Cruiser Tank Mk.III А13 Mk I// Cruiser Tank Mk.III*

 

 

Вариант Cruiser Tank Mk.III А13 Mk I

Вариант Cruiser Tank Mk.III* А13 Mk I

Cruiser Tank Mk.III А13 Mk I// Cruiser Tank Mk.III*

Британия

Средний по массе крейсерский танк

масса

14,225/14,480 т

вооружение

40-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

340 л.с.

проект

1937г., Morris Motor

выпускался

1937-1939гг., Nuffield

67 шт.

включая 2 прототипа

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Семейство танков Christie

 

 

    Во второй половине сентября 1936г. британская военная миссия в составе командира 2-ой Олдершотской дивизии генерал-майора А. Уэйвела (Archibald Wavell), полковника Виглсворта и представителя генерального штаба (младшего директора по механизации армии, или помощника директора Управления моторизации армии) полковника (или подполковника) Гилфорда/Жиффара Ли К. Мартеля (Рис.1), прославившегося в начале 1920-х своими полугусеничными бронемашинами, наблюдали за маневрами советской армии в Белорусском военном округе (Рис.2).

 

Сэр Giffard Le Quesne Martel.jpg

Рис.1 - Sir Giffard Le Quesne Martel, 1889-1958гг. Фото 1942г.

 

Рис.2 – Иностранные военые атташе на маневрах Белорусского военного округа, 1936г.

 

     Вернувшись на родину, Мартель стал активным проводником идеи перевооружения британских танковых сил. В 1936г., вероятно в ноябре, британский Генеральный Штаб и военное ведомство (WO) приняли новую классификацию танков, поступавших на вооружение: легкие танки, пехотные танки и крейсерские танки.

     Говорят, что именно Мартель настоял на покупке колесно-гусеничного танка Кристи, имея ввиду разработать на этой базе крейсерский танк. Видимо, на маневрах советских войск Мартель убедился, что ходовая часть свечного типа (Рис.3), которая была разработана американским инженером Кристи и применялась на советских танках типа БТ, лучше всего подходит для типа скоростного крейсерского танка.

 

Рис.3 – Патент Кристи на свечную подвеску.

 

     Мартель связался с виконтом Наффилдом (Уильямом Моррисом), основателем автомобильной компании Morris Motors и владельцем целого ряда предприятий (например, Nuffield Mechanization & Aero). Именно Моррису была поручена задача создать скоростной крейсер на базе Кристи. Договоренность с фирмой Christie была достигнута быстро – 3 октября (по другим данным, 5 октября) 1936г. было подписано соглашение между Wheel Track Layer Corporation (фирма Кристи) и британской Morris Motor Company о покупке одного танка (№89) за 8000 фунтов стерлингов (также пишут, что «заодно Кристи привлекли к покупке авиационных двигателей Liberty L-12» ?). Поскольку Сенат США выступал против любой сделки с новой техникой – образец танка Кристи М1931 прибыл в Британию в октябре 1936г. под видом трактора. Машина, получила индекс A13E1 и регистрационный номер T.2086. Машина прибыла без башни. (Рис.4)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/christie_m1928/m1931_oct1931eng_1.jpg

Рис.4 – Танк (точнее, шасси) Кристи М1931, прибывший в Британию.

 

    Вместе с танком, почуяв перспективу, в Британию явился автор машины – конструктор Джон Кристи (Рис.5), причем не один, а в компании своего главного испытателя Лео Андерсона.

 

 

Рис.5 – Американский конструктор Д.У.Кристи (John Walter Christie), 1865-1944гг.

Фото справа выполнено 22 января 1931г.

 

     Через некоторое время (указывают 11 ноября 1936г.) фирма Morris Commercial Cars Ltd. смогла ввести в Британию еще один танк Кристи. Английский автор Питер Чемберлен считал, что привезли безбашенный «летающий» или «крылатый» танк М1932 (Рис.6).

 

Рис.6 – Танк Кристи М1932.

 

     Однако в данном случае Чемберлен ошибается, поскольку единственный экземпляр танка Кристи М1932 в 1933г. был продан и доставлен в СССР. Более точной выглядит версия, согласно которой в Британию привезли вариант безбашенного авиадесантного танка М1936. (Рис.7)

 

Рис.7 – Танк Кристи М1936.

 

     Безбашенный танк не интересовал британцев, но Кристи взялся построить новое шасси под перспективный танк, обойдя вопрос о башне и расположении вооружения. В конце 1936 года Кристи арендовал место на машиностроительном заводе Kirkham Engineering, Ланкашир, Великобритания – в источниках пишут, что предприятие в то время занималось авиастроением, однако указание этого предприятия смотрится несколько странно, поскольку на официальном сайте Kirkham Engineering Co. Ltd. сообщается, что компания основана в 1955г. Здесь Кристи построил экспериментальное танковое гусеничное шасси – фактически демонстратор - М1937 (возможно, это была конверсия М1936). Существенным отличием стало использование в подвеске в паре с наклонной свечой (пружиной) параллельно установленного амортизатора. Такое решение делало индивидуальную подвеску Кристи значительно совершеннее, поскольку амортизатор быстро гасил колебания танка при разгоне и торможении. В начале 1938г. М1937 испытывался на аэродроме в Фарнборо. (Рис.8)

 

Рис.8 - M1937 движется на полном ходу по аэродрому Фарнборо.

 

       Благодаря авиационному двигателю Curtiss D-12, который дефорсировали до 430 лошадиных сил, скорость у этой машины на гусеницах была выше, чем у M1931 на колёсах. Образец М1937 развил максимальную скорость 102,5 км/ч (64 мили в час), что было весьма необычно для танкового шасси. (Рис.9)

 

Рис.9 – Официальный ответ Мартеля за запрос Кристи об испытаниях М1937, в котором сообщается, что машина достигла скорости 64,3 мили в час. Письмо датировано 30 марта 1938г.

 

     По-видимому, британцы были готовы закупить и М1937 вместе со всеми патентами, но Кристи заломил слишком большую цену - 320 000$ оказались запредельной суммой. Сообщается, что Кристи вывез M1937 в США.

     Вернемся к А13Е1. Танк в течение осени (конец октября, ноябрь) 1936г. и зимы 1936-1937гг. проходил интенсивные испытания на полигоне в районе города Олдершот, графство Хэмпшир. Всего машина прошла 1085 километров, из них 523 по бездорожью. За это время для A13E1 была разработана башня и даже изготовлен её макет, но в металле башню не построили. Испытания М1931 убедили британев в правильности выбора, однако практически сразу англичане отказались от колесно-гусеничного хода в пользу чисто гусеничного. Это сулило не только снижение боевой массы, но и улучшение эксплуатационных характеристик без ущерба боевым возможностям.

     В 1937 году начались работы по английскому аналогу танка Кристи, получившего индекс A13 Cruiser Tank. Британской фирме Morris Motor Company заказали построить два прототипа, которые получили обозначения А13Е2 и А13Е3. (Рис.10)

 

http://www.vn-parabellum.com/album/albums/userpics/10005/a13_2.jpg

Рис.10 – Сборка первого британского танка на ходовой Кристи.

 

     От танка Кристи позаимствовали трансмиссию, систему охлаждения и 12-циллиндровый V-образный авиационный двигатель Liberty L-12 мощностью 340 л.с. – вскоре англичане организовали производство этих моторов у себя, лицензионный двигатель получил название Nuffield-Liberty. (Рис.11)

 

 

Рис.11 - Двигатель Nuffield-Liberty.

 

      Выхлопные патрубки выводились на оба борта и закрывались бронированными крышками. Двигатель мог запускаться как от электрического стартера, так и от сжатого воздуха.

     Ходовая часть конструктивно соответствовала М1931, но британцы, подсмотрев на М1937 параллельное использование свечей и амортизаторов, установили и пружины, и телескопические гидравлические амортизаторы, благодаря чему была устранена склонность подвески Кристи к продольным колебаниям корпуса, значительно повысилась плавность хода. Немного переделали и опорные катки, прикрыв их крышками. (Рис.12)

 

Рис.12 – Ходовая А13 с усовершенствованной свечой Кристи.

 

     Глобальным изменением подвергся корпус машины. В первую очередь, британцы решили изменить форму носовой части. Танк Кристи М1931 имел заостренный нос, похожий на таран. В теории такая форма носа способствовала рикошетам пуль, однако испытания обстрелом показали, что такое решение при небольшой толщине брони не спасало даже от огня крупнокалиберных пулеметов. Зауженный нос съедал место в заброневом пространстве отделения управления. Кроме того, из-за узкого носа приходилось ставить довольно изящные крепления для ленивцев – известны случаи поломки креплений ленивцев на машинах М1931. (Рис.13)

 

Рис.13 – Поломка ленивца на М1931, проданном в СССР.

 

     Инженеры Morris Motor изменили форму носовой части, сделав её более вместительной и технологичной в сборке. Полученная носовая часть корпуса перекликалась с прототипом A9E1. Кроме того, корпус машины был расширен на 10 сантиметров для установки более широкого башенного погона. Длина машины также была увеличена на полметра. В результате доработок корпус приобрел характерный для английских крейсеров вид.

Место водителя размещалось строго по оси машины. Для увеличения рабочего пространства применили выступающую вперед коробчатую рубку с тремя приборами наблюдения, защищенными бронестеклами (два по бокам и один в лобовой части). Водитель занимал своё место через двухстворчатый люк, выполненный в передней панели рубки и верхнем бронелисте. Прямо перед ним монтировалась фара в бронекожухе.
     Средняя часть корпуса была полностью занята боевым отделением, на крыше которого устанавливалась унифицированная с А9 трехместная башня. Внешне она имела коробчатый вид с развитой кормовой нишей, предназначавшейся для установки радиостанции. Вертикальные бронелисты устанавливались под незначительным наклоном и имели толщину 14 мм. В лобовой части был сделан вырез под установку 40-мм пушки QF 2-pdr в бронированной маске и одного пулемета Vickers калибра 7,71-мм в бронированном цилиндрическом кожухе. Башня была трехместной и рассчитывалась на размещение командира танка, наводчика и заряжающего. На крыше башни располагался верхний двухстворчатый люк (справа) и командирская башенка с перископическим наблюдательным прибором (слева) и также двухстворчатым люком. В качестве дополнительного вооружения часть танков в дальнейшем получила по два дымовых гранатомета, крепившихся на правом борту башни. Прототип А13Е2 имел только макетное вооружение

     Кормовая часть корпуса была отдана под совмещенное моторно-трансмиссионное отделение.

    Толщина брони A13E2 составляла 14 мм.    

    A13E2 изготовили к октябрю 1937 года. 13 октября начались испытания опытной машины, получившей регистрационный номер T.2085. (Рис.14)

 

Рис.14 - Опытный образец Cruiser Tank A13E2. На машине гусеничные ленты от танка Кристи.

 

     На испытаниях 14-тонная машина развила максимальную скорость на прямом шоссе 56 км/ч (35 миль/час). Такой показатель скорости вызвал неоднородные чувства у военных – некоторым такая быстроходность казалась излишней! Выявились и реальные недостатки. Большие нарекания вызвали траки, которые применяли на A13E2 с танка Кристи без изменений. Из-за особенностей их конструкции шёл быстрый износ бандажей катков. Пишут также, что были вопросы и по двигателю.

     По итогам испытаний был построен второй опытный образец, получивший индекс A13E3 и регистрационный номер T.3642. Танк испытывался в феврале 1938г. в Фарнборо. (Рис.15)

 

http://www.vn-parabellum.com/album/albums/userpics/10005/a13_4.jpg

Рис.15 – Танк А13Е3, регистрационный номер НМН998 и WD номер Т3642.

На башне добавлен дополнительный короб.

 

     А13Е3 получил новый мелкозвенчатый трак. Благодаря его введению, ресурс ходовой части вырос. В связи с установкой новых гусениц переделали ведущие колёса. Максимальную скорость танка снизили до 48 км/ч. A13E3 получил штатное вооружение, что позволило провести его полноценные огневые испытания. Тесты А13 закончились зимой 1938г. – в общей сложности испытания продолжались более полутора лет. По итогам испытаний A13E3 был принят на вооружение как Cruiser Tank Mk.III.

     В январе 1938г. (т.е. еще до испытаний А13Е3) фирме Nuffield Mechanisation, Aero Ltd. последовал заказ на 65 штук танков А13. Говорят, John Walter Christie и концерн Nuffield Mechanisation and Aero заключили некий контракт на строительство производной серии моделей, основанных на конструкции американского инженера. Позже танки А13 первой серии выделялись добавочным индексом Mk I (полностью – А13 Mk I). Эти машины получили регистрационные номера с T.4385 по T.4449. Их производство под обозначением Cruiser Tank Mk.III началось в декабре 1938 года (первый серийный танк был получен в январе 1939г.) и было завершено летом 1939 года. По другим данным, фактическое строительство серии велось с апреля по декабрь 1939г. Столь скромный заказ быстроходных крейсеров, видимо, был обусловлен тем, что данная модель рассматривалась, скорее, как установочная, на базе которой должны были продолжиться работы по совершенствованию скоростных крейсерских танков. (Рис.16)

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/gb/cruiser_a13/a13_c1.jpg

http://www.vn-parabellum.com/album/albums/userpics/10005/a13_5.jpg

Рис.16 – Серийные Cruiser Tank Mk.III.

 

     Серийные Cruiser Tank Mk.III несколько отличались от A13E3. С правого борта башни появилась спарка дымовых гранатомётов 101,6 мм, а выхлопную систему прикрыли специальным кожухом.

     Масса серийных танков Cruiser Tank Mk.III составляла 14225 или 14480 кг. Габариты: длина – 5814 мм, ширина – 2448 мм, высота – 2453 мм, клиренс - 406 мм. В литературе встречаются и другие габаритные размеры этого типа: длина – 6020 мм, ширина – 2540 мм, высота – 2591 мм. Бронирование: все элементы корпуса и башни – 14 мм, днище – 6 мм. Вооружение одна 2-фунтовая (40-мм) пушка и один 7,71-мм пулемет Vickers. Боекомплект 87 выстрелов и 3750 патронов. Экипаж 4 человека: водитель, командир, наводчик и заряжающий.  Двигатель Nuffield-Liberty, бензиновый, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 340 л.с. Трансмиссия механического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые передачи. Скорость 39 км/ч по шоссе, 23 км/ч по проселку. Запас хода по шоссе 144 км. Ходовая часть (на один борт) 4 обрезиненных опорных катка с подвеской на усовершенствованной свече Кристи (пружина плюс амортизатор), переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая c шириной траков 246 мм (приводится также 257 мм) и шагом 119 мм. Средства связи радиостанция No.11 со штыревой антенной.

    Максимальная скорость 48-50 км/ч, запас хода 149 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 30°, высота стенки 0,61 м, ширина рва 2,29 м.

   В начале 1939 года, когда производство А13 едва дошло до середины заказа, в военном ведомстве, с подачи офицеров КТК, созрела мысль оснастить танк дополнительным бронированием. 14-мм броня могла выдержать обстрел только из легкого стрелкового оружия и тяжелых пулеметов. На дистанциях больше 500 метров имелся шанс отразить попадания 20-мм снарядов. Против главных противников – противотанковых орудий калибра 25-47 мм, такого бронирования было недостаточно. Наиболее возможный оппонент - немецкая 37-мм пушка PaK 35/36 при помощи подкалиберного бронебойного снаряда была способна пробить 50-мм вертикально установленную бронеплиту на дистанции до 300 метров. Усилить защиту предлагалось за счет оснащения танков накладными бронелистами. На лобовую часть башни и корпуса наваривались дополнительные одинарные бронелисты, а на бортах башни они соединялись в виде повернутой вбок буквы V. Таким образом толщина брони увеличивалась до 30 мм при улучшенной снарядостойкости боковой проекции башни за счет двойного ската бронелистов. Встречается информация, что по такому образцу на заводе Nuffield собрали оставшиеся 30 (-?) танков А13 Mk.I. (Рис.17, Рис.18)

 

Рис.17 – Пишут, что это А13 Mk.I с дополнительно бронированной башней.

 

Рис.18 – Предпоследний серийный танк с регистрационным номером T.4448. Экранировку получил в 1940 году. Ныне экспонат музея в Бовингтоне.

 

     В некоторых источниках машины с дополнительным бронированием башни обозначаются как Cruiser Tank Mk.III*. Специалисты находят, что экранировка Cruiser Tank Mk.III* похожа на экранировку более позднего варианта скоростного крейсера Cruiser Tank Mk.IV, но выполнена несколько иначе.

    С началом Второй мировой войны танки А13 Mk.I были зачислены в подразделения 1-й бронетанковой дивизии. Организационно эти машины входили в состав 3-го и 5-го Королевских танковых полков (3 RTR и 5 RTR), которые, в свою очередь, были включены в 1-ю тяжёлую танковую бригаду 1-й танковой дивизии. В составе сил Британского Экспедиционного корпуса (British Expeditionary Force, BEF) попало и 38 Cruiser Tank Mk.III. (Рис.19)

 

Рис.19 – Выгрузка танков А13 Mk.I во Франции, 15 мая 1940 года.

 

     В мае 1940г. крейсерские танки типа А13 приняли участие в боевых действиях во Франции.  1-я танковая дивизия под командованием генерал-майора Эванса прибыла во Францию 15 мая 1940г. 27 мая началось сражение за Абвиль, к началу боя дивизия Эванса была не в полном составе. 27-го мая близ Абвиля крейсерские и легкие танки пошли в бой на открытой местности против успевших подготовиться к обороне немцев. (Рис.20)

 

Рис.20 - Cruiser Tank Mk.III в боевых условиях, два нижних снимка сделаны в районе Абвиля.

 

     В течение дня, из 180 участвовавших в сражении танков, дивизия потеряла 120 танков (из них 69 крейсеров). (Рис.21)

 

Рис.21 - Подбитый и сгоревший танк Cruiser Tank Mk.III (серийный номер T.4403).

 

    Далее дивизия вела арьергардные бои в Нормандии вплоть до самого Шербура, где уцелевшие танки были брошены своими экипажами. (Рис.22)

 

Рис.22 - Брошенный Cruiser Tank Mk.III.

 

     Закончилась боевая служба крейсеров типа А13 в двадцатых числах июня 1940г. в районе Сент-Омер – Кале. 23 июня действовавший здесь британский 3-й танковый полк потерял 12 танков А13. Полк отошел к Кале, где 12 Mk.VIb и 9 крейсеров Mk.III держали оборону города ещё несколько дней, пока не были полностью уничтожены. После этого уцелевшие экипажи были эвакуированы в Великобританию. (Рис.23)

 

Рис.23 – Британские А13 на поле боя во Франции.

 

    В дальнейшем, сохранившиеся танки Cruiser Tank Mk.III использовали в качестве учебных машин и по мере появления новых танков, эти машины списывали. Существует информация, что танки этого типа посылали в Африку, но документальных подтверждений этот факт не находит.

    К немцам танки типа А13 попали в разном техническом состоянии. (Рис.24)

 

Рис.24 - А13 Mk I в качестве трофеев.

На нижнем снимке А13 в технически исправном состоянии.

 

      Нескольким оставшимся на ходу танкам А13 немцы присвоили обозначение Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e). Судьба их не совсем ясна. Приблизительно до 1942 или даже до 1943 года их могли использовать в качестве учебных машин, а после утилизировали, за исключением одного танка, отправленного на полигон в Куммерсдорфе - этой машине, вроде бы, довелось повоевать против РККА в апреле 1945г. (Рис.25)

 

Рис.25 - Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e) в качестве учебного немецкого танка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru