирмой R. W. Crabtree and Sons. По другой версии, все заказы были полностью выполнены к сентябрю 1940 года.

     Первые Cruiser Tank Mk.II стали поступать в войска с начала 1940 года. Это были танки первой серии без курсовых пулемётов BESA. До конца июня 1940 года поступило 42 Cruiser Tank Mk.II, включая первые Cruiser Tank Mk.IIA. Первым делом машины шли на комплектование 1-й бронетанковой дивизии. К апрелю 1940 года в 1-й бронетанковой дивизии числилось 11 машин данного типа, к маю 19, к началу боевых действий (20 мая) в соединении числился 31 танк, а к 25 мая из 30 крейсерских танков в строю осталось всего 3. (Рис.7)

 

Рис.7 – А10 во Франции.

 

    Общие потери 1-й бронетанковой дивизии к концу мая оставили 89 крейсерских танков, включая 17 Cruiser Tank MK.II. Комментаторы событий отмечают, что только 2 Cruiser Tank Mk.II были потеряны от вражеского огня, а 12 танков стали жертвами технических неисправностей. В процентном отношении A10 Cruiser Tank Mk.II считается самым аварийным британским танком из тех, что использовались в боевых действиях. Причину этого находят в том, что двигатель танка мощностью 150 л.с. и его ходовая часть не справлялись с нагрузкой – массой танка почти в 14 тонн.

    Во время эвакуации британцев из Франции несколько танков А10 оказались в распоряжении французских танкистов, эксплуатировались ими недолго. (Рис.8)

 

Рис.8 – Танки А10 в руках французов.

 

      Все крейсерские танки (31 шт. А10) из состава 1-ой бронетанковой дивизии остались на континенте. (Рис.9)

 

Рис.9 – Жизнерадостные дойчен зольдатен на броне А10.

 

     В немецкой армии Cruiser Tank Mk.II получили обозначение Kreuzer Panzerkampfwagen Mk II 742(e).  (Рис.10)

 

Рис.10 – Немецкое руководство по А10.

 

     Как пишут, основная масса машин этого типа немцами была утилизирована, но «пара» танков попала в учебные части, где, видимо, эксплуатировалась недолго, предположительно до конца 1941г. (Рис.11)

 

Рис.11 – Учебный танк вермахта.

 

      Один танк Kreuzer Panzerkampfwagen Mk II 742(e) оказался на полигоне в Куммесдорфе. В апреле 1945 года его было пустили в бой, но танк сломался, и его скинули в кювет.

     После французской кампании танки А10 поступали во вновь формировавшуюся в Англии 1-ю бронетанковую дивизию. (Рис.12)

 

Рис.12 - Танки А10 из 1-й бронетанковой дивизии в метрополии.

 

      С июля 1940 года планировалось начать поставки танков А10 в Северную Африку, где британцы сражались против итальянцев, но фактически эти машины стали отправлять туда с осени 1940 года. Это были уже танки модификации Cruiser Tank MK.IIA с пулемётами BESA. Пишут, что африканские машины имели бортовой противопыльный экран с левой стороны, а часть танков получила дополнительный топливный бак на 135 литров, который устанавливался спереди на левом крыле. (Рис.13)

 

Рис.13 – А10 в африканском обвесе, внизу - подбитый А10 с противопыльным экраном.

 

     К 1 апреля 1941г. в Египет перебросили 101 танк А10, включая 12 Cruiser Tank Mk.IIA CS. (Рис.14)

 

Рис.14 – Прибывшие в Каир танки А10, 1941г.

 

     Весной 1941г. 52 крейсерских танка А10 из африканского пула отправились в составе 3-го танкового полка на защиту Греции. Увы, их применение в Греции оказалось очень неудачным. В ходе боевых действий британцы не потеряли ни одного танка от вражеского огня – все машины были брошены по техническим причинам. Впрочем, некоторые пишут, что один А10 все же был подбит немцами в бою. (Рис.15)

 

Рис.15 – В Греции.

 

     Несмотря на технические проблемы – массовые поломки сцепления, от жары ломались бандажи катков и траки - считается, что танки А10 сыграли важную роль на Северо-Африканском театре в боях весны-лета 1941 года, причем эти танки пытались использовать для поддержки пехоты. (Рис.16)

 

Рис.16 – Танки А10 (на переднем плане вариант CS) из состава 7 танкового полка, Северная Африка, 1940г.

 

     К сентябрю 1941 года из 42 числившихся танков, 31 был в рабочем состоянии и готов к боевым действиям. К началу ноября 1941г. число работоспособных машин выросло до 52. Последний раз танки типа А10 применялись в первой линии в ходе операции «Крестоносец», проводившейся англичанами 18 ноября – 30 декабря 1941г.

     Некоторое количество танков А10 различных модификаций было захвачено в Западной пустыне немецкими и итальянскими войсками. Известно об использовании, по меньшей мере, одного танка А10 в составе одной из итальянских бронетанковых частей в 1941 году. Машина не перекрашивалась и сохранила британский «пустынный» камуфляж, но на башне были нанесены зелено-бело-красные полосы для распознавания.

     Дольше всего британцы использовали танки А10 в строю на Кипре – до начала 1943г. Оставшиеся в метрополии Cruiser Tank Mk.II использовались как учебные машины. От этой роли их освободили также в начале 1943 года.

     В начале 1940-х шасси одного танка А10 (говорят, это было шасси А10Е1) в экспериментальных целях приспособили под мостоукладчик. (Рис.17)

 

Рис.17 - Опытный мостоукладчик на базе Cruiser Tank Mk.II.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru