Cruiser Tank A16

 

 

Cruiser Tank A16

Британия

Средний по массе тяжелый крейсерский танк

масса

19 т

вооружение

40-мм орудие

2 пулемета

экипаж

6 чел.

мощность силовой установки

340 л.с.

проект

1937-1938гг., Nuffield

выпускался

1938-1939гг., Nuffield

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Многоликий средний, часть 2

 

 

     В 1936г., вероятно в ноябре, британский Генеральный Штаб и военное ведомство (WO) приняли новую классификацию танков, поступавших на вооружение: легкие танки, пехотные танки и крейсерские танки. Крейсерские танки подразделялись на скоростные и средние. Первые должны были рассекать молниеносными ударами неподготовленную оборону противника, вторые предполагалось задействовать для прорыва более серьёзно укрепленных участков фронта с последующими рейдами по тылам. Однако уже в конце 1936г. было выдано ТЗ на крейсерский танк с противоснарядным бронированием и более солидным вооружением.

     По одним источникам, в конце 1936 года, кажется в ноябре, по другим – 27 ноября 1937г. были составлены тактико-технические требования к крейсерскому среднему/тяжелому танку с максимальной толщиной бронирования в лобовой части 30 мм, максимальной скоростью в 50 км/ч и большим запасом хода, что позволило бы действовать ему самостоятельно после прорыва обороны противника. В скором времени (иногда указывают, в декабре 1937г.) появился макет, построенный на Арсенале в Вулидже, внешне напоминавший А9, и требования были уточнены. (Рис.1)

 

Рис.1 - Cruiser Tank Mk I А9.

 

    Основное вооружение нового танка, состоявшее из 40-мм пушки и спаренного с ней пулемета, должно было размещаться в трехместной башне. Два дополнительных пулемета устанавливались в передних одноместных башнях.

     Требование было выдвинуто на конкурсной основе. Крейсер от фирмы Nuffield первоначально получил индекс А15, но в 1938г. этот индекс сменили на А16. Машина сразу получила ходовую часть типа Кристи. (Рис.2)

 

Рис.2 – Крейсер А16.

 

   Учитывая, что новый танк будет иметь относительно большую массу, в его ходовой части применили по пять сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами и индивидуальной подвеской на усовершенствованной свече Кристи. Направляющие колеса располагались спереди, причем достаточно высоко относительно опорных катков. Ведущие колеса цевочного зацепления находились сзади. Гусеница мелкозвенчатая со стальными траками. О возможности смены хода, как на машинах Кристи, точной информации не сохранилось, но есть фото, на котором прототип А16Е1 запечатлен без гусениц. (Рис.3)

 

Рис.3 - А16 без гусениц.

 

      Корпус танка представлял собой значительно переработанную конструкцию, взятую от А13 (Рис.4) и адаптированную под установку трех башен и более мощного двигателя.

 

Рис.4 - Средний по массе крейсерский танк Cruiser Tank Mk.III А13.

 

     Рациональные углы наклоны получили только верхняя и нижняя панель лобовой части корпуса. Лобовые элементы корпуса и башни имели броню толщиной 30 мм. Бортовые бронелисты предположительно имели толщину 14 мм или 19 мм. Масса машины оценивается примерно в 19 т.

   Носовую часть корпуса занимало отделение управления, совмещенное с передней секцией боевого отделения. Место водителя располагалось по продольной оси. Для улучшения обзорности была применена небольшая коробкообразная рубка со тремя смотровыми щелями защищенными бронестеклами: две в боковых частях и одна спереди, в откидывающейся вверх панели.

    По обоим бокам от рубки были размещены одноместные пулеметные башни цилиндрической формы. В них предполагалась установка 7,71-ммпулеметов Vickers или 7,92-мм пулеметов BESA. Сектор обстрела составлял для каждой башни примерно 100-120°.

     В средней части корпуса находилось основное боевое отделение, рассчитанное на установку трехместной унифицированной башни. В лобовом листе башни должно было монтироваться 2-фунтовое (40-мм) орудие фирмы Vickers с телескопическим прицелом. На крыше башни имелся люк с правой стороны и небольшая командирская башенка с перископическим прибором наблюдения.

   В задней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение. Не исключено, что в качестве основы для силовой установки использовался двигатель Nuffield “Liberty”. Этот агрегат имел V-образное расположение 12-ти цилиндров и в британской версии развивал мощность 340 л.с. - возможно, для А16 использовался его форсированный вариант. Трансмиссия механического типа включала главный фрикцион сухого трения и бортовые фрикционы, а также и 4-скоротную ручную коробку переключения передач. Имелись колодочные тормоза.

    Средства связи - радиостанция No.19 со штыревой антенной.

    Экипаж танка состоял из шести человек: два пулеметчика, водитель, командир, заряжающий и наводчик.

    Пока проводились проектные работы и строились прототипы тяжелобронированных крейсеров в министерстве вооружений пересмотрели своё видение на тему крейсерских танков и перевели создаваемые машины в класс тяжелых крейсерских танков, соответственно доработав ТТЗ. Генштаб постоянно настаивал на усилении бронирования до 40-мм. Таким образом, само создание трехбашенного танка с броней толщиной 30 мм ставилось под сомнение. Эти изменения, по одним сведениям, имели место в 1937 году, по другим – в 1938г. Примерно, в 1938г. интерес к многобашенным танкам стал сходить на нет. Верх взяло мнение, что, отказавшись от лишних башен, можно увеличить толщину брони всей машины. Пишут, что инженеры фирмы Nuffiled сами засомневались в необходимости создания именно трехбашенного танка. Известно, что весной 1938г. представители фирмы Nuffiled посещали Чехословакию, где на фирме ČKD познакомились с конструкцией перспективных чехословацких танков, в том числе, среднего танка V-8-H. Более того сообщают, что Nuffiled имела намерение приобрести лицензию на производство танков V-8-H. (Рис.5).

 

 

Рис.5 – Чехословацкий средний танк V-8-H.

 

     Обстоятельства концептуальной неопределенности тормозили строительство опытных образцов тяжелых крейсерских типов. Только в начале 1939г. А16Е1 поступил на испытания. Машина испытывалась без вооружения. А16 продемонстрировал хорошие характеристики подвижности - скорость 50 км/ч, запас хода 140 км.

     К апрелю 1939г. фирма Nuffield сосредоточилась на проектах крейсерских однобашенных танков на ходовой Кристи. Вскоре заказ на трехбашенный крейсер А16 был аннулирован Управлением моторизации – программа тяжелых крейсеров была полностью отменена. Прототип А16Е1пошел на слом.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru