Vickers Mk.E Type C

 

 

Vickers Mk.E Type C

Британия

Легкий по массе истребитель танков

масса

7,2 т

вооружение

2х37-мм орудия

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

80-92 л.с.

проект

1927г., Carden-Loyd

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1919-1929гг.

Новые конструкции

 

 

 

Потерпев фиаско с легким танком Light Tank А3Е1(Рис.1), специалисты «Виккерс» обратили внимание на опыты Джона Кардена и Вивиана Лойда со сверхлегкими танкетками (Рис.2).

 

Рис.1 - Light Tank А3Е1.

 

Рис.2 - “Two-man machine No.1”, 1926г. Масса машины около 1400 кг.

 

В 1927г. Карден и Лойд предложили фирме «Виккерс» создать новый легкий танк для поддержки пехоты. Любопытно, что практически изначально разработчики ориентировались на экспортные поставки, полагая, что британские военные не заинтересуются машиной - War Office работал в условиях утвержденной концепции, не предусматривавшей наличия в войсках легких танков. Несомненно, что разработчики, среди которых главную роль играл Карден, использовали задел, полученный ими при проектировании танкеток.

Шасси будущего танка Vickers-Armstrong Mark E было изготовлено и прошло ходовые испытания в 1927 году. (Рис.2)

 

Рис.2 – Ходовые испытания шасси Vickers-Armstrong Mark E, 1927г.

 

Ходовая часть танка, на момент её появления, была весьма оригинальной конфигурации. В 1920-х для обеспечения плавности хода применяли многокатковую схему ходовой части. Однако с точки зрения технологичности и эксплуатационной надежности это решение было неудачным (некоторые употребляют термин: «кошмарно»). Карден и Лойд пошли другим путем, предложив следующую схему (применительно на один борт): - переднее ведущее колесо; - заднее направляющее колесо; - 8 опорных катков, блокированных попарно в 4 тележки, каждая пара тележек имела единый балансир с подвеской на листовых рессорах (Рис.3); - 4 поддерживающих ролика; - мелкозвенчатая гусеница из 102-103 стальных траков шириной 230 мм и шагом 229 мм.

 

Рис.3 – Конструкция основного узла ходовой, разработанная Д. Карденом.

 

Таким образом, баланс между ходовыми и эксплуатационными качествами удалось сохранить на приемлемом уровне. Схема считалась очень удачной и послужила базой для многих других танков.

Официальное заводское название танка звучало как Vickers-Armstrong 6-Ton tank, но для экспортных поставок применялось обозначение Vickers-Armstrong Mark E, сокращаемое теперь до Vickers Mk.E, или VAE, или Mk.E. Происхождение индекса "Е" не имеет однозначного толкования. В абсолютно большинстве источников указывается, что буква "Е" означала "Export". С другой стороны, согласно заводской кодификации, буква "Е" следует после буквы "D". Танку Vickers Mk.E не присваивался код официальной сквозной нумерации британских танков, принятой в 1924г.

Уже на начальной фазе проектирования прогнозировалось, что в одном строю будут использоваться несколько вариантов нового легкого танка: вариант чистильщика окопов, вооруженного пулеметами, концепция которого была унаследована со времен 1-й мировой войны - Mk.E Type A; линейный вариант с пушечно-пулеметным вооружением - Mk.E Type B, и «танк-охотник» вариант с двумя 37-мм пушками – т.е. по сути, истребитель танков - Mk.E Type C.  В конструктивном отношении все типы танков Mk.E были практически идентичны.

Вариант танка Vickers Mk.E в виде истребителя танков или «танка-охотника» с двумя 37-мм пушками в корпусе - Mark E Alternative A (Mk.E Type C) остался только в проекте – мол, более подробная оценка показала, что при предложенной компоновке установка 37-мм пушек в передней и задней стенке подбашенной коробки, сделает не очень просторный боевой отсек еще более тесным – другими словами, объем внутреннего пространства корпуса танка не позволял размещение двух 37-мм орудий в передней и задней стенке подбашенной коробки. Правда, некоторые считают, что проект предполагал размещение 37-мм орудий в двух разных башнях – т. е., в двухбашенном танке вместо пулеметов должны были появиться 37-мм пушки. Полагают также, что проекта «танка-охотника» вовсе не существовало – в пользу этого мнения выступает отсутствие каких-либо документальных подтверждений проекта (чертежи и т.п.) и утверждение, что британцы не использовали на танках 37-мм орудия.

В 1937г. в Италии появился танк Carro di rottura 10T, который создавался с оглядкой на некоторые решения Vickers Mk.E. В этом танке в подбашенной коробке, похожей на развитую подбашенную коробку Mk.E, устанавливалось 37-мм орудие Vickers-Terni L/40. Возможно, приблизительно так мог смотреться вариант Mk.E Type C. (Рис.4)

 

Рис.4 – Вверху Carro di rottura 10T, внизу – отредактированный Carro di rottura 10T без башни с 37-мм пушкой в подбашенной коробке – фантазия на тему того, как приблизительно мог бы смотреться вариант Mk.E Type C.

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru