Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank
Wolseley-Vickers
wheel-cum-track Tank
Британия
Легкий по массе
колесно-гусеничный танк
масса |
7,5 т |
вооружение |
3 пулемета |
экипаж |
4 чел. |
мощность силовой установки |
120 л.с. |
проект |
1927г., Wolseley |
выпускался |
1927г., Wolseley 1 шт. опытный |
Основная
статья: Британское танкостроение 1919-1929гг.
С 1925г. специалисты Vickers
объединили усилия с инженерами автомобилестроительной фирмы Wolseley
(в то время Wolseley являлась дочерней компанией Vickers) в деле проработки темы колесно-гусеничного хода
для бронетехники. Принцип использования таких машин – по шоссе на колесах, по
местности на гусеницах. Для первого опыта взяли легковой автомобиль Wolseley и дополнительно снабдили его гусеничным движителем
– эта машина получила название Wolseley-Vickers wheel-cum-track car или Vickers Reconnaissance Car.
(Рис.1)
Рис.1 - Экспериментальный колесно-гусеничный
автомобиль Wolseley-Vickers wheel-cum-track car, 1926г.
Опытная машина с колесной формулой 4х2 и гусеничным шасси поступила на испытания в 1926 году. Никакого бронирования на ней не было, но задел для работы по колесно-гусеничной боевой машине был сделан огромный. Схема смены хода была достаточно проста. Колеса автомобильных мостов с подвеской на листовых рессорах жёстко закреплялись на своих местах, а поднималась и опускалась только гусеничная часть. Применительно на один борт она состояла из четырех тележек с двумя опорными катками каждая, жёстко крепившихся к нижней части продольной стальной балки, к верхней стороне которой устанавливались кронштейны для крепления поддерживающих роликов. Именно эта балка поднимала и опускала опорные элементы ходовой части. Ведущие колеса зубового зацепления – заднего расположения, направляющие колеса находились спереди.
В 1927 году проводилась очередная Колониальная Конференция, на которой присутствовали губернаторы всех ключевых колоний Британской Империи. Создателям Wolseley-Vickers wheel-cum-track car удалось устроить показ свой машины столь представительному собранию. Первоначальный эффект от демонстрации Wolseley-Vickers car оказался многообещающим. Прототип вызвал большой интерес в качестве штабной машины. Совмещение высокой скорости при повышенной проходимости по пересеченной местности казались несомненными достоинствами. Однако нашлось и несколько серьёзных недостатков. Прежде всего, машина проходила испытания в комфортных условиях британского полигона и неизвестно, как она повела бы себя в тропическом климате. Большие сомнения вызывал при этом ресурс гусеничных цепей. Но самой главной проблемой стала технологическая сложность как в производстве, так и в обслуживании колесно-гусеничного автомобиля.
Тогда специалисты фирмы Wolseley, при активном сотрудничестве с Vickers, решили создать полноценную боевую машину с комбинированной ходовой частью, причем классифицировалась она как «танк» - Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank (Рис.2).
Рис.2 - Wolseley-Vickers wheel-cum-track
Tank, 1927г.
Масса машины составила 7,5 т. Бронирование всех элементов – 8 мм, Вооружение - три 7,71-мм пулемета Vickers. Экипаж – 4 чел.
Базой для
танка послужил всё тот же прототип Wolseley-Vickers wheel-cum-track car образца
1926 года, но корпус был разработан полностью заново. Учитывая, что броня съест
достаточно много массы, длину корпуса решили немного сократить в передней
части, где устанавливался 120-сильный бензиновый 6-цилиндровый двигатель. Капот
выполнялся полностью бронированным с двумя бортовыми овальными люками для
доступа к силовой установке. Отделение управления и боевое отделение по
традиции выполнили совмещенными. Водитель и его помощник располагались спереди
и вели наблюдение за дорогой через два люка в лобовом листе корпуса. За ними
находились места командира и пулеметчика. Поскольку машина вышла «слеповатой»
на крыше корпуса сделали надстройку с двумя небольшими лючками, откидывавшимися
вверх. Посадка в машину проводилась через большую дверь в кормовом бронелисте. Эвакуация могла проводиться через люки в бортах
корпуса. На крыше боевого отделения устанавливалась полусферическая башня
клёпаной конструкции. Вооружение бронемашины формально состояло из трех 7,71-мм
пулеметов Vickers, но фактически на прототипе был
установлен только один такой пулемет.
Испытания бронированного варианта Wolseley-Vickers были проведены также в 1927 году. Удалось установить, что при боевой массе 7500 кг машина способна развивать скорость до 40 км/ч на колесах и до 25 км/ч на гусеничном ходу. Весьма приемлемой оказалась подвижность, однако представители британской армии отнеслись к опытному образцу без должного внимания. Дело было не только в высокой технологической сложности Wolseley-Vickers по сравнению с обычными танками и бронеавтомобилями. Низкой оказалась защищенность подвески колесной части, периодически возникал перегрев наглухо закапотированного двигателя.
Прототип Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank был впоследствии разобран.