Alvis-Straussler AC3D
Alvis-Straussler AC3D
Британия
Минилегкий по массе колесный
танк
масса |
4/4,5 т |
вооружение |
2 пулемета |
экипаж |
3-4 чел. |
мощность силовой установки |
110 л.с. |
проект |
1936г.,
Straussler |
выпускался |
1936-1937гг., Alvis-Straussler 15
шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
На
территории Британии, помимо собственно британских изобретателей, на поприще
разработки бронетанковой техники подвизался инженер венгерского происхождения Миклош Штраусслер
(Рис.1), деятельность которого стоит несколько особняком, поскольку британские
заказчики долгое время мало интересовались его предложениями, и Штраусслеру приходилось продвигать свои идеи и конструкции
в Венгрии.
Рис.1 - Straussler Miklós, 1891-1966гг.
В некоторых источниках
пишут: Р.Штраусслер или Niklós Straussle.
Штраусслер прибыл в Англию в 1911г. для получения технического образования. В 1914-1918гг. он являлся техническим консультантом по производству вооружения на Вулвичском Арсенале (Woolwich Arsenal), а после Первой мировой войны остался в Англии. Получив приличное образование, Штраусслер попытался обеспечить себе финансовое благополучие патентной регистрацией своих изобретений. На несколько десятков заявок ему удалось получить 20 патентов, первым из которых стал патент на роторный двигатель внутреннего сгорания. В 1925г., организовав собственную фирму “Folding Boats Strautures Ltd”, он приступил к выпуску складных лодок и понтонов, параллельно занимаясь проектированием быстровозводимых мостов и автомобилей.
В 1935г. Штраусслер
взялся проектировать полноценную колесную боевую машину на базе конструкции броневика
AC-1. (Рис.2)
Рис.2 – Бронеавтомобиль AC-1 на ходовых
испытаниях, 1933г.
Следовало повысить технологичность производства,
повысить уровень защиты, силовую установку нужно было перестроить с применением
более совершенных комплектующих. Но, пожалуй, главное – следовало установить
вооружение в башне. Так появилась концепция машины АС-2. (Рис.3)
АС-2 сохранил полный привод и компоновку с
передне-средним расположением отделения управления и
боевого отделения, а МТО в корме машины. Корпус претерпел значительные внешние
перемены, хотя сохранял лобовые и бортовые «окна». На крыше боевого отделения уже была предусмотрена установка башни.
Предполагалось, что АС2 будет вооружен одним-двумя 8-мм пулеметами. В отношении
силовой установки АС-2 данных не приводится.
В феврале 1936 года
голландское министерство по делам колоний, через фирму Murrem and
La Port, связалось со Штраусслером, интересуясь
техническими характеристиками бронеавтомобилей его конструкции. Почуяв
реального заказчика, Штраусслер счел нужным довести
машину АС-2 до более совершенного уровня – АС3. (Рис.4).

Рис.4 – АС-3.
Компоновка АС3 получилась классической танковой, с передним расположением отделения управления, боевым отсеком в средней части корпуса и моторным отделением в корме. Масса машины 4,5 т/4 т. Габариты: длина – 4640 мм, ширина – 2100 мм, высота – 2410 мм. Корпус машины был многогранным и собирался из листов броневой стали толщиной 4 мм (крыша, днище), 9 мм (борта корпуса) и 13 мм (лоб, корма корпуса). Новая машина получила сильно скошенный лобовой лист корпуса. Верхние бронелисты также имели сравнительно большой угол наклона, в то же время бортовые бронелисты устанавливались вертикально. В скошенных боковых гранях передней части корпуса имелись прямоугольные смотровые лючки, закрывавшиеся бронекрышками и служившие, видимо, для вентиляции. Боевое отделение АС3 получилось не очень просторным - часть пространства выделили под рубку кормового поста управления. (Рис.5)
Рис.5 – Вид на передний (слева) и задний (справа) посты управления.
Сверху боевого отделения установили небольшую одноместную шестигранную башню. Башня имела сварную конструкцию и собиралась из 13-мм бронелистов, соединяемых под большими углами наклона. AC-3 комплектовался парой пулеметов Inf.M.23 – изделие Vickers под голландский патрон 6,5х 53,5 мм R. Один такой пулемет монтировался в башне, второй – в рубке рядом с водителем. Башня обеспечивала круговой обстрел, тогда как курсовой пулемет контролировал только ограниченный сектор. Общий боекомплект – более 1300 патронов. В укладке перевозился дополнительный пулемет «Виккерс». Для отвода пороховых газов в боевом отделении был предусмотрен вытяжной вентилятор.
Экипаж включал трех или четырех человек: водитель, командир, пулеметчик и водитель заднего поста управления. Водитель и стрелок находились впереди в корпусе. Под башней находился второй пулеметчик (вероятно, он же командир). При необходимости в экипаж можно было включить второго водителя. Для посадки экипажа была предусмотрена крупная дверь с левого борта и командирский люк в башне.
В моторном отсеке, отделенным от боевого противопожарной перегородкой, устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 110 л.с., имевший жидкостное охлаждение и рабочий объём 3600 см3. Позади двигателя находился радиатор барабанного типа, внутри которого имелась воздушная турбина. (Рис.6)
Рис.6 – Радиатор турбинного типа.
Радиаторная решетка монтировалась в кормовом листе корпуса и была немного выдвинута назад.
Трансмиссия машины была механической с 6-скоростной коробкой передач. Ходовая часть полноприводная (4х4) с независимой блокированной подвеской на поперечных листовых рессорах. Передние и задние колёса были односкатными и комплектовались пулестойкими шинами большого сечения типа Gigant. Сверху передние и задние колеса были прикрыты крыльями угловатой формы. Благодаря независимой подвеске каждое колесо могло перемещаться в вертикальном направлении на 80 см без ущерба для устойчивости машины, что обеспечивало отличную проходимость по пересеченной местности. (Рис.7)
Рис.7 – Виды АС-3. Нижнее фото – вид с кормы.
По официальным сведениям, первая
демонстрация опытного образца бронемашины Штраусслера
АС-3 состоялась 25 мая 1936г. на полигоне в Фарнборо
(Рис.8), а 26 мая на заводе Alvis Car and Engineering Co Ltd. в Ковентри появились голландцы.
АС-3 являлся фаворитом тендера,
объявленного военной закупочной комиссией колониальной администрации
Голландской Ост-Индии, но у Straussler Mechanization Ltd. (Straussler Engineering) не было
мощностей для серийного производства – наметилось объединение двух компаний,
которое успешно состоялось в июле 1936г. Надо сказать, что у АС3 было много
конкурентов. Среди них были следующие образцы бронемашин: Berliet
VUDB4, “Lanchester” Mk.II, Vickers-Crossley 6х4 (в двух вариантах), Marmon-Herrington ТК-5, Landsverk
L-180 и L-182, Wilton-Fejenoord, Austro-Daimler
ADKZ и Bussing-Nag G31P (Kfz.67). Несмотря на то, что
еще 14 июня 1936г. помимо АС-3 в конкурсе формально продолжали участвовать
австрийский ADKZ и немецкий G31P, голландцы рассматривали только техническую
документацию всех конкурсантов, за исключением фаворита. В сентябре 1936г.
представители голландского министерства по делам колоний, наконец, подписали с
объединенной Alvis-Straussler контракт на сборку 12
машин. Стоимость каждого колесного танка определялась в 4570 фунтов, а весь
заказ потянул на 54840 фунтов. Машины следовало построить двумя партиями и
передать заказчику в начале 1938г. Затем их собирались по морю отправить в
Голландскую Ост-Индию.
Официально машины получили обозначение Armoured Car, Type Straussler
A.C.III, но в современной литературе они более известны как Alvis-Straussler
AC3. Пишут также, что вариант для Голландской Ост-Индии имел название AC3D (иногда
встречается обозначение AC3Da). Как будто, машины для Голландии вооружались в
башне 12,7-мм пулеметом Colt-Browning (голландское
обозначение Inf.M.30 Paw) и 6,5-мм пулеметом Vickers (Inf.M.26) с жидкостным охлаждением в лобовом листе
корпуса слева от водителя. Ещё один 6,5-мм пулемет находился в укладке, мог
использоваться в качестве зенитного. Боекомплект для 12,7-мм пулемета составил
500 патронов, для 6,5-мм пулеметов – 6 барабанов по 225 патронов каждый. По
контракту пулеметы не включались в стоимость заказа и оплачивались отдельно.
Первые 6 машин были готовы к 1 марта 1937
года. Погрузка АС3D осуществлялась в порту Лондона или Саутгемптона, после чего
корабль отправлялся в ост-индийский порт Танджонк Приок на острове Батавия (Индонезия). По одним сведениям,
голландским колониальным войскам бронеавтомобили начали передавать во второй
половине 1937 года, другой источник (Wetenschappelijk
Jaarbericht der Indisch Krijgskundige Vereenigung) утверждает, что первая партия АС3D прибыла
только 30 декабря на корабле “Baloeran”,
следовательно, их передача состоялась несколько позже. Вторая партия АС3D
прибыла в январе 1938 года. (Рис.9)
Рис.9 – В руках голландских колониальных войск..
Бронемашины
распределили между бронеавтомобильными эскадронами (eskadron
paun), по три АС3D в каждом, включая одну
командирскую машину, машину связи, машину поддержки и два мотоцикла. В первой
половине 1941 года все АС3 оказались в оперативном подчинении командования 1-го
кавалерийского полка, в составе которого было 7 кавалерийских эскадронов,
дислоцированных на острове Ява. (Рис.10)
Рис.10 – Голланские колониальные танки.
В марте 1942г. машины АС-3 в составе голландских войск приняли участие в боевых действиях против японцев. В период с 1 марта по 9 марта японцы захватили 9 машин АС-3, из которых шесть находились в исправном состоянии. Надо полагать, прочие 3 машины голландцы вывели из строя сами – сведений о боевых потерях АС-3 нет.
Японцы использовали АС-3 для поддержания порядка на оккупированных территориях и, судя по всему, до конца войны они не дотянули.
Еще одной страной, принявшей на вооружение колесные танки Штраусслера, была Португалия. В 1937 году один из образцов АС3 был отправлен в эту страну для прохождения испытаний. После их завершения португальская сторона подписала контракт на поставку трех машин, которые прибыли спустя несколько месяцев. Данные бронеавтомобили были аналогичны голландским АС3D с правым рулём. Известно, что в боевых действиях они не участвовали, находясь на вооружении Guarda Nacional Republicana в составе единственного бронеэскадрона. Машины были сняты с вооружения после Второй мировой войны. В 1988 году один из португальских АС3 был продан в частные руки.