Vickers Medium Tank Mk.II//Mk.II*

 

 

Вариант Vickers Medium Tank Mk.II

Вариант Vickers Medium Tank Mk.II*

Vickers Medium Tank Mk.II//Mk.II*

Британия

Средний танк

масса

13,1 т

вооружение

Vickers Medium Tank Mk.II

 

Vickers Medium Tank Mk.II*

 

 

47-мм орудие

5 пулеметов

47-мм орудие

3 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

90 л.с.

проект

1923-1924гг., Vickers

выпускался

1924-1927гг., Vickers, ROF Woolwich

98 шт.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1919-1929гг.

Новые конструкции

 

     В 1923г. на фирме Vickers разработали проект среднего типа танка с принципиально новой компоновкой и ходовой частью - Vickers Medium Mk.I. Главным отличием машин типа Vickers Medium являлось переднее размещение двигателя, при этом трансмиссия находилась в корме. (Рис.1)

 

Рис.1 – Проекции Vickers Medium Mk.I, 1923г.

1 - 47-мм пушка; 2 - люк подачи боеприпасов; 3 - цилиндрическая башня; 4 - скос крыши башни; 5 - бортовой люк входа и выхода из танка; 6 - ведущее колесо; 7 - тележка подвески; 8 - направляющее колесо; 9 - смотровая башенка водителя; 10 - передний башенный пулемёт; 11 -глушитель; 12 - командирская башенка; 13 - жалюзи; 14 - боковой корпусной пулемёт; 15 - спаренный пулемёт; 16 - амбразура башни; 17 - кормовой башенный пулемёт; 18 - выходной кормовой люк.

 

     Машина имела массу 11,25 т. Длина – 5330 мм (указывают также 6550 мм), ширина – 2780 мм, высота – 2820 мм. Бронирование: лоб корпуса – 6,35 мм, борт корпуса – 6,35 мм, корма корпуса – 6,35 мм, башня – 6,35 мм, крыша, днище – 6,35 мм. Вооружение – одна 47-мм (1,85-дм) пушка QF 3 pounder Vickers Mk.I (L32), три 7-мм пулемета Hotchkiss и два 7,71-мм пулемета Vickers. На танке устанавливался карбюраторный 8-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Armstrong-Siddley, мощностью 90 л.с., располагавшийся слева от водителя. Интересно, что двигатель снабжался двумя карбюраторами «Хобсон». (Рис.1а)

 

Рис.1а – Двигатель Armstrong-Siddley, мощностью 90 л.с.

 

Пишут, что уже в 1923г. начали прорабатывать обновленный вариант Vickers Medium. Первоначально новый вариант танка именовался как Light Tank Mk.II, а в 1924г. проект переименовали в Vickers Medium Tank Mk.II. (Рис.2)

 

Рис.2 – Вариант Vickers Medium Mk.II.

 

Корпус танка модели Mk.II отличался от предшественника видоизмененной передней частью, но, как и ранее имел в своей основе металлический каркас. Было разработано более просторное моторно-трансмиссионное отделение, что привело к уменьшению наклона лобовых бронелистов и переносу рубки водителя на крышу надстройки корпуса. Углы склонения орудия от этого не ухудшились, зато обзор с места водителя заметно улучшился. Кроме того, для улучшения охлаждения по обоим бортам были добавлены дополнительные радиаторные решетки с бронированными жалюзи, помимо дополнительных жалюзи в передней части корпуса остался приземистый цилиндрический «стакан», защищавший входное отверстие вентилятора. По левому борту был упразднен передний боковой люк. Размещение мест экипажа, состоявшего из 5 человек, осталось прежним. Спереди-справа размещался водитель, за ним, в боевом отделении, находились командир танка, заряжающий/наводчик и два пулеметчика. Бортовые шаровые пулеметные установки были сохранены. Главным улучшением стало усиление бронирования корпуса до 8 мм.

     Первая серийная модификация танка Mk.II оснащалась стандартной башней с бронированием вертикальных поверхностей толщиной 6,35 мм, причем (по неуточненным данным) толщина лобовой части башни была доведена до 12 мм. Ближе к кормовой части башни располагалось два небольших люка, которые можно было использовать как для загрузки боекомплекта, так и для эвакуации экипажа. В крыше башни были сделаны вырезы под люк командира и перископический прибор наблюдения. (Рис.3)

 

 

 

Рис.3 – Интерьеры среднего «Виккерса».

 

    Машина получила новую пушку – вместо ОQF 3-pdr Mk.I (47 мм) с длиной ствола 32 калибра на Vickers разработали модификацию OQF 3-pdr Mk.II с увеличенной до 40 калибра длиной ствола, углы вертикального наведения в пределах от -7° до +16°. Новое орудие было способно поражать броню толщиной 26 мм на дистанции 500 метров, толщиной 30 мм - на дистанции 300 метров, а броню толщиной 20 мм пробивала с 1000 (914) м. К орудию прилагались только бронебойные снаряды. Пулеметное вооружение не претерпело изменений: четыре 7-мм пулемета Hotchkiss (один под зенитные цели) и два 7,71-мм пулемета Vickers.

Доработки также коснулись, хотя и не в значительной мере, ходовой части. Несмотря на то, что общее число катков нижнего ряда (опорных и независимых) осталось прежним (катки имели резиной бандаж), изменилось их расположение. Применительно на один борт было сохранено 5 опорных тележек с двумя опорными катками каждая. По одному независимому катку устанавливалось, как спереди, так и сзади тележек. Направляющие колёса и механизм натяжения находились в передней части, ведущие колёса с венцами цевочного зацепления – сзади. Гусеница крупнозвенчатая с металлическими одногребневыми траками шириной 330 мм. Первоначально ставились траки No.9 link track. Верхнюю гусеничную ветвь поддерживало по 4 верхних колеса с каждого борта. Ходовая прикрывалась характерным откидным экраном.

На танке устанавливался бензиновый 8-цилиндровый двигатель Vickers-Armstrong мощностью 90 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения. Трансмиссия включала 4-ступенчатую планетарную коробку передач и новую систему сцепления Раккама, снабженной примитивным сервоприводом.

Первый серийный танк появился, вроде бы, в 1924г. (Рис.4)

 

Вероятно, один из первых Vickers Medium Mk.II, под фото уникальная подпись: “Tank Light MII”.

          

Рис.5 - Vickers Medium Mk.II.

 

Пишут, что масса танка Vickers Medium Mk.II подросла до 13,1 т (иногда указывается масса 13,5 т или 12,5 т). Длина Vickers Medium Mk.II – 5183 мм, ширина – 2762 мм, высота – 2730 мм (также показывают высоту 2680 мм). Вооружение - одна 47-мм пушка QF 3 pounder Vickers (боекомплект – 111 выстрелов) и шесть пулеметов (один под зенитные цели). Экипаж – 5 чел. Бронирование – лоб корпуса, борт, корма корпуса – 8 мм, лоб башни 12 мм (- спорный пункт), борт башни 6,35 мм, крыша, днище 6,35 мм.

Из некоторых источников можно понять, что на танке Т.136 в экспериментальном порядке пушка устанавливалась на креплении, способном задавать орудию большие углы возвышения – похоже, до 45°. (Рис.6)

 

Рис.6 – Танк Т.136.

 

По сравнению с ранними модификациями Mk.I обновленный вариант среднего танка получился несколько резвее. По различным источникам максимальная скорость Medium Mk.II составляла от 13 до 18 миль в час, что в метрической системе составляло 21-29 км/ч. Дальность хода оценивалась в 192-220 км. Остальные ходовые качества остались на прежнем уровне – угол подъема 45°, высота стенки 1,20 м, ширина рва 2 м. В целом считалось, что Medium Mk.II вполне соответствуют текущим требованиям, хотя было очевидно, что машины с толщиной брони в 8 мм могут быть выведены из строя даже крупнокалиберными пулеметами.

В 1924г. был заключен контракт на выпуск 58 машин. Стоимость одной машины составляла 8500 фунтов стерлингов. Заказ на их производство был разделён между двумя производителями. Танки с WD-номерами T.61–T.95 (35 шт.) изготовлялись силами Королевского Арсенала в Вулвиче (ROF Woolwich). Фирме Vickers досталась меньшая часть контракта машины с WD-номерами с T.96 по T.118 (23 шт.). Но затем, как пишут, общий объём первой партии Medium Tank Mk.II был расширен до 96 машин (с T.61 по T.156). В 1925г. последовал заказ на 19 танков типа Vickers Medium Mk.II12 машин должен был выпустить ROF Woolwich и 7 Vickers. Один из 7-ми танков (Т.198), построенных на Vickers, был, видимо, радиофицирован в 1928г. и числился командирским - Medium Mark II* Command Tank или Brigade Command Tank. (Рис.7)

 

Рис.7 – Вероятно, тот самый радиофицированный Т.198.

 

 В 1926г. было заказано еще 25 танков типа Vickers Medium Mk.II (17 ROF Woolwich и 8 Vickers). При этом для возможных дальнейших серий Medium Tank Mk.II был выделен дополнительный интервал WD-номеров с T.192 по T.224, а также с T.363 по T.365. Как будто, последний заказ был исполнен в 1927г. Таким образом, могло быть построено 102 шасси Medium Tank Mk.II, однако в линейном варианте могло быть получено 96 или 98 танков.

Вроде бы, уже с 1926г. танки Vickers Medium Mk.II начали модернизировать до уровня Medium Tank Mk.II*. На танках меняли траки No.9 link track на No.3 link track, убирали из башни пулемёты Hotchkiss – танки теперь имели один спаренный пулемет с пушкой и два бортовых пулемета, это были британские пулеметы 7,71-мм Vickes K (Рис.8), ставшие затем стандартными для всех крейсерских и средних танков. (Рис.9)

 

Рис.8 – Пулемет Vickes Class K.

 

Рис.9 - Танк Mk.II* - хорошо видно, что пулеметы в задней полусфере башни отсутствуют.

 

На башнях Mk.II* стал появляться небольшой командирский купол (“Bishops's Mitre”), сдвинутый к задней части башни, такой же как на Mk.IА*. (Рис.10)

 

 

 

   

  

Рис.10 - Vickers Medium Tank Mk.II*.

 

Не исключено, что башня каталась по погону на шести роликах, однако прямо об этом не пишут.

В литературе пишут, что до уровня Mk.II* могли довести (в том числе из базовой модели Mk.II) 50, или 56 шт. Видимо, некоторое незначительное число от этого количества (возможно, три машины) превратили в вариант CS. В 1928г. для службы в Египте пять танков Vickers Medium Mk.II оснастили асбестовыми плитами.

В войска машины Vickers Medium Mk.II начали поступать с 1925г. (Рис.11)

 

Рис.11 – Транспортировка Vickers Medium Mk.II на ученьях.

 

Служба средних танков Vickers Medium в метрополии оказалась спокойной. Правда, в 1926г. в период Всеобщей Стачки, проводившейся с 4 по 13 мая, в Лондоне показался отряд танков Vickers Medium Mk.II. (Рис.12)

 

Рис.12 – Танки Vickers Medium Mk.II в Лондоне, 1926г.

 

С 1926г. по 1938г. эти машины стреляли только на полигоне, а затем ещё несколько лет использовались для обучения танковых экипажей и технического персонала. (Рис.13)

 

Рис.13 – Танки Vickers Medium Mk.II в войсках и на маневрах.

 

Средние «Виккерсы» являлись основой ТК вплоть до 1938г. Машина получилась неприхотливой, вполне комфортной для работы экипажа и долговечной. Во время эксплуатации в войсках внешний вид танков постепенно менялся. К концу карьеры танки получили массивные кожухи на фары, предназначенные для ночного вождения.

Летом 1940г. остававшиеся на хранении танки типа Vickers Medium Mk.II призвали для обороны Британии – как правило, их устанавливали в качестве бронированных огневых точек около населенных пунктов и на развилках дорог, однако их содействие территориальной армии так и не понадобилось.

Более активно проходила служба Vickers Medium Mk.II в колониях, где в течение 1920-1930гг. ситуация была весьма неспокойной. В частности, периодически вспыхивали бунты в Индии, Египте и Палестине, причем на Ближнем Востоке дело напрямую доходило до использования бронетехники этого типа.

     Машины на базе Vickers Medium Mk.II.

На базе серийного Vickers Medium Mk.II (Т.363) в 1926г. была предпринята попытка сделать танк-мостоукладчик. Эта экспериментальная модификация была названа Medium II Bridgecarrier (также встречается название 18 Foot Bridge Carrier). С танка демонтировалась башня и вооружение, а вместо него устанавливалась мостовая конструкция Bateman Assault Bridge. Впрочем, судя по имеющимся фотографиям, в течение 1927-1928гг. также испытывались другие типы мостов. (Рис.14)

 

Рис.14 – Обычно, это изображение идентифицируют, как Medium II Bridgecarrier, однако это противоречит описанию «с танка демонтировалась башня и вооружение, а вместо него устанавливалась мостовая конструкция».

 

Точное количество переоборудованных танков не установлено.

В конце 1920-х на базе Vickers Medium Mk.II разрабатывали специализированную командирскую машину. Первая из них - Medium II Box Tank (вероятно, она же называлась Medium Mark II* Command Tank или Brigade Command Tank) - появилась в 1928г. или в 1931г. (Рис.15)

 

Рис.15 - Medium II Box Tank, 1928г.

На нижнем снимке с машиной знакомятся, вероятно, французы.

 

     Вместо башни поставили большую бронированную рубку, в которой размещался экипаж, две радиостанции (коротковолновая и длинноволновая) и оборудовалось место для мобильного штаба. Вооружение командирского танка состояло из одного 7,71-мм пулемета, установленного в лобовом листе бронекоробки.

    Как будто, данная машина была получена из ранее радиофицированного танка T.198. Одни авторы пишут, что подобная машина существовала в единственном экземпляре и использовалась сначала командиром одного из танковых батальонов, а затем бригадным командиром. (Рис.16)

 

Рис.16 – Командирский танк вместе с радиофицированными танками Vickers Medium Mk.II поздних модификаций.

 

Другие указывают, что военные заказали еще одну командирскую машину типа Medium II Box Tank. Танк с WD-номером T.236 был изготовлен с нуля с шасси, соответствующим модификации Medium Tank Mk.II*. Упоминается, что именно на этой машине впервые были опробованы массивные кожухи на фары, предназначенные для ночного вождения. Позже предполагалось сдать еще 4 таких танка, с WD-номерами T.349–T.352, но, кажется, этого сделано не было.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru