Vickers Mk.E Type A
Vickers Mk.E Type A
Британия
Легкий по массе пехотный танк
масса |
7,2 т |
вооружение |
2 пулемета |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
80-92 л.с. |
проект |
1927г., Carden-Loyd |
выпускался |
1928-1932гг., Vickers 61 шт. (включая 5 демонстрационных) |
Основная статья: Британское танкостроение 1919-1929гг.
Потерпев фиаско с легким танком Light Tank А3Е1(Рис.1), специалисты «Виккерс» обратили внимание на опыты Джона Кардена и Вивиана Лойда со сверхлегкими танкетками (Рис.2).
Рис.1
- Light Tank
А3Е1.
Рис.2 - “Two-man machine No.1”, 1926г. Масса машины около 1400
кг.
В 1927г. Карден и Лойд предложили фирме «Виккерс» создать новый легкий танк для поддержки пехоты. Любопытно, что практически изначально разработчики ориентировались на экспортные поставки, полагая, что британские военные не заинтересуются машиной - War Office работал в условиях утвержденной концепции, не предусматривавшей наличия в войсках легких танков. Несомненно, что разработчики, среди которых главную роль играл Карден, использовали задел, полученный ими при проектировании танкеток.
Шасси будущего танка Vickers-Armstrong Mark E было изготовлено и прошло ходовые испытания в 1927 году. (Рис.2)
Рис.2 – Ходовые испытания шасси Vickers-Armstrong Mark E, 1927г.
Ходовая часть танка, на момент её появления, была весьма оригинальной конфигурации. В 1920-х для обеспечения плавности хода применяли многокатковую схему ходовой части. Однако с точки зрения технологичности и эксплуатационной надежности это решение было неудачным (некоторые употребляют термин: «кошмарно»). Карден и Лойд пошли другим путем, предложив следующую схему (применительно на один борт): - переднее ведущее колесо; - заднее направляющее колесо; - 8 опорных катков, блокированных попарно в 4 тележки, каждая пара тележек имела единый балансир с подвеской на листовых рессорах (Рис.3); - 4 поддерживающих ролика; - мелкозвенчатая гусеница из 102-103 стальных траков шириной 230 мм и шагом 229 мм.
Рис.3 – Конструкция основного узла ходовой, разработанная Д. Карденом.
Таким образом, баланс между ходовыми и эксплуатационными качествами удалось сохранить на приемлемом уровне. Схема считалась очень удачной и послужила базой для многих других танков.
Официальное заводское название танка звучало как Vickers-Armstrong 6-Ton tank, но для экспортных поставок применялось обозначение Vickers-Armstrong Mark E, сокращаемое теперь до Vickers Mk.E, или VAE, или Mk.E. Происхождение индекса "Е" не имеет однозначного толкования. В абсолютно большинстве источников указывается, что буква "Е" означала "Export". С другой стороны, согласно заводской кодификации, буква "Е" следует после буквы "D". Танку Vickers Mk.E не присваивался код официальной сквозной нумерации британских танков, принятой в 1924г.
Уже на
начальной фазе проектирования прогнозировалось, что в одном строю будут
использоваться несколько вариантов нового легкого танка: вариант чистильщика
окопов, вооруженного пулеметами, концепция которого была унаследована со времен
1-й мировой войны - Mk.E Type A; линейный вариант с
пушечно-пулеметным вооружением - Mk.E Type B,
и «танк-охотник» вариант с двумя 37-мм пушками – т.е. по сути, истребитель
танков - Mk.E Type C. В конструктивном отношении все типы танков Mk.E были практически идентичны.
Разберем вариант Mk.E
Type A (Рис.4).
Рис.4 - Проекции
и компоновка Mk.E Type A.
Масса Mk.E Type A – 7,2 т. Длина – 4560 мм, ширина – 2140 мм, высота - 2080 мм, клиренс – 380 мм. Бронирование: лоб корпуса (низ), борт корпуса, корма корпуса (низ), башня – 12,7 мм; лоб корпуса (верх), корма корпуса (верх) – 8 мм, лоб рубки, крыша, днище – 5 мм.
В передней части корпуса размещалась трансмиссия, занимавшая довольно внушительный отсек. Трансмиссия включала следующие компоненты: многодисковый главный фрикцион сухого трения; приводной вал; механическую коробку передач с 4 скоростями вперед и 1 скоростью заднего хода; бортовые фрикционы; ручной тормоз.
За трансмиссией, в средней части корпуса, устанавливалась характерная подбашенная коробка, ставшая отличительной чертой всех «6-тонных виккерсов». Коробка имела плоские лобовые листы, в верхнем из которых был сделан двухстворчатый люк со смотровой щелью для водителя, водитель располагался за трансмиссией с правой стороны машины. Коробка была развита назад и плавно переходила в бронировку моторного отсека, на верхнем заднем бронелисте которого крепился глушитель. На крыше коробки поперечно устанавливались две одинаковые по форме цилиндрические башни с небольшой нишей для пулемета, смещенной на правую сторону. Сверху каждой башни имелся люк для посадки и высадки из танка. В правой башне находилось место командира, в левой – второго пулеметчика. Вооружение - два 7,71-мм пулемета Vickers в отдельных башнях. Боекомплект – 6000 патронов.
Заднюю часть корпуса занимал двигатель. На первом прототипе, кажется, устанавливался двигатель Dorman, на последующих машинах - 4-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley "Puma" рабочим объёмом 6667 см.куб. Это был «обрезанный» вариант 6-цилиндрового двигателя мощностью 250-265 л.с., разработанного компанией Siddeley-Deasy в 1917г., как авиационный мотор. (Рис.5)
Рис.5 – Авиационный двигатель Armstrong-Siddeley "Puma", разработан в 1917г.
Относительно мощности танкового варианта единого мнения в источниках нет. По всей видимости, в зависимости от года выпуска, разные серии этого двигателя могли развивать мощность 80, 87 или 92 л.с. Запас топлива составлял 182 литра. В процессе эксплуатации ранних моделей было выявлено недостаточное охлаждение двигателя, что приводило к многочисленным поломкам. Так, например, поляки в ходе испытаний демонстрационного образца Vickers Mk.E выявили, что бензиновый двигатель Armstrong-Siddeley мощностью в 90 л.с. с воздушным охлаждением на максимальной скорости в 37 км/ч через 10 минут перегревался, крейсерская скорость составляла 22–25 км/ч.
Относительно испытаний первого прототипа Vickers-Armstrong Mark E, проведенных в 1928 году (- или в 1927г.?) на полигоне в Вуле подробных сведений найти не удалось. Тем не менее, известно, что новый легкий танк показал вполне приемлемые ходовые качества, а по бронированию и вооружению он не уступал другим «легким», создававшимся по военным контрактам (A3E1 и D3E1/D3E2). В отчете британской оценочной комиссии было указано примерно то же, но танк для британской армии принят не был. Формальной причиной отказа послужила якобы недостаточно надежная конструкция ходовой части. На самом деле, в бюджете War Office не предусматривалось количественное расширение бронетанковых сил, а тип легкого танка не считался приоритетным. Таким образом, фирма Vickers осталась наедине со своим лёгким танком, теперь окончательно перешедшим в категорию «только на экспорт», для этих целей было построено 4 демонстрационных машины (одна без вооружения) и два шасси. (Рис.6)
Рис.6 – Машины Mk.E Type A для демонстрационных целей, 1931г.
Демонстрационные модели отправляли в
несколько стран, но затем они возвращались на родину.
Польша 1930г., 1 шт. Mk.E Type A – танк прибыл в Польшу. Пишут, что поляки были знакомы с шасси Mk.E с января 1927г., а в августе 1927г. даже приняли решение о приобретении 30 еще не существовавших тогда танков, но затем на время отложили свое решение. Демонстрационная машина Mk.E Type A прошла полный цикл войсковых испытаний и совершила 600-км пробег до Львова в сентябре 1930г. В демонстрации принимал участие Вивиан Лойд. Танк произвел благоприятное впечатление, машина показала среднюю скорость 22-25 км/ч, но вместе с тем было отмечено недостаточно сильное бронирование, постоянный перегрев двигателя и теснота в боевом отделении, контракт на поставку серии танков был подписан в мае 1931 года.
США 1931г., 1 шт. Mk.E Type A – танк немедленно поступил на Абердинский полигон (Рис.7).
Рис.7 – Демонстрационный танк, доставленный в США.
Американцев интересовало не столько дальнейшее приобретение этих машин, сколько подробное ознакомление с их конструкцией – после испытаний танк отправился на родину, а американские инженеры из арсенала в Рок-Айленде и фирмы Cunningham сразу же приступили к проектированию собственного танка, взяв за основу схему шасси «виккерса».
Италия 1932г., 1 шт. Mk.E Type A – танк испытывался с особой тщательностью в условиях труднопроходимой горной местности и оставил очень положительное впечатление, тем не менее, итальянцы подписывать контракт на приобретение партии Mk.E не стали, правда, отдельные конструктивные решения, например, по ходовой части или корпусу ими были заимствованы.
На одном из
тестовых Mk.E Type A в 1933г. или в 1935г. в качестве
эксперимента установили систему Штраусслера для
преодоления окопов. Предложенный изобретателем механизм включал две
«ноги», которые крепились на V-образных стойках в передней и задней части
корпуса. В походном положении они были сложены и фиксировались на корпусе, а в
случае необходимости перейти ров или траншею «ноги» раскладывались. При этом,
танк уже должен был свеситься над препятствием на расстояние, достаточным для
того, чтобы передняя «нога» достала до его противоположного края.
Соответственно, когда обе «ноги» находили точку опоры, механизм как бы
переносил танк через ров. Штраусслер особо
подчеркивал, что если центр тяжести машины будет несбалансированным, то будет
велика возможность её опрокидывания или переворота. (Рис.8)
Рис.8 - Mk.E Type A с системой Штраусслера для преодоления рвов.
Серийные танки Mk.E Type A, поставлявшиеся на экспорт, получили модернизированный корпус. Поскольку внутри подбашенной коробки было достаточно тесно, в её передней части появилась небольшая рубка для водителя с двухстворчатым люком и смотровой щелью. Массивная бронировка моторного отсека была демонтирована, а вместо неё устанавливалась небольшая бронированная коробка. Глушитель теперь крепился на кормовом листе корпуса. Конструкция башен не изменилась. Схема бронирования была следующей: лоб корпуса – 13 мм, борта и корма корпуса – 10 мм, башни – 10 мм, крыша и днище – по 5 мм.
Первый контракт на поставку танков Mk.E Type А – 15 шт. - случился 28-го мая 1930 года. Покупателем выступил СССР - в СССР эти машины окрестили В-26. СССР приобрел также лицензию на производство танков Vickers Mk.E своими силами – лицензионные машины назывались Т-26.
Первые танки Vickers Mk.E для СССР были построены в 1930г. (Рис.9)
Рис.9 – Первый Mk.E Type A для СССР, 1930г.
Первая партия из 4-х машин В-26 прибыла в конце 1930 года, а последние – в начале 1932г. Танки В-26 поступали в распоряжение «специальной комиссии по новым танкам». Задачей этой комиссии была оценка и отбор боевых машин, пригодных для принятия на вооружение РККА. В течение января 1931 года три «виккерса» (четвертый был отправлен на завод для ознакомления) прошли испытания в условиях русской зимы недалеко от Москвы. В отчете, который 11-го января представил инженер С. Гинзбург, отмечалось, что «виккерсы» имеют простую и надежную конструкцию корпуса, ходовой части и трансмиссии. Вместе с тем, двигатель не заводился при температуре ниже -7°С и имел ряд отрицательных качеств, включая невозможность форсирования обычными методами и ограниченный доступ для обслуживания. Были также отмечены недостаточная толщина бронирования и плохая обзорность со всех рабочих мест экипажа.
Поскольку в СССР в то время остро стоял вопрос об организации крупносерийного производства танков, то казалось, что В-26 есть походящий тип. На демонстрационном показе 8-11 января 1931 года британские танки произвели положительное впечатление на высший командный состав РККА. Окончательное решение о принятии на вооружение «6-тонного танка Виккерс типа В-26» было принято 13-го февраля 1931 года. Однако родные «виккерсы» в строевые части не поступали, а направлялись на предприятия для ознакомления или использовались для испытаний. По меньшей мере, на одной машине испытывались башни советского производства, копируемые с британского образца. А в августе 1931г. еще один танк В-26 обстреляли на полигоне. Вот описание этого момента (Михаил Свирин «Броня крепка. История советского танка 1919-1937»): «В ходе исследований отдельные детали корпуса подвергались обстрелу простой остроконечной пулей и бронебойной пулей типа АУ-30 из винтовки и пулемета «максим» с дистанции около 50 метров. Простой же остроконечной пулей обстрел велся в основном по заклепочным соединениям. Всего из винтовки было выпущено 85 простых и 30 бронебойных пуль, а из пулемета – 250 простых и 130 бронебойных. При обстреле простыми пулями в швах было выбито 3 заклепки, а также 9 заклепок оказались со срезанными и 10 – с поврежденными головками. Кроме того, 6 заклепок были расшатаны, но на боеспособность танка все это никак не повлияло. Некоторые листы корпуса после их снятия с каркаса танка были подвергнуты дополнительному усиленному обстрелу и исследованию химического состава и микроструктуры по сравнению с такими же листами Ижорского завода. В частности, отмечалось, что 13(12,7)-мм и 10(9,8)-мм броневые листы, из которых изготавливались башни и передний лист подбашенной коробки «Виккерса», были изготовлены из «цементованной брони очень хорошего качества» (по спецификации фирмы «Виккерс» – S.t.a. Plat), 5-мм листы крыши и дна были выполнены, напротив, из гомогенной брони «весьма посредственного качества выделки».
После начала
производства советского аналога - танка Т-26, к танкам В-26 практический
интерес был потерян. До 1938г. сохранившиеся и некомплектные танки В-26
содержались на складах, но ещё до начала ВОВ их отправили на слом.
Помимо СССР Mk.E Type A покупали и другие страны.
Греция 1930г., 1 шт. (заводской номер VAE 308) - по требованию заказчика двухбашенный танк оснащался пулеметами Vickers калибра 7,92-мм, которые были стандартизированы в греческой армии, в установках типа Gimbal, танк оснащался ларингофоном с двухлинейной системой внутренней связи; в некоторых источниках указывается, что «виккерс» принял участие в кампании 1940-1941 гг., но этот факт очень сомнителен.
Польша. В мае 1931 года. польская сторона выразила желание приобрести танки Mk.E Type A. Для подписания контракта в Польшу прибыла делегация в составе полковника Патрик О'Брайен де Ласи и подполковника Владислав Лиро. Речь шла о покупке 38 готовых танков, запчастей к ним на 18500 фунтов стерлингов и лицензии на последующий выпуск машин в Польше. Пишут также, что помимо готовых танков закупалось 12 машин в разобранном виде – вероятно, чтобы в процессе сборки получить определённый опыт. План поставок готовой продукции предусматривал прибытие первых 8 машин (V.A.E.408-V.A.E.415) с 1 апреля по 28-го июня 1932 года; 13 машин (V.A.E.416-V.A.E.428) – с 1 июня по 12-го декабря 1932 года; 17 штук (V.A.E.429-V.A.E.445) – с 1 августа 1932г. по 11-е февраля 1933 года. (Рис.10)
Рис.10 –
Танки польской серии в сборочном цеху Vickers в Ньюкасле, июнь 1932г.
Что касается
12-ти машинокомплектов, то многие авторы считают, что они не были поставлены в
Польшу.
По прибытии в Польшу заказанных танков оказалось, что их броня имеет более низкую стойкость, чем было указано в технических характеристиках. Согласно польским требованиям, на дистанции 350 метров броня должна была держать пулю пулемета Vickers калибра 12,7 мм. Однако 13-мм лобовые бронеплиты в ходе испытаний были пробиты огнём крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта с расстояния в 350 метров. ПТП (предел тыльной прочности) составил 722 м/с, ПСП (предел сквозного пробития) для башни Vickers Mk.E составил 790 м/с, в то время как начальная скорость пули пулемета составляла 840-860 м/с. Кроме того, соединения листов на башне были непрочными и при попадании снарядов броня раскалывалась. (Рис.11)
Рис.11 – Испытания обстрелом башни танка Vickers Mk.E.
Скандал удалось уладить снижением стоимости танков – с первоначальных 3800 фунтов до 3165 фунтов за машину.
Машины Mk.E Type A доставлялись в Польшу, вроде бы, без вооружения. Вооружение должно было размещаться в двух башнях, под него в передней части башен имелся небольшой выступ. На крыше башни находился аварийный люк. Кроме того, в командирской башне (справа) имелся небольшой люк, через который командир подавал флажками сигналы другим машинам. Согласно польской спецификации, пулеметные танки должны были вооружаться 7,92-мм пулеметами Hotchkiss wz.25 – по другой версии, на танки ставились станковые пулеметы польского производства Ckm wz.25, которые являлись польскими вариантами французского пулемета Hotchkiss Mle.1914 под 7,92-мм патрон Mauser. Под данный пулемет пришлось разработать новые установки, в связи с чем башни имели такой забавный «рогатый» вид – «рог» представлял собой патронный бронированный ящик, в котором находился боекомплект к пулемету. (Рис.12, Рис.13)
Рис.12 - Mk.E Type А для Польши, видимо,
на испытаниях, вооружения в башнях еще нет.
Рис.13 - Mk.E Type А для Польши с 7,92-мм пулеметами Hotchkiss wz.35.
Впрочем, конструкция пулеметной установки была выполнена с таким расчетом, чтобы можно было установить и 7,92-мм пулеметы Hotchkiss wz.35, и 7,92-мм пулеметы Browning wz.30 или Maxim wz.08.
В Польше двухбашенные Mk.E Type А получили разные варианты вооружения. В декабре 1931 года Патрик О'Брайен де Ласи утвердил доработку 14 танков. В правой пулеметной башне ставился 13,2-мм пулемет Hotchkiss wz.30. (боезапас 720 патронов), а в левой башне пулемет Browning wz.30. Пишут, что с таким вариантом вооружения было получено 16 машин. (Рис.14)
Рис.14 – Mk.E с 13,2-мм пулеметом Hotchkiss в правой башне и 7,92-мм пулеметом Browning wz.30 в левой башне, 1936г.
16 машин, кажется, в конце 1933г. были перевооружены двумя 7,92-мм пулеметами Browning wz.30 в бронированных кожухах. (Рис.15)
Рис.15 – Похоже, что этот танк с пулеметами Browning wz.30.
Не более 6 танков получили один 7,92-мм пулемет Hotchkiss wz.25 в левой башне и одну 37-мм пушка Puteaux SA18 в правой башне – по другим сведениям, это был только проект, в реальности такой переделки не последовало. Однако встречается документ, подтверждающий версию о существовании подобного варианта. (Рис.16)
Рис.16 – Польские двухбашенные Vickers Mk.E с пушкой Puteaux SA18 в правой башне.
Еще одна машина имела один 7,92-мм пулемет Browning wz.30 в левой башне и одну 37-мм пушка Puteaux SA18 в правой башне. Про последнюю машину пишут, что это: «опытный вариант». И, наконец, якобы, 5 танков сохранили по два 7,92-мм пулемета Hotchkiss wz.25 или Ckm wz.25. Если сложить всю эту арифметику, то получиться: 16 танков с 13,2-мм пулеметом Hotchkiss wz.30. в правой башне, в левой - пулемет Browning wz.30; 16 машин с 7,92-мм пулеметами Browning wz.30 в обеих башнях; 6 танков с 7,92-мм пулеметом Hotchkiss wz.25 в левой башне и 37-мм пушкой Puteaux SA18 в правой башне; «опытный вариант» с 7,92-мм пулеметом Browning wz.30 в левой башне и 37-мм пушкой Puteaux SA18 в правой башне; 5 танков с двумя 7,92-мм пулеметами Hotchkiss wz.25 или Ckm wz.25. Итого – 44 танка, что выходит за рамки контракта. Скорее всего, после всех изменений с вооружением в двух башнях польский парк танков Mk.E Type В выглядел так: 16 танков с 13,2-мм пулеметом Hotchkiss wz.30. в правой башне, в левой - пулемет Browning wz.30; 16 машин с 7,92-мм пулеметами Browning wz.30 в обеих башнях; 6 танков с 7,92-мм пулеметом Hotchkiss wz.25 в левой башне и 37-мм пушкой Puteaux SA18 в правой башне, в число последних 6-ти входил и «опытный вариант». Источники, впрочем, утверждают, что со временем (с 1934г. по 1936г.) все пулеметные танки перевооружили на пулеметы Ckm wz.30 - польской версии станкового пулемета Browning M1917. (Рис.17)
Рис.17 – Финальный вариант вооружения польских пулеметных танков Vickers Mk.E.
Впрочем, многообразие вооружения не могло исправить фундаментальную проблему двухбашенных танков Vickers Mk.E. Из-за близкого расположения друг к другу, каждая башня не могла совершить полный оборот. (Рис.18)
Рис.18 – Максимальной поворот башни на двухбашенном Vickers Mk.E. На фото танк в конфигурации с дополнительным воздухозаборником.
В середине 1934г. после 1200-км пробега двух танков, доказавших эксплуатационную надежность, британские Vickers Mk.E официально поступили на вооружение польской армии.
В 1934г. 22 двухбашенные машины были переделаны поляками в однобашенные пушечные танки, для чего в Британии были закуплены 22 башни с 47-мм пушкой и спаренным 7,92-мм пулемётом. Башни прибыли в Польшу в марте 1934г. и до конца года их установили на танки. (Рис.19)
Рис.19 – Бывшие двухбашенные машины, теперь с одной башней.
В 1936г. в Польше случилась еще одна
глобальная модернизация танков Vickers Mk.E.
Поскольку на фирме Vickers не предприняли мер для решения проблемы с охлаждением двигателя, польские инженеры уже в 1932-1933г. взялись за модернизацию прибывших Mk.E. Для улучшения охлаждения двигателя встречным воздушным потоком над моторным отделением монтировался бронированный кожух, который с левого борта переходил в воздухозаборники с лобовой решеткой – некоторые источники пишут, что такое решение предложила фирма Vickers (-?), а реализовали его поляки. Таким способом модернизировались как Mk.E Type А с двумя башнями, так и танки получившие одну башню. (Рис.20, Рис.21)
Рис.20 – Польские двухбашенные Mk.E Type А с воздухозаборниками. На нижнем снимке отлично видна работа подвески ходовой части.
Вид на
воздухозаборник сзади.
Рис.21 – Польские Mk.E Type А с одной башней и воздухозаборником.
После модернизации британские танки получили обозначение VAU-33 ("Vickers-Armstrong-Ursus" или "Vickers-Armstrong Ulepszony”, ulepszony - улучшенный).
Иногда встречается, что некоторое количество танков Mk.E в Польше могло эксплуатироваться в первозданном виде т.е. без воздухозаборников.
Указывают, что танки Mk.E британской постройки с 1937г. были приданы тренировочному центру (CWBrPanc) в Модлине. Осенью 1938г. некоторые из них участвовали в оккупации части Чехословакии. (Рис.22)
Рис.22 – Модифицированный двухбашенный виккерс в чехословацком Тешине.
Пишут, что к началу 1939г. практически все эти танки оказались в нерабочем состоянии, но 24 или 32 танка этого типа, вроде бы, участвовали в начале WWII – часть машин была уничтожена в боях, часть досталась немцам, последние отправили их в переплавку. (Рис.23)
Рис.23 –
Трофеи вермахта.
Португалия 1932г., 1 шт. - Mk.E Type А был закуплен для оценочных испытаний, получил собственное название "Portugal" (Рис.24).
Рис.24 – Танк "Portugal".
Машина имела стандартный однотонный камуфляж, рисунок трубы и номер "5" на башне, обозначавшей номер соединения - Batalhão de Caçadores no.5. Есть версия, согласно которой он мог использоваться в Испании против республиканцев.
Боливия 1932г., 1 шт. - Mk.E Type А (VAE 532) (Рис.25).
Рис.25 – Боливийский Mk.E Type А, 1933г.
Танк пошел в бой 27-го декабря 1932 года в 7 км от населенного пункта Сааведра. Танк должен был поддержать атаку 4-й пехотной дивизии, но как таковой поддержки не получилось, оказалось, что при работающем двигателе и раскаленном от жары корпусе температура внутри боевого отделения поднималась до 60°С, и экипаж оставил свою машину, так не добравшись до позиций противника (парагвайцев). В августе 1933 года танк успешно прикрывал пехоту в ходе парагвайской контратаки. Последний бой пулеметный «виккерс» принял 15-го ноября 1933 года возле Алихуаты – получив несколько попаданий бронебойными пулями в корпус, экипаж принял решение бросить танк, оставив его противнику практически целым. Трофей (Рис.26) был тщательно изучен и отремонтирован, но в состав парагвайской армии не вошел - причиной тому стало полное отсутствие подготовленных кадров, поэтому Mk.E Type A некоторое время являлся экспонатом Мемориала войны, а затем стал памятником у Военной Школы в Асунсьоне.
Рис.26 - Танк Mk.E Type А, захваченный парагвайцами, 10 декабря 1933г.
В 1994 году, в знак примирения между Боливией и Парагваем, танк был передан боливийской стороне и теперь находится в экспозиции Военно-исторического музея в Ла-Пасе.
Боливийский опыт использования Vickers Mk.E в 1932-1933гг. имел интересные последствия в Германии. Боливийцы для обучения личного состава привлекли немецких инструкторов - майоров Вильгельма Брандта (Wilhelm "Wim" Brandt) и Ахима фон Криса (Achim R. von Kries). Причем они оба не являлись специалистами по бронетехнике – Брандт был известен как специалист по камуфляжу, а Крис имел некоторые технические навыки. Кроме того, командиром одной из танкеток был назначен австриец Вальтер Кон (Walter Kohn). Немецкий инструктор Брандт, вернувшийся после войны в Германию, поделился приобретенным опытом на страницах журнала "Beihefte zum Militar-Wochenblatt". По его мнению, система охлаждения двигателя танка Mk.E не выдерживала никакой критики (что было действительно так), броня была слабой, прицелы неудовлетворительны, а гусеницы оказались неприспособленными для действий в сложившихся условиях. Единственный положительный отзыв был только о системе подвески. В словах немецкого инструктора было много замечаний по существу, что, видимо, определило отношение германской «танковой общественности» к английской новинке.
На Vikipedi (Turk Silahli Kuvvetlerinde zirhli birlikler) указывается, что турки каким-то образом приобрели 16 танков Mk.E Type А, которые, предположительно, прибыли в 1935 году. Сообщается также, что эти машины были оснащены одним 12,7-мм и одним 7,62-мм пулеметами и служили до 1940 года. Более близкое знакомство с фотографиями показывает, что это были всё-таки советские танки Т-26 двухбашенной модели образца 1931-1932 гг. (Рис.27)
Рис.27 – Советский Т-26 обр.1931г. в роли английского Vickers Mk.E в Турции.