Cruiser Tank A16
Cruiser Tank A16
Британия
Средний по массе тяжелый крейсерский танк
масса |
19 т |
вооружение |
40-мм орудие 2 пулемета |
экипаж |
6 чел. |
мощность силовой установки |
340 л.с. |
проект |
1937-1938гг., Nuffield |
выпускался |
1938-1939гг., Nuffield 1 шт. опытный |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
В 1936г., вероятно в ноябре, британский Генеральный Штаб и военное ведомство (WO) приняли новую классификацию танков, поступавших на вооружение: легкие танки, пехотные танки и крейсерские танки. Крейсерские танки подразделялись на скоростные и средние. Первые должны были рассекать молниеносными ударами неподготовленную оборону противника, вторые предполагалось задействовать для прорыва более серьёзно укрепленных участков фронта с последующими рейдами по тылам. Однако уже в конце 1936г. было выдано ТЗ на крейсерский танк с противоснарядным бронированием и более солидным вооружением.
По одним источникам, в конце 1936 года,
кажется в ноябре, по другим – 27 ноября 1937г. были составлены
тактико-технические требования к крейсерскому среднему/тяжелому танку с
максимальной толщиной бронирования в лобовой части 30 мм, максимальной
скоростью в 50 км/ч и большим запасом хода, что позволило бы действовать ему
самостоятельно после прорыва обороны противника. В
скором времени (иногда указывают, в декабре 1937г.) появился макет, построенный на
Арсенале в Вулидже, внешне напоминавший А9, и требования были
уточнены. (Рис.1)
Рис.1 - Cruiser Tank Mk I А9.
Основное вооружение нового танка, состоявшее из
40-мм пушки и спаренного с ней пулемета, должно было размещаться в трехместной
башне. Два дополнительных пулемета устанавливались в передних одноместных
башнях.
Требование было выдвинуто на конкурсной
основе. Крейсер от фирмы Nuffield первоначально
получил индекс А15, но в 1938г. этот индекс сменили на А16. Машина сразу
получила ходовую часть типа Кристи. (Рис.2)
Рис.2 – Крейсер А16.
Учитывая, что новый танк будет иметь относительно большую массу, в
его ходовой части применили по пять сдвоенных опорных катков с резиновыми
бандажами и индивидуальной подвеской на усовершенствованной свече Кристи. Направляющие
колеса располагались спереди, причем достаточно высоко относительно опорных
катков. Ведущие колеса цевочного зацепления находились сзади. Гусеница мелкозвенчатая со стальными траками. О возможности смены
хода, как на машинах Кристи, точной информации не сохранилось, но есть фото, на
котором прототип А16Е1 запечатлен без гусениц. (Рис.3)
Корпус танка представлял собой
значительно переработанную конструкцию, взятую от А13 (Рис.4) и адаптированную
под установку трех башен и более мощного двигателя.
Рис.4 - Средний по
массе крейсерский танк Cruiser Tank Mk.III А13.
Рациональные углы наклоны получили только
верхняя и нижняя панель лобовой части корпуса. Лобовые элементы корпуса и башни
имели броню толщиной 30 мм. Бортовые бронелисты
предположительно имели толщину 14 мм или 19 мм. Масса машины оценивается
примерно в 19 т.
Носовую часть корпуса занимало отделение
управления, совмещенное с передней секцией боевого отделения. Место водителя
располагалось по продольной оси. Для улучшения обзорности была применена
небольшая коробкообразная рубка со тремя смотровыми щелями защищенными
бронестеклами: две в боковых частях и одна спереди, в откидывающейся вверх
панели.
По обоим бокам от рубки были размещены
одноместные пулеметные башни цилиндрической формы. В них предполагалась
установка 7,71-ммпулеметов Vickers или 7,92-мм
пулеметов BESA. Сектор обстрела составлял для каждой башни примерно 100-120°.
В средней части корпуса находилось
основное боевое отделение, рассчитанное на установку трехместной
унифицированной башни. В лобовом листе башни должно было монтироваться
2-фунтовое (40-мм) орудие фирмы Vickers с
телескопическим прицелом. На крыше башни имелся люк с правой стороны и
небольшая командирская башенка с перископическим прибором наблюдения.
В задней части корпуса находилось
моторно-трансмиссионное отделение. Не исключено, что в качестве основы для
силовой установки использовался двигатель Nuffield
“Liberty”. Этот агрегат имел V-образное расположение 12-ти цилиндров и в
британской версии развивал мощность 340 л.с. -
возможно, для А16 использовался его форсированный вариант. Трансмиссия
механического типа включала главный фрикцион сухого трения и бортовые
фрикционы, а также и 4-скоротную ручную коробку переключения передач. Имелись
колодочные тормоза.
Средства связи - радиостанция No.19 со
штыревой антенной.
Экипаж танка состоял из шести человек: два
пулеметчика, водитель, командир, заряжающий и наводчик.
Пока проводились проектные работы и строились
прототипы тяжелобронированных крейсеров в
министерстве вооружений пересмотрели своё видение на тему крейсерских танков и
перевели создаваемые машины в класс тяжелых крейсерских танков, соответственно
доработав ТТЗ. Генштаб постоянно настаивал на усилении бронирования до 40-мм.
Таким образом, само создание трехбашенного танка с броней толщиной 30 мм
ставилось под сомнение. Эти изменения, по одним сведениям, имели место в 1937
году, по другим – в 1938г. Примерно, в 1938г. интерес к многобашенным
танкам стал сходить на нет. Верх взяло мнение, что, отказавшись от лишних
башен, можно увеличить толщину брони всей машины. Пишут, что инженеры фирмы Nuffiled сами засомневались в необходимости создания именно
трехбашенного танка. Известно, что весной 1938г. представители фирмы Nuffiled посещали Чехословакию, где на фирме ČKD
познакомились с конструкцией перспективных чехословацких танков, в том числе,
среднего танка V-8-H. Более того сообщают, что
Nuffiled имела намерение приобрести лицензию на
производство танков V-8-H. (Рис.5).
Рис.5 – Чехословацкий средний танк V-8-H.
Обстоятельства
концептуальной неопределенности тормозили строительство опытных образцов
тяжелых крейсерских типов. Только в начале 1939г. А16Е1 поступил на испытания. Машина
испытывалась без вооружения. А16 продемонстрировал хорошие характеристики подвижности
- скорость 50 км/ч, запас хода 140 км.
К апрелю 1939г. фирма Nuffield
сосредоточилась на проектах крейсерских однобашенных танков на ходовой Кристи.
Вскоре заказ на трехбашенный крейсер А16 был аннулирован Управлением
моторизации – программа тяжелых крейсеров была полностью отменена. Прототип А16Е1пошел
на слом.