Carden-Loyd Mk.VIb
Carden-Loyd Mk.VIb
Британия
Сверхлегкий по
массе танк сопровождения
масса |
1,8 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
22,5 л.с. |
проект |
1929г., Vickers |
выпускался |
1930-1931гг., Vickers 43/53 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
Сверхлегкие и
минилегкие танки-танкетки
Усилиями совладельцев компании
Carden-Loyd Tractors Ltd. Карден и Лойд (Рис.1) к 1929г. британская армия
получила на вооружение танкетку Carden-Loyd Mk.V* (Рис.2).
Рис.1 – Слева - Sir John
Valentine Carden (1892-1935гг.), справа - Vivian Graham
Loyd (1894-1972гг.).
Кардена описывают, как «интровертного инженерного гения», в отношении Лойда есть мнение, что это был «экстраверт-инженер-продавец».
Рис.2 –
Танкетка Carden-Loyd Mk.V*,
1929г.
В
том же году авторы Carden-Loyd Mk.V* решили оптимизировать ее конструкцию, сделав
её максимально технологичной и простой в эксплуатации – так появился вариант Carden-Loyd Mk.VI. (Рис.3)
Рис.3 –
Проекции, компоновка и внешний вид Carden-Loyd Mk.VI.
Машина имела массу 1300 кг (сухая масса) и 1600/1700 кг (боевая масса), длину – 2460 мм, ширину – 2000/1700 мм, высоту – 1200 мм, клиренс – 230 мм. Корпус танкетки Mk.VI собирался на болтах и заклёпках из листов катаной броневой стали толщиной 4-6 мм. Вертикальные лобовые бронелисты и нижний кормовой бронелист устанавливались под наклоном, борта, лоб и корма надстройки были строго вертикальными. В передней части корпуса располагалась трансмиссия механического типа, а двигатель и сидения экипажа находились ближе к корме – это моторно-боевое пространство не бронировалось сверху. По бортам моторно-боевого «отделения» крепились ящики для амуниции, не имевшие бронирования сверху. Между двумя членами экипажа помещался 2,9-литровый 4-цилиндровый бензиновый двигатель Ford Model T мощностью от 20 до 22,5 л. с. при 1600 об./мин. (Рис.4)
Рис.4 – Двигатель Ford T.
На нижнем фото двигатель под кожухом между сиденьями членов экипажа.
Такая компоновка позволяла установить центр тяжести практически на пересечении продольной и поперечной осей корпуса, что было важно для сверхлёгкой боевой машины, часто совершавшей крутые развороты.
Справа находилось место командира, он обслуживал 7,71-мм пулемет Vickers, боекомплект для которого размещался в корпусе рядом с ним. Слева сидел водитель, управлявший машиной при помощи двух рычагов.
Ходовая часть Mk.VI была чисто гусеничной и полностью заимствовалась от Mk.V*. Применительно на один борт ходовая включала переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо (ленивец) и четыре обрезиненных опорных катка собранные в две тележки. Каждая из тележек оснащалась амортизацией на листовых рессорах, которая крепилась к продольной балке снизу. В свою очередь, балка монтировалась к корпусу на двух кронштейнах, а на заднем конце балки крепился ленивец. Гусеничная лента состояла из стальных одногребневых траков. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась направляющим желобом.
Машина развивала скорость до 30 миль/час (45-48 км/ч), могла преодолевать вертикальные стенки высотой до 30 см и броды глубиной до 60 см. На первой модели стоял бензобак ёмкостью 61 галлон, что позволяло иметь запас хода до 52 миль, но обычно указывают, что запас хода по шоссе составлял 144 км, или до 160 км. По другим данным, на машине устанавливали бак ёмкостью 27 л, запаса топлива хватало на 100 км по дороге или 2 часа работы по бездорожью.
В семействе модификаций Carden-Loyd Mk.VI выделяется один вариант, который можно отнести не к танкеткам, а к сверхлегким танкам или танкам-танкеткам - Carden-Loyd Mk.VIb. Mk.VIb отличался полностью закрытым корпусом без дополнительного кормового ящика. (Рис.5)
Рис.5 - Carden-Loyd Mk.VIb.
Масса, возможно, 1800 кг, длина – 2460 мм, ширина – 2000 мм, высота
– 1500 мм. Бронирование: крыша, днище – 4 мм; прочие элементы – 10 мм. Двигатель,
шасси и вооружение оставались без изменений. Двигатель – 22,5 л.с. Скорость по
шоссе – 40-45 км/ч, по пересеченной местности – 10-20 км/ч. Запас хода по шоссе
– 160 км.
На родине машина Carden-Loyd Mk.VIb оказалась невостребованной, хотя и была принята британской армией в количестве 10 экземпляров - не исключено, что они были распределены по колониальным владениям и использовались как минимум до 1938 года, возможно, преимущественно в качестве тягачей (Рис.6).
Рис.6 - Carden-Loyd Mk.VIb в качестве тягача.
Carden-Loyd Mk.VIb поставлялась и за рубеж. В Боливии, аппараты этого типа применялись на поле боя в качестве машин первой линии. Японцы тоже использовали Mk.VIb в боевых условиях. Таким образом, Carden-Loyd Mk.VIb применялись как сверхлегкие танки.
Встречаются сведения, что в 1929-1931гг.
некоторое количество экспортных Mk.VIb закупила Румыния.
Некоторые считают, что в 1930-1931гг. в
Канаду прибыло шесть или восемь машин Mk.VIb. По другим сведениям, 12
танков-танкеток Mk.VIb в 1936г. поступили на оснащение Танковой Школы в г. Лондон
штата Онтарио. Период их активного использования продолжался до 1938 года. Машины были списаны в первой половине 1940-х
гг. из-за полного износа.
По одной из версий, 30 машин модели Mk.VIb прибыли в
королевство Таиланд 9 мая 1930г. и уже 20-го мая были приписаны к 1-му
кавалерийскому полку, расквартированному на базе Хрунгтеп (Khrungthep) под Бангкоком.
По другим сведениям, машины прибывали двумя партиями по 30 штук в каждой в
середине 1930-х. В одной партии, вроде бы, были модели Mk.VI, в другой - Mk.VIb.
В обоих случаях количество машин выглядит чрезмерным. Предположительно,
полученные машины использовались только для обучения личного состава и боевого
охранения. Нет данных о применении тайских Carden-Loyd MK.VI в конфликте с
французами. В годы японской оккупации танкетки также не применялись в боевых
условиях, но пишут, что в 1941 году Mk.VIb ещё находились в строю и считались
боеспособными машинами. Предположительно во второй половине 1940-х гг. почти
все тайские Mk.VIb были отправлены на слом. Впрочем, около десятка танкеток всё
же удалось сохранить, и на текущий момент именно Таиланд является обладателем
самой большой коллекции танков-танкеток Mk.VIb. (Рис.7)
Рис.7 – Современный вид сверхлегкого
танка тайской армии.
В1932г. в Японию
прибыли четыре машины Mk.VIb. В японской армии танки-танкетки Mk.VIb
и поступившие в 1931г. экспортные танкетки Mk.VI получили обозначение
«Пулеметная машина Тип Ка» (встречается также название «Танкетка Тип 88»). Указывается,
что после доставки, две (некоторые считают – все четыре) машины Mk.VIb прошли
модернизацию – была установлена другая бронировка пулемета, а вместо
двухстворчатой крыши установили одну горизонтальную панель с люком, обновленные
машины получили обозначение Тип 2588 (Рис.8).
Рис.8 – Варианты
дополнительной бронировки Тип 2588 на базе Carden-Loyd MK. VIb.
В 1932 году японские британские танкетки
использовались во время «Шанхайского инцидента». Карьера японских Mk.VIb
завершилась в 1934г. или в 1935г.
Во второй половине 1932г. две танкетки
модификации Mk.VIb были поставлены в Боливию. Боливийские танки-танкетки
применялись в боевой обстановке. Пишут, что командовал одной из машин немецкий
майор Кон (Kohn) – по другим сведениям, Walter Kohn был австрийцем. Впервые
Mk.VIb применили в боевых условиях во время битвы за Бокерон, когда 13-го
сентября 1932 года танкетка-танк Кона оказала поддержку наступавшим пехотным
частям полковника Марсана. Далее сверхлегкие танки использовались для
патрулирования нейтральных полос вместе с пехотой. В связи с тем, что
вооружение Mk.VIb было явно недостаточным, по меньшей мере одна машина была
оснащена огнеметом – видимо, речь могла идти о ранцевом огнемете, т.к. в
габаритах Carden-Loyd Mk. VIb не было места для размещения емкости с огнесмесью. Скорее всего,
огнемет был в машине майора Кона. Согласно одним данным, 27-го декабря 1933
года, когда боливийцы вновь попытались прорваться на 7-м километре шоссе у
Сааведры, экипаж этой машины был вынужден покинуть её из-за жары и сражаться
вместе с пехотой, при этом майор Кон был убит в ходе атаки на пулеметную точку
парагвайцев. По второй версии, танкетка достигла парагвайских позиций и
застряла, пытаясь преодолеть траншею. О судьбе второй машины не сообщается.
Получается, что боливийцы применяли Carden-Loyd Mk. VIb в качестве машин первой линии на поле боя.
Вроде бы, в 1933г. финны закупили для
тестирования одну танкетку-танк Carden-Loyd Mk.VIb, который вплоть до начала Второй мировой войны использовалась в
качестве учебной машины. (Рис.9)
Рис.9 - Carden-Loyd Mk.VIb в музее
Parola (Finland).