Cruiser Tank A14
Cruiser Tank A14
Британия
Средний по массе тяжелый крейсерский танк
29,5 т |
|
вооружение |
40-мм орудие 3 пулемета |
экипаж |
6 чел. |
мощность силовой установки |
500 л.с. |
проект |
1937-1938гг., LMSR |
выпускался |
1938-1939гг., LMSR 2 шт. опытные |
Основная
статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.
В 1936г., вероятно в ноябре, британский Генеральный Штаб и военное ведомство (WO) приняли новую классификацию танков, поступавших на вооружение: легкие танки, пехотные танки и крейсерские танки. Крейсерские танки подразделялись на скоростные и средние. Первые должны были рассекать молниеносными ударами неподготовленную оборону противника, вторые предполагалось задействовать для прорыва более серьёзно укрепленных участков фронта с последующими рейдами по тылам. Однако уже в конце 1936г. было выдано ТЗ на крейсерский танк с противоснарядным бронированием и более солидным вооружением.
По
одним источникам, в конце 1936 года, кажется в ноябре, по другим – 27 ноября
1937г. были составлены тактико-технические требования к крейсерскому среднему/тяжелому
танку с максимальной толщиной бронирования в лобовой части 30 мм, максимальной
скоростью в 50 км/ч и большим запасом хода, что позволило бы действовать ему
самостоятельно после прорыва обороны противника. В
скором времени (иногда указывают, в декабре 1937г.) появился макет, построенный на
Арсенале в Вулидже, внешне напоминавший А9, и требования были
уточнены. (Рис.1)
Рис.1 - Cruiser Tank Mk I А9.
Основное вооружение нового танка,
состоявшее из 40-мм пушки и спаренного с ней пулемета, должно было размещаться
в трехместной башне. Два дополнительных пулемета устанавливались в передних
одноместных башнях.
Требование
было выдвинуто на конкурсной основе и первыми к работе приступили фирмы London,
Midland and Scottish Railway
(LMSR), чей проект получил индекс А14.
Бронекорпус нового танка А14 существенно
не отличался от А9, сохранив угловатые очертания для повышения технологичности
производства. Наклонными были только верхний и нижний лобовые бронелисты. (Рис.2)
Рис.2 – Крейсер А14.
Изменений в компоновке танка также не
последовало. В передней части корпуса находилось отделение управления, с
которым были совмещены отсеки для пулеметных башен. По центру располагалась
рубка механика-водителя с тремя смотровыми щелями защищенными бронестеклами.
Средняя часть целиком была отдала под основное боевое отделение, на крыше
которого устанавливалась трехместная башня. В кормовой части корпуса находился
моторно-трансмиссионный отсек.
А вот ходовую часть машины специалисты LMSR
решили разработать оригинальную. Применительно на один борт ходовая состояла из
шести двухколесных тележек с двумя опорными катками каждая, но при этом
использовалась подвеска Хортсмана, а четыре
центральные тележки блокировались попарно. В сумме это могло обеспечить высокую
плавность хода. Открытые элементы подвески защищались бортовыми экранами.
Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась четырьмя блоками поддерживающих роликов.
Направляющие колеса находились спереди, ведущие колеса с цевочным зацеплением –
сзади. Гусеница сохранилась крупнозвенчатой, с литыми
траками.
Вооружение среднего/тяжелого крейсерского
танка условно делилось на главное и вспомогательное. Основной компонент,
состоявший из 40-мм пушки и спаренного с ней 7,71-мм пулемета Vickers, должен был размещаться в башне с максимальной
толщиной бронирования 30 мм. Впрочем, размеры главной башни в перспективе
позволяли рассчитывать и на более крупное орудие. В передних пулеметных башнях
устанавливалось по одному пулемету калибра 7,71-мм.
На прототипе А14Е1 установили V-образный
12-цилиндровый двигатель Thornycroft RY12 мощностью
500 л.с., а также заново разработанную планетарную
трансмиссию Wilson.
Из средств связи танк получил радиостанцию No.19 со штыревой антенной.
Масса прототипа составила 29500 кг. Габаритные
размеры машины мне найти не удалось. Бронирование: лоб корпуса, лоб башни – 30
мм, прочие элементы корпуса – 14 мм, пулеметные башни – 9 мм. Экипаж 6 чел.: два
пулеметчика, водитель, командир, заряжающий и наводчик.
Пока проводились
проектные работы и строились прототипы тяжелобронированных крейсеров в
министерстве вооружений пересмотрели своё видение на тему крейсерских танков и
перевели создаваемые машины в класс тяжелых крейсерских танков, соответственно
доработав ТТЗ. Генштаб постоянно настаивал на усилении бронирования до 40-мм.
Таким образом, само создание трехбашенного танка с броней толщиной 30 мм
ставилось под сомнение. Эти изменения, по одним сведениям, имели место в 1937
году, по другим – в 1938г. Примерно, в 1938г. интерес к многобашенным
танкам стал сходить на нет. Верх взяло мнение, что, отказавшись от лишних
башен, можно увеличить толщину брони всей машины.
Обстоятельства концептуальной неопределенности тормозили строительство опытных
образцов тяжелых крейсерских типов. Только в начале 1939г. А14Е1 поступил на
испытания. Машина испытывалась без вооружения. А14 в ходе испытаний не показал
требуемых эксплуатационных характеристик. Танк оказался шумным при движении и
механически сложным, что могло создать трудности не только при его серийной постройке,
но и в обслуживании. (Рис.3)
К
апрелю 1939г. фирма LMSR сосредоточилась на проектах крейсерских однобашенных
танков. Более того, фирма LMSR предложила полностью отказаться от проекта А14,
хотя постройка второго прототипа трехбашенного танка (А14Е2) все же состоялась.
Вскоре заказ на тяжелые трехбашенные крейсера были аннулированы Управлением
моторизации – программа тяжелых крейсеров была полностью отменена. Прототипы
машин пошли на слом.