Alvis-Straussler AC3 RAF

 

 

Alvis-Straussler AC3 RAF

Британия

Минилегкий по массе колесный танк

масса

4 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2-3 чел.

мощность силовой установки

110 л.с.

выпускался

1937г., Alvis-Straussler

12 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1929-1938гг.

Колесные танки

 

 

     В 1937г. Королевские ВВС (RAF) заказали у Alvis-Straussler 12 броневиков (колесных танков) типа АС-3. АС-3 был разработан в 1936г. под голландский контракт. (Рис.1)

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/gb/ac_alvis_ac3/alvis_type_a_s1.jpg
Рис.4 – АС-3.
 

    Компоновка АС3 получилась классической танковой, с передним расположением отделения управления, боевым отсеком в средней части корпуса и моторным отделением в корме. Масса машины 4,5 т/4 т. Габариты: длина – 4640 мм, ширина – 2100 мм, высота – 2410 мм. Корпус машины был многогранным и собирался из листов броневой стали толщиной 4 мм (крыша, днище), 9 мм (борта корпуса) и 13 мм (лоб, корма корпуса). Новая машина получила сильно скошенный лобовой лист корпуса. Верхние бронелисты также имели сравнительно большой угол наклона, в то же время бортовые бронелисты устанавливались вертикально. В скошенных боковых гранях передней части корпуса имелись прямоугольные смотровые лючки, закрывавшиеся бронекрышками и служившие, видимо, для вентиляции. Боевое отделение АС3 получилось не очень просторным - часть пространства выделили под рубку кормового поста управления. (Рис.2)

 

фотография танка - Alvis-Straussler AC3 фотография танка - Alvis-Straussler AC3

Рис.2 – Вид на передний (слева) и задний (справа) посты управления.

 

    Сверху боевого отделения установили небольшую одноместную шестигранную башню. Башня имела сварную конструкцию и собиралась из 13-мм бронелистов, соединяемых под большими углами наклона. AC-3 комплектовался парой пулеметов Inf.M.23 – изделие Vickers под голландский патрон 6,5х 53,5 мм R. Один такой пулемет монтировался в башне, второй – в рубке рядом с водителем. Башня обеспечивала круговой обстрел, тогда как курсовой пулемет контролировал только ограниченный сектор. Общий боекомплект – более 1300 патронов. В укладке перевозился дополнительный пулемет «Виккерс». Для отвода пороховых газов в боевом отделении был предусмотрен вытяжной вентилятор.

    Экипаж включал трех или четырех человек: водитель, командир, пулеметчик и водитель заднего поста управления. Водитель и стрелок находились впереди в корпусе. Под башней находился второй пулеметчик (вероятно, он же командир). При необходимости в экипаж можно было включить второго водителя. Для посадки экипажа была предусмотрена крупная дверь с левого борта и командирский люк в башне.

    В моторном отсеке, отделенным от боевого противопожарной перегородкой, устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 110 л.с., имевший жидкостное охлаждение и рабочий объём 3600 см3. Позади двигателя находился радиатор барабанного типа, внутри которого имелась воздушная турбина. (Рис.3)

 

https://itexts.net/files/online_html/256025/_153.jpg

Рис.3 – Радиатор турбинного типа.

 

    Радиаторная решетка монтировалась в кормовом листе корпуса и была немного выдвинута назад.    

    Трансмиссия машины была механической с 6-скоростной коробкой передач. Ходовая часть полноприводная (4х4) с независимой блокированной подвеской на поперечных листовых рессорах. Передние и задние колёса были односкатными и комплектовались пулестойкими шинами большого сечения типа Gigant. Сверху передние и задние колеса были прикрыты крыльями угловатой формы. Благодаря независимой подвеске каждое колесо могло перемещаться в вертикальном направлении на 80 см без ущерба для устойчивости машины, что обеспечивало отличную проходимость по пересеченной местности. (Рис.4)

 

фотография танка - Alvis-Straussler AC3

фотография танка - Alvis-Straussler AC3

http://zonwar.ru/images/tank/armored_2mv/alvis_straussler_ac3_4.jpg 

Рис.4 – Виды АС-3. Нижнее фото – вид с кормы.

 

    Максимальная скорость АС-3 при движении по дорогам с твердым покрытием составляла 77 км/ч, задним ходом машина передвигалась несколько медленнее. Запас хода не превышал 150 км. По другим данным, максимальная скорость при движении вперед достигала 96 км/ч, задним — 80 км/ч, а запас хода составил 640 км.

     В «британском» варианте АС-3 потерял пулеметную рубку в лобовом элементе корпуса и, соответственно, вооружался только одни пулеметом – пишут, что это был 12,7-мм пулемет Colt-Browning. (Рис.5)

 

Рис.5 – Машина АС-3 в конфигурации британских ВВС, к сожалению, на данном экземпляре нет вооружения.

 

    Есть данные, что большая часть АС3 RAF была в 1938 году отправлена в Аден (сейчас Йемен), где они использовались как машины боевого охранения. По состоянию на 1939 год дислоцированное здесь охранное подразделение RAF имело на вооружении три БА Rolls-Royce и четыре АС3. Летом 1941 года, в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке, по крайней мере две машины перебросили в Ирак, где они, по всей видимости, закончили свою карьеру. Судьба остальных британских АС3 RAF остается невыясненной.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru