Vickers Mk.E Type В
Vickers Mk.E
Type В
Британия
Легкий по массе пехотный танк
масса |
7,2 т |
вооружение |
47-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
80-92 л.с. |
проект |
1927г., Carden-Loyd |
выпускался |
1931-1936гг., Vickers 35 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1919-1929гг.
Потерпев фиаско с легким танком Light Tank А3Е1(Рис.1), специалисты «Виккерс» обратили внимание на опыты Джона Кардена и Вивиана Лойда со сверхлегкими танкетками (Рис.2).
Рис.1
- Light Tank
А3Е1.
Рис.2 - “Two-man machine No.1”, 1926г. Масса машины около 1400
кг.
В 1927г. Карден и Лойд предложили фирме «Виккерс» создать новый легкий танк для поддержки пехоты. Любопытно, что практически изначально разработчики ориентировались на экспортные поставки, полагая, что британские военные не заинтересуются машиной - War Office работал в условиях утвержденной концепции, не предусматривавшей наличия в войсках легких танков. Несомненно, что разработчики, среди которых главную роль играл Карден, использовали задел, полученный ими при проектировании танкеток.
Шасси будущего танка Vickers-Armstrong Mark E было изготовлено и прошло ходовые испытания в 1927 году. (Рис.2)
Рис.2 – Ходовые испытания шасси Vickers-Armstrong Mark E, 1927г.
Ходовая часть танка, на момент её появления, была весьма оригинальной конфигурации. В 1920-х для обеспечения плавности хода применяли многокатковую схему ходовой части. Однако с точки зрения технологичности и эксплуатационной надежности это решение было неудачным (некоторые употребляют термин: «кошмарно»). Карден и Лойд пошли другим путем, предложив следующую схему (применительно на один борт): - переднее ведущее колесо; - заднее направляющее колесо; - 8 опорных катков, блокированных попарно в 4 тележки, каждая пара тележек имела единый балансир с подвеской на листовых рессорах (Рис.3); - 4 поддерживающих ролика; - мелкозвенчатая гусеница из 102-103 стальных траков шириной 230 мм и шагом 229 мм.
Рис.3 – Конструкция основного узла ходовой, разработанная Д. Карденом.
Таким образом, баланс между ходовыми и эксплуатационными качествами удалось сохранить на приемлемом уровне. Схема считалась очень удачной и послужила базой для многих других танков.
Официальное заводское название танка звучало как Vickers-Armstrong 6-Ton tank, но для экспортных поставок применялось обозначение Vickers-Armstrong Mark E, сокращаемое теперь до Vickers Mk.E, или VAE, или Mk.E. Происхождение индекса "Е" не имеет однозначного толкования. В абсолютно большинстве источников указывается, что буква "Е" означала "Export". С другой стороны, согласно заводской кодификации, буква "Е" следует после буквы "D". Танку Vickers Mk.E не присваивался код официальной сквозной нумерации британских танков, принятой в 1924г.
Уже на
начальной фазе проектирования прогнозировалось, что в одном строю будут
использоваться несколько вариантов нового легкого танка: вариант чистильщика
окопов, вооруженного пулеметами, концепция которого была унаследована со времен
1-й мировой войны - Mk.E Type A; линейный вариант с
пушечно-пулеметным вооружением - Mk.E Type B,
и «танк-охотник» вариант с двумя 37-мм пушками – т.е. по сути, истребитель
танков - Mk.E Type C. В конструктивном отношении все типы танков Mk.E были практически идентичны.
Разберем вариант Mk.E Type В (Рис.4).
Рис.4 - Mk.E Type B, 1931г.
Масса Mk.E Type A – 7,2 т. Длина – 4560 мм, ширина – 2140 мм, высота - 2080 мм, клиренс – 380 мм. Бронирование: лоб корпуса (низ), борт корпуса, корма корпуса (низ), башня – 12,7 мм; лоб корпуса (верх), корма корпуса (верх) – 8 мм, лоб рубки, крыша, днище – 5 мм.
В передней части корпуса размещалась трансмиссия, занимавшая довольно внушительный отсек. Трансмиссия включала следующие компоненты: многодисковый главный фрикцион сухого трения; приводной вал; механическую коробку передач с 4 скоростями вперед и 1 скоростью заднего хода; бортовые фрикционы; ручной тормоз.
За трансмиссией, в средней части корпуса, устанавливалась характерная подбашенная коробка, ставшая отличительной чертой всех «6-тонных виккерсов». Коробка имела плоские лобовые листы, в верхнем из которых был сделан двухстворчатый люк со смотровой щелью для водителя, водитель располагался за трансмиссией с правой стороны машины. Коробка была развита назад и плавно переходила в бронировку моторного отсека, на верхнем заднем бронелисте которого крепился глушитель. На крыше коробки со смещением к левому борту устанавливалась цилиндрическая башня. Сверху башни имелся люк для посадки и высадки из танка. В башне устанавливалась вооружение Mk.E Type B 47-мм пушка QF2 (Рис.4) и 7,71-мм пулемет Vickers.
Рис.5 – Танковая установка 47-мм пушки QF2.
Боекомплект состоял из 49 выстрелов двух типов: осколочно-фугасные (массой 1,5 кг и начальной скоростью 302 м/с) и бронебойные (с начальной скоростью 488 м/с). Максимальная дальность стрельбы составляла 5600 метров, а скорострельность – до 12 выстрелов в минуту при наиболее благоприятных условиях. Бронебойный снаряд пробивал вертикально установленную бронеплиту толщиной до 30 мм на дистанции 500 метров, что делало Mk.E Type B очень опасным противником для любого серийного танка, за исключением разве что французского тяжелого 2C.
Экипаж 3 чел.
Заднюю часть корпуса занимал двигатель. На первом прототипе, кажется, устанавливался двигатель Dorman, на последующих машинах - 4-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley "Puma" рабочим объёмом 6667 см.куб. Это был «обрезанный» вариант 6-цилиндрового двигателя мощностью 250-265 л.с., разработанного компанией Siddeley-Deasy в 1917г., как авиационный мотор. (Рис.6)
Рис.6 – Авиационный двигатель Armstrong-Siddeley "Puma", разработан в 1917г.
Относительно мощности танкового варианта единого мнения в источниках нет. По всей видимости, в зависимости от года выпуска, разные серии этого двигателя могли развивать мощность 80, 87 или 92 л.с. Запас топлива составлял 182 литра. В процессе эксплуатации ранних моделей было выявлено недостаточное охлаждение двигателя, что приводило к многочисленным поломкам. Так, например, поляки в ходе испытаний демонстрационного образца Vickers Mk.E выявили, что бензиновый двигатель Armstrong-Siddeley мощностью в 90 л.с. с воздушным охлаждением на максимальной скорости в 37 км/ч через 10 минут перегревался, крейсерская скорость составляла 22–25 км/ч.
Британская армия не была заинтересована в приобретении танков легкого класса, таким образом, фирма Vickers широко предлагала танки типа Mk.E зарубежным потребителям.
20-го ноября 1930г. Греция заказала два танка Mk.E, один из них Mk.E Type B – заводской номер VAE 309. Греческий однобашенный вариант получил 7,92-мм пулемет, сохранив штатную 47-мм пушку QF2. Танк оснащался ларингофонами с двухлинейной системой внутренней связи. Обе машины (двухбашенная и однобашенная) долгое время выступали «костяком» бронетанковых сил Греции. В некоторых источниках указывается, что «виккерсы» приняли участие в кампании 1940-1941гг., но этот факт очень сомнителен. Есть также данные о том, что в 1939 году Греция собиралась приобрести ещё 14 танков Mk.E Type B, но этот заказ не был выполнен.
В 1932г. британцы продали один танк Mk.E Type B (вместе с одним Mk.E Type А) в Португалию, там он получил имя собственное “Republica”. (Рис.7)
Рис.7 - Mk.E Type B “Republica”.
Возможно, эта машина была придана португальским добровольцам, выступившим на помощь испанским франкистам в годы Гражданской войны 1936-1939гг. Вероятнее всего, оба португальских «виккерса» оставались на вооружении вплоть до прибытия британских танков "Valentine".
Королевство Сиам (ныне Таиланд) 16-го октября 1932 года подписало контракт на приобретение 10 танков Mk.E Type B – по другим сведениям, заказано было только два танка. Поставка была произведена в течение 1933 года. Эти танки в 1940-1941гг. применялись в войне с французами.
В декабре 1932 года в Боливию прибыли один Mk.E Type А и два Mk.E Type B (VAE 446 и VAE 447), на которых были установлены пулеметы Vickers Mk.I калибра 7,65-мм. В ходе второго штурма форта Нанава, начатого 4-го июля 1933 года, боливийцы задействовали все три танка. Один из Mk.E Type B был подбит вражеской (парагвайской) артиллерией. Танк получил попадание сначала из 75-мм пушки типа Krupp или Schneider M27, а потом из миномета, и был оставлен экипажем (один танкист был убит). Впоследствии парагвайцы взорвали машину. (Рис.8)
Рис.8 – Уничтоженный взрывом Mk.E Type B.
В ноябре 1933 года второй танк Mk.E Type B в ходе битвы при Кампо Виа также получил повреждения, но был оставлен экипажем из-за невыносимой жары и перегрева двигателя. Ценный трофей был захвачен кавалерийским полком "General San Martin", набранным из аргентинских добровольцев. Трофей парагвайцы отремонтировали и отправили в ангар. В январе 1937 году однобашенный танк, в рамках договора с республиканским правительством Испании через частного торговца оружием Торвальда Эриха, продали. Mk.E Type B прибыл в Испанию, говорят, через Таллинн. Указывается, что танк был включен в бригаду Васко-Пирениака (Vasco-Pirenaica), но что с ним случилось дальше – история умалчивает.
В 1934г. британцы поставили в Финляндию для
полевых испытаний Mk.E Type B (Рис.9) – по другим сведениям, образец
VAE 546 прибыл в Финляндию в 1933 году.
Рис.9 - Mk.E Type B на испытаниях в Финляндии, 1934г.
Машина тестировалась в 1934-1935гг.
Перед началом новой большой войны с Японией китайская армия усиленно
закупала танки за рубежом. Пишут, что контракт на приобретение 12 танков типа Mk.E Type B был подписан в марте 1934г. Всего же ими было приобретено
20 танков в трёх сериях. (Рис.10)
Рис.20 – Линейные Mk.E Type B для Китая.
Среди прибывших машин четыре танка Mk.E Type B ранней модификации получили радиостанции Marconi, для чего в башне выполнили кормовую нишу. (Рис.21).
Рис.21 – Командирские Vickers Mk.E Type B для Китая.
Первая партия танков Mk.E Type B прибыла в Китай, по одним данным, осенью 1934г., по другим - в 1935-м году, последняя партия поступила в октябре 1936г.
Уточненный график поставки пушечных танков Vickers Mk.E в Китай
12 линейных танков |
с 29 сентября по 13 ноября 1934г. |
4 линейных танка |
с 11 марта по 10 мая 1935г. |
4 радиофицированных танка |
21 октября 1936г. |
В
период с 13-го сентября по 9-е ноября 1937 года танки Vickers
Mk.E Type B активно использовали в боях с японцами
под Шанхаем, где в различных условиях потеряли половину техники. В 1941г. «виккерсы» закончили свою боевую карьеру в китайской армии, продолжив ее в качестве учебных машин. По состоянию на
май 1946г. в войсках Гоминьдана имелось 14 танков Vickers Mk.E.
По некоторым странам есть не вполне достоверная информация о предоставлении им танков Mk.E. Предположительно, один «виккерс» проходил ходовые испытания в Японии. Есть вероятность того, что Mk.E обеих типов демонстрировались представителям Аргентины, Нидерландов и Румынии.