Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank

 

 

Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank

Британия

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

масса

7,5 т

вооружение

3 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

120 л.с.

проект

1927г., Wolseley

выпускался

1927г., Wolseley

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1919-1929гг.

Развитие нетривальных идей

 

 

     С 1925г. специалисты Vickers объединили усилия с инженерами автомобилестроительной фирмы Wolseley (в то время Wolseley являлась дочерней компанией Vickers) в деле проработки темы колесно-гусеничного хода для бронетехники. Принцип использования таких машин – по шоссе на колесах, по местности на гусеницах. Для первого опыта взяли легковой автомобиль Wolseley и дополнительно снабдили его гусеничным движителем – эта машина получила название Wolseley-Vickers wheel-cum-track car или Vickers Reconnaissance Car. (Рис.1)

 

Рис.1 - Экспериментальный колесно-гусеничный автомобиль Wolseley-Vickers wheel-cum-track car, 1926г.

 

Опытная машина с колесной формулой 4х2 и гусеничным шасси поступила на испытания в 1926 году. Никакого бронирования на ней не было, но задел для работы по колесно-гусеничной боевой машине был сделан огромный. Схема смены хода была достаточно проста. Колеса автомобильных мостов с подвеской на листовых рессорах жёстко закреплялись на своих местах, а поднималась и опускалась только гусеничная часть. Применительно на один борт она состояла из четырех тележек с двумя опорными катками каждая, жёстко крепившихся к нижней части продольной стальной балки, к верхней стороне которой устанавливались кронштейны для крепления поддерживающих роликов. Именно эта балка поднимала и опускала опорные элементы ходовой части. Ведущие колеса зубового зацепления – заднего расположения, направляющие колеса находились спереди.

В 1927 году проводилась очередная Колониальная Конференция, на которой присутствовали губернаторы всех ключевых колоний Британской Империи. Создателям Wolseley-Vickers wheel-cum-track car удалось устроить показ свой машины столь представительному собранию. Первоначальный эффект от демонстрации Wolseley-Vickers car оказался многообещающим. Прототип вызвал большой интерес в качестве штабной машины. Совмещение высокой скорости при повышенной проходимости по пересеченной местности казались несомненными достоинствами. Однако нашлось и несколько серьёзных недостатков. Прежде всего, машина проходила испытания в комфортных условиях британского полигона и неизвестно, как она повела бы себя в тропическом климате. Большие сомнения вызывал при этом ресурс гусеничных цепей. Но самой главной проблемой стала технологическая сложность как в производстве, так и в обслуживании колесно-гусеничного автомобиля.

Тогда специалисты фирмы Wolseley, при активном сотрудничестве с Vickers, решили создать полноценную боевую машину с комбинированной ходовой частью, причем классифицировалась она как «танк» - Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank (Рис.2).

 

Рис.2 - Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank, 1927г.

 

Масса машины составила 7,5 т. Бронирование всех элементов – 8 мм, Вооружение - три 7,71-мм пулемета Vickers. Экипаж – 4 чел.

Базой для танка послужил всё тот же прототип Wolseley-Vickers wheel-cum-track car образца 1926 года, но корпус был разработан полностью заново. Учитывая, что броня съест достаточно много массы, длину корпуса решили немного сократить в передней части, где устанавливался 120-сильный бензиновый 6-цилиндровый двигатель. Капот выполнялся полностью бронированным с двумя бортовыми овальными люками для доступа к силовой установке. Отделение управления и боевое отделение по традиции выполнили совмещенными. Водитель и его помощник располагались спереди и вели наблюдение за дорогой через два люка в лобовом листе корпуса. За ними находились места командира и пулеметчика. Поскольку машина вышла «слеповатой» на крыше корпуса сделали надстройку с двумя небольшими лючками, откидывавшимися вверх. Посадка в машину проводилась через большую дверь в кормовом бронелисте. Эвакуация могла проводиться через люки в бортах корпуса. На крыше боевого отделения устанавливалась полусферическая башня клёпаной конструкции. Вооружение бронемашины формально состояло из трех 7,71-мм пулеметов Vickers, но фактически на прототипе был установлен только один такой пулемет.

Испытания бронированного варианта Wolseley-Vickers были проведены также в 1927 году. Удалось установить, что при боевой массе 7500 кг машина способна развивать скорость до 40 км/ч на колесах и до 25 км/ч на гусеничном ходу. Весьма приемлемой оказалась подвижность, однако представители британской армии отнеслись к опытному образцу без должного внимания. Дело было не только в высокой технологической сложности Wolseley-Vickers по сравнению с обычными танками и бронеавтомобилями. Низкой оказалась защищенность подвески колесной части, периодически возникал перегрев наглухо закапотированного двигателя.

Прототип Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank был впоследствии разобран.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru