Carden-Loyd Patrol Car Mk.II
Carden-Loyd
Patrol Car Mk.II
Британия
Сверхлегкий по
массе разведывательный танк
Сверхлегкий по
массе разведывательный танк
масса |
2,1/1,93 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
40/60? л.с. |
выпускался |
1932-1933гг., Vickers 3 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
Сверхлегкие и минилегкие танки-танкетки
В 1929г. усилиями совладельцев компании Carden-Loyd Tractors Ltd. Карден
и Лойд (Рис.1) британская армия получила танкетку Carden-Loyd Mk.VI (Рис.2).
Рис.1 – Слева - Sir John
Valentine Carden (1892-1935гг.), справа - Vivian Graham
Loyd (1894-1972гг.).
Кардена описывают, как «интровертного инженерного гения», в отношении Лойда есть мнение, что это был «экстраверт-инженер-продавец».
Рис.2 – Проекции, компоновка и внешний вид Carden-Loyd Mk.VI.
Машина имела массу 1300 кг (сухая масса) и 1600/1700 кг (боевая масса), длину – 2460 мм, ширину – 2000/1700 мм, высоту – 1200 мм, клиренс – 230 мм. Корпус танкетки Mk.VI собирался на болтах и заклёпках из листов катаной броневой стали толщиной 4-6 мм. В передней части корпуса располагалась трансмиссия механического типа, а двигатель и сидения экипажа находились ближе к корме – это моторно-боевое пространство не бронировалось сверху. По бортам моторно-боевого «отделения» крепились ящики для амуниции, не имевшие бронирования сверху. Между двумя членами экипажа помещался 2,9-литровый 4-цилиндровый бензиновый двигатель Ford Model T мощностью от 20 до 22,5 л. с. при 1600 об./мин. (Рис.3)
Рис.3 – Двигатель Ford T.
На нижнем фото двигатель под кожухом между сиденьями членов экипажа.
Такая компоновка позволяла установить центр тяжести практически на пересечении продольной и поперечной осей корпуса, что было важно для сверхлёгкой боевой машины, часто совершавшей крутые развороты.
Справа находилось место командира, он обслуживал 7,71-мм пулемет Vickers, боекомплект для которого размещался в корпусе рядом с ним. Слева сидел водитель, управлявший машиной при помощи двух рычагов.
Ходовая часть Mk.VI применительно на один борт ходовая включала переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо (ленивец) и четыре обрезиненных опорных катка собранные в две тележки. Каждая из тележек оснащалась амортизацией на листовых рессорах, которая крепилась к продольной балке снизу. В свою очередь, балка монтировалась к корпусу на двух кронштейнах, а на заднем конце балки крепился ленивец. Гусеничная лента состояла из стальных одногребневых траков. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась направляющим желобом.
Машина развивала скорость до 30 миль/час (45-48 км/ч), могла преодолевать вертикальные стенки высотой до 30 см и броды глубиной до 60 см. На первой модели стоял бензобак ёмкостью 61 галлон, что позволяло иметь запас хода до 52 миль, но обычно указывают, что запас хода по шоссе составлял 144 км, или до 160 км. По другим данным, на машине устанавливали бак ёмкостью 27 л, запаса топлива хватало на 100 км по дороге или 2 часа работы по бездорожью.
Вершиной развития конструкции танкетки Carden-Loyd Mk.VI в Британии можно считать машины типа Carden-Loyd Patrol Car. Главным недостатком серийной танкетки было отсутствие возможности вести круговой обстрел — эту проблему планировалось решить путем установки башни на модифицированный корпус. На разработку и реализацию этого проекта потребовалось несколько месяцев, и в 1932г. фирма Vickers выпустила первые два (-?) прототипа боевой машины, обозначенной как Patrol Car Mk.I (хотя в ряде источников встречается название Patrol Car Mk.VI). (Рис.4)
Рис.4 – Вверху каноническое
изображение Carden-Loyd Patrol Car.
Нижние
фото – первый прототип Patrol Car.
Carden-Loyd Patrol Car Mk.I имел массу 2100 кг, при габаритах: длина – 2750 мм, ширина – 1960 мм (по другим данным, 1750 мм), высота – 1750 мм (или 1650 мм). Экипаж – 2 человека.
Силовая установка состояла из бензинового 6-ти
цилиндрового двигателя Ford AA жидкостного охлаждения мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин, который устанавливался в передней
части танка. Рядом располагалась трансмиссия, включавшая однодисковое сцепление,
дифференциал, бортовые редукторы и ручную коробку переключения передач. Машина
развивала скорость до 32 км/ч, запас хода – 150 км при емкости топливного бака
в 45 л.
Вооружение
Patrol Car Mk.I состояло из
одного 7,71-мм пулемета Vickers, который находился в
башне и защищался бронированным цилиндрическим кожухом. По другим данным,
вместо «виккерса» устанавливался 7,92-мм пулемет Lewis образца 1908г. Боекомплект 3200 патронов.
В августе 1932 года прототип был доставлен в Данию. Предоставленный для испытаний образец находился в частично разобранном виде и его техническое состояние оценивалось как неудовлетворительное. В процессе ходовых испытаний танк с трудом двигался по пересеченной местности, а в ряде случаев наблюдалась «потеря» гусениц. Кроме прочего, отмечалось тонкое бронирование, недостаточное охлаждение МТО и теснота в боевом отделении. После шести недель всесторонних испытаний танк отправили назад на доработку. (Рис.5)
Рис.5 – Указывают, что это первый прототип, прибывший в 1932г. в Данию, фото датируются 1932г.
Вероятно, в результате
доработки появился еще один вариант - Carden-Loyd Patrol Car Mk.II. Пишут, что Patrol Car Mk.II отличался улучшенной
башней от танка А4Е8, смещенной к правому борту, а трансмиссия и двигатель
заняли левую сторону. В некоторых источниках упоминают, что на танке мог стоять
двигатель мощностью 60 л.с., но это маловероятно.
Имелись и другие мелкие отличия: новые надгусеничные
полки с менее крутыми опорами и закруглениями на каждом конце, дополнительные
смотровые щели для командира, добавленная рукоятка на правой стороне корпуса и
два буксировочных крюка, закрепленных на заднем листе. (Рис.6)
Рис.6 – Patrol Car Mk.II.
В августе 1933г. Дания все же приобрела два танка Patrol Car Mk.II., но вместо британских пулеметов на них установили 8-мм пулеметы Madsen. В некоторых источниках сообщают, что масса этих машин составляла 1,93 т. В Дании машины получили обозначение (или номера) FP-4 и FP-5 и некоторое время обслуживались техниками фирмы Vickers. (Рис.7)
Рис.7 – Датский Vickers Carden-Loyd FP.5 с пулеметом Madsen.
Вероятно, этот вариант можно трактовать и как Patrol Car Mk.II, поскольку башня танка расположена по правому борту.
Рис.8 – Демонстрация в Копенгагене, 1935г.
Один из датских Patrol Car экспонируется в National
Military Museum in Copenhagen. (Рис.9)
Рис. 9 – Современный вид Vickers Carden-Loyd FP.5.
Пишут, что по одному танку было
отправлено в Португалию, Финляндию и Швецию для оценочных испытаний, но дальнейших
заказов на Patrol Car не последовало. Видимо, все
танки вернули на родину.
Одни
авторы считают, что всего было произведено 4 экземпляра Patrol Car, из них 2 проданы в Данию, а два являлись прототипами; другие
допускают, что всего было произведено 6 подобных машин, из них 4 проданы за
рубеж (-?), а два являлись прототипами.
Итак, помимо Дании, Light Patrol Car не вызывал дальнейшего коммерческого интереса,
тем более что его стоимость превышала 1000 фунтов стерлингов, что было дороже,
чем обычные танкетки Mk.VI. Поэтому в 1933 году фирма Vickers
предложила более дешевый вариант с более тонкой броней и более старой и дешевой
рессорной подвеской. Таким образом, стоимость была снижена до 700 фунтов
стерлингов. Интересно, что на башне предполагался командирский купол с
козырьками из пуленепробиваемого стекла – эта опция предлагалась за
дополнительные 50 фунтов стерлингов. Судя по рекламному буклету, эта машина уже
трактовалась не как боевая, а как полицейская. (Рис.10)
Рис.10 – Полный
драматизма рисунок разгона демонстрации, главный герой - Light Patrol Car с командирским куполом за дополнительные
£50.
И на этот вариант Patrol Car желающих не нашлось.