Vickers Medium Tank Mk.I
Vickers Medium Tank Mk.I
Британия
Средний танк
масса |
11,25 т |
вооружение |
47-мм орудие 5 пулеметов |
экипаж |
5 чел. |
мощность силовой установки |
90 л.с. |
проект |
1922-1923гг., Vickers |
выпускался |
1923-1924гг., Vickers,
ROF Woolwich 24 шт. |
Основная статья: Британское танкостроение 1919-1929гг.
С 1918/19г. в круг производителей и
разработчиков британской танковой и гусеничной техники вошла известная
оружейная компания Vickers Ltd.
В сентябре 1918г. Vickers Ltd. в лице своей дочки Vickers Ltd. Wolseley взяла заказ на строительство
опытных танков Mk D. В 1919г. Vickers Ltd. приобретает компанию
Metropolitan Railway Carriage,
занимавшуюся производством железнодорожной техники и танков Mark V,
переименовывая её в Metropolitan Carriage Wagon and Finance Company. В
1920-1922гг. специалисты Vickers
(Рис.1) разрабатывали легкий тип танка Vickers Light Tank 1921.
Рис.1 –
Руководящий состав Vickers, Sheffield. Слева – направо: Sir George Thomas Buckham (1863-1928гг.), Sam
Robinson and Colonel E.A.P. Hobday. Курировал работы главный
конструктор Vickers сэр Джордж Томас Бакхем,
главный конструктор Vickers, новые разработки
оформлялись на Бакхема, а также на сэра Артура Тревора Доусона, который являлся управляющим директором
компании с 1906 года.
Силуэты, вырезанные
из бумаги, 1923г. National Portrait
Gallery, London.
В 1922г. War Office 1922г. выдвинул требования к артиллерийскому трактору нового типа. Согласно техническому заданию, трактор должен был не только буксировать орудие с боекомплектом, но и перевозить в транспортном отделении артиллерийский расчет. Фирма Vickers и здесь не осталась в стороне. В марте 1922г. специалисты Vickers начали проектные работы по теме машины, получившей обозначение 18-pdr Transporter, а в ноябре 1922г. эту платформу передали на испытания в Фарнборо. (Рис.2)
Рис.2
– Новое шасси Vickers. Машина разрабатывалась с тем расчетом, что
внутрь можно было закатить 18-фунтовое орудие.
Новая база радикально отличалась своей ходовой частью. В то время лучшее, что предлагалось инженерами – это рессорная подвеска, в основном полужёсткого типа, с большим числом опорных катков. Инженеры Vickers сделали систему из двухкатковых тележек, которые крепились к вертикальным свечам, имевшим пружинную подвеску. Такая подвеска имела достаточно большой ход, что обеспечивало относительно плавное движение не только по дорогам, но и по пересеченной местности. (Рис.3)
Рис.3 – Подвеска, реализованная на18-pdr Transporter.
Для транспортёра были разработаны новые траки, получившие обозначение No.9 link track. В качестве силовой установки использовался 80-сильный мотор Wolseley. Двигатель 18-pdr Transporter располагался впереди, а трансмиссия сзади. Первые же испытания показали, насколько прогрессивной оказалась конструкция транспортёра – практически сразу (в декабре 1922г.) компания Vickers получила заказ на разработку нового танка с использованием базы 18-pdr Transporter.
Техническое задание предусматривало создание танка массой около 12 тонн, вооруженного 47-мм пушкой и бронированием, способным выдерживать обстрел из крупнокалиберных пуль – 6,5 мм. Скорость машины оценивалась в 24 км/ч, но 18-pdr Transporter на испытаниях показал максимальную скорость 32 км/ч, и требования по скорости скорректировали к значению 32 км/ч. Экипаж должен был состоять из 5 человек.
Первоначально танк отнесли к легкому типу, и проект получил обозначение Vickers Infantry Tank No.1, но позже этот тип стали трактовать как средний танк и в 1924г. проект получил обозначение Vickers Medium Tank Mk.I, согласно сквозной индексации А2Е1.
Планировалось, что в ближайшие годы такой танк станет основой сил Танкового Корпуса, поэтому требование по бронированию выглядит несколько странным, ведь не исключалось, что танк, который является основой Танкового корпуса может привлекаться и к прорыву укрепленных полос обороны противника, где можно ожидать наличие артиллерии.
В 1923г. проект новой машины был готов. (Рис.4)
Рис.4 – Проекции Vickers Medium Mk.I, 1923г.
1
- 47-мм пушка; 2 - люк подачи боеприпасов; 3 - цилиндрическая башня; 4 - скос
крыши башни; 5 - бортовой люк входа и выхода из танка; 6 - ведущее колесо; 7 -
тележка подвески; 8 - направляющее колесо; 9 - смотровая башенка водителя; 10 -
передний башенный пулемёт; 11 -глушитель; 12 - командирская башенка; 13 -
жалюзи; 14 - боковой корпусной пулемёт; 15 - спаренный пулемёт; 16 - амбразура
башни; 17 - кормовой башенный пулемёт; 18 - выходной кормовой люк.
Спереди слева находился двигатель машины,
справа – место водителя, затем следовало боевое отделение с башней (здесь
находилось 4 члена экипажа) и в корме размещалась трансмиссия. (Рис.5)
Рис.5
– Внутренняя компоновка танка Vickers Medium.
На схеме представлена модификация Mk IA.
Коробкообразный корпус танка (Рис.6) собирался из катаных бронелистов толщиной 6,5 мм при помощи клёпки, бортовые и задняя панели были вертикальными.
Рис.6 – Рама корпуса.
Рис.7 – Вид на кормовую дверьVickers Medium Mk.I (башня без вооружения повернута назад).
Обычно пишут, что башня была трехместной, но далее следует уточнение, что в башне находились наводчик орудия, а справа от него командир, который выполнял функции пулеметчика и заряжающего орудия. Башня танка была оригинальной конструкции: она имела цилиндрическую форму, но крыша получила два скоса по бортам – башня Vickers Medium напоминала увеличенную в размерах башню БА Rolls-Royce, но большую по диаметру – 1,8 м. Башня каталась по погону на трёх больших роликах, установленных с внешней стороны. Вращение башни осуществлялось механическими устройствами. На крыше башни имелся люк. Бронирование считалось достаточным в 6,35 мм. Такая защита спасала экипаж и агрегаты танка только от мелкокалиберных пуль, и была совершенно не эффективна против огня даже легкой артиллерии или бронебойных патронов. Внутри боевого отделения под башней сделали подиум для удобства членов экипажа, находившихся в башне.
Вооружение танка состояло из спаренной установки 47-мм пушки QF 3-pdr Mk.I с длиной ствола 32 калибра (можно встретить, что на прототипе стояла пушка QF 3-pdr Mk.I с длиной ствола 50 калибров) и 7-мм пулемета Hotchkiss в башне. (Рис.8)
Рис.8 – Спаренная установка пушки и пулемета.
Орудие Ordnance QF 3-pounder (47 mm) (Рис.9) обеспечивало скорострельность 20 выстрелов в минуту.
Рис.9 – Орудие Ordnance QF 3-pounder (47 mm).
Орудие могло вести огонь как бронебойными снарядами, так и гранаты, но в танковый боекомплект включались только бронебойные выстрелы (50 шт.), поскольку, по мнению британских военных, пушка танка предназначалась для борьбы преимущественно с бронированными целями. Унитарные бронебойные снаряды APHE содержали 1,65 кг тротилового эквивалента. Бронебойный снаряд пушки имел начальную скорость 525 м/с и на дистанции 450 м пробивал 25-мм броню, а на 100 м (при 0°) – 47 мм.
Кроме того, в башне могло устанавливаться еще 2 пулемета Hotchkiss по периметру башни в задней ее полусфере и один пулемет мог использоваться в качестве зенитного. В бортах корпуса находилось еще 2 7,71-мм пулемета Vickers. По мнению британских специалистов, размещение пулеметов по бортам корпуса было оптимальным решением с точки зрения выполнения задачи ведения огня по зачистки траншей от живой силы противника. Танк занимал позицию поперек траншеи и бортовые пулеметы могли вести огонь внутри траншеи по обе стороны от танка. (Рис.10)
Рис.10 - Вид на один из пулеметов в корпуса, в кадре по центру часть подбашенного подиума.
Таким образом, на вооружении танка имелось одно 47-мм орудие, три 7-мм пулемета Hotchkiss и два 7,71-мм пулемета Vickers. Представляется, что бортовые пулеметы в корпусе назначались для очистки окопов от живой силы противника в положении, когда танк вставал поперек над траншеей.
Для наблюдения за окружающей обстановкой использовались смотровые щели. В распоряжении командира танка находилась перископическая командирская панорама. Над местом водителя монтировался специальный бронеколпак цилиндрической формы.
На танке устанавливался карбюраторный 8-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Armstrong-Siddley, мощностью 90 л.с., располагавшийся слева от водителя. Интересно, что двигатель снабжался двумя карбюраторами «Хобсон». (Рис.11)
Рис.11 – Двигатель Armstrong-Siddley, мощностью 90 л.с.
Трансмиссия находилась в кормовой части машины, крутящий момент к ней передавал двойной карданный вал, шедший под днищем. Трансмиссия включала 4-скоростную КПП (четыре передачи вперед, одна назад), планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые передачи, многодисковое сцепление без синхронизаторов.
Ходовая часть танка была многоколесной. Она состояла из 10 опорных катков, сблокированных по два в 5 тележек, 2 независимых катков, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Траки No.9 link track.
В 1923г. проводились испытания опытных образцов (- или одного образца?) новой машины, в ходе которых танк Mk.I показал сопоставимые с Mk.V ходовые характеристики, при несколько лучшей маневренности. (Рис.12)
Рис.12 – Испытания прототипа (-?) Vickers Medium Mk.I.
Машина имела массу 11,25 т. Длина – 5330 мм (указывают также 6550 мм), ширина – 2780 мм, высота – 2820 мм. Бронирование: лоб корпуса – 6,35 мм, борт корпуса – 6,35 мм, корма корпуса – 6,35 мм, башня – 6,35 мм, крыша, днище – 6,35 мм. Вооружение – одна 47-мм (1,85-дм) пушка QF 3 pounder Vickers Mk.I (L32), три 7-мм пулемета Hotchkiss и два 7,71-мм пулемета Vickers. В боекомплекте 3-фунтовой пушки имелись только бронебойные снаряды, осколочно-фугасные снаряды отсутствовали, британцы полагали, что «для пехоты хватит пулемётов». Экипаж – 5 чел. – пишут, что командир танка впервые был отстранен от обязанностей наводчика орудия и занимался только собственно управлением танка, но, представляется, что это не так. Размещение мест экипажа выглядело следующим образом: спереди-справа в узкой кабине за наклонной бронеплитой на сиденье размещался водитель, за ним, в боевом отделении, находились (не имели сидений): командира танка, заряжающего (артиллериста) и двух пулеметчиков. По другой версии, в башне находились наводчик и командир, который выполнял функции заряжающего и вел огонь из пулеметов.
Машина преодолевала ров шириной 2 м и брала вертикальные стенки высотой 70 см. Максимальная скорость нового танка составила 15 миль в час (24 км/ч), а запас хода приближался к 190 км – в некоторых источниках указывают запас хода в 200 миль (322 км). На основании этого был сделан вывод, что танк пригоден к серийному производству. (Рис.13)
Рис.13 – Эпизоды испытаний новой машины.
Однако, по мнению генерал-майора Н.В. Данкана (N.W.Dunkan), принимавшего участие в приёмке танков Mk.I и следивших за их эксплуатацией, некоторые технические решения оказались на уровне машин Первой мировой войны. Вертикальное положение бортовых и задней деталей броневого корпуса, пожалуй, ухудшало их пулестойкость, при этом толщина этих элементов составляла всего 6,35 мм. При движении танка к шуму двигателя прибавлялся ещё и треск переключаемых передач, в сумме создававших впечатление, что трансмиссия вот-вот развалится. Отмечалось весьма опасное расположение топливных баков в передней части корпуса (-??). Подача топлива самотеком и вовсе выглядела анахронизмом (-?). Скоро выяснилось, что текущий расход и утечка масла слишком велики, поэтому серийные танки оснащались уже 13,5-галонным баком для масла. Неудовлетворительным оказался обзор с места водителя, чтобы не угодить в неприятность ему часто приходилось высовываться из танка через люк. Остальные члены экипажа, не имевшие сидений, свободно болтались во внутреннем пространстве танка, постоянно получая травмы о выступающие детали и стенки. Для стрельбы из бортовых пулеметов пулеметчикам приходилось вести стрельбу скорчившись, сидя на полу.
Вроде бы, в 1923г. был заключен контракт
на производство 27 серийных машин Vickers Medium Tank Mk.I – 13
танков следовало построить на мощностях фирмы Vickers, номера Т.15-Т.27; 14 машин изготавливали на
Королевском Арсенале в Вулвиче (ROF Woolwich), номера машин Т.1-Т.14. Все машины также получали
регистрационные номера, например, танк Т.7 имел регистрационный номер МЕ9923. В
литературе иногда фигурирует число 30 или 24 относительно выпущенных танков Vickers Medium Mk.I. Судя по заказанному объему танков, это была, по сути,
предсерийная установочная партия. Пишут, что первые серийные машины Vickers Medium Mk.I появились уже в 1923г. (Рис.14)
Рис.14 – Высокая комиссия военного министерства знакомится с новым типом.
Три машины первой серии (T.7, T.14 и T.17) получили (возможно, не сразу) двигатели Ricardo C1. Установка нового мотора повлекла переделку лобового листа корпуса. (Рис.15)
Рис.15 – На верхнем снимке Medium Tank
Mk.I со штатным двигателем Armstrong-Siddley и обычной формой корпуса; внизу
танк с серийным номером T.7, на который был установлен двигатель Ricardo C1. При сравнении обеих машин видно, как отличается
передняя часть корпуса. На фото оба танка
имеют гусеницы конструкции 1925г.
Двигатель Ricardo CI показал себя более удачным решением, но ограниченный бюджет не позволил внедрить данную силовую установку.
Позже на танках ввели бронированный футляр для фар. (Рис.16)
Рис.16 – Vickers Medium Mk I с бронированными футлярами для фар.
В 1924 году танк Vickers Medium Tank Mk.I был принят на вооружение ТК. В основном их распределили по испытательным центрам, но в опытном порядке они попали и в войска. Началась интенсивная эксплуатация, главной задачей которой было выявление недостатков и их устранение уже в следующей партии.
Одним из существенных недостатков стала конструкция траков. No.9 link track состояли из нескольких частей, которые крепились друг к другу на заклёпках. В ходе эксплуатации заклёпки часто вылетали, и траки выходили из строя.
Конструкция люка водителя оказалась опасной. В походных условиях люк полукруглой формы откидывался на петлях назад, благодаря чему водитель получал обзор вперёд и вправо. (Рис.17)
Рис.17 – Medium Tank Mk.I с поздними колпаками для фар – видно положение головы водителя и откинутого над ней люка.
Проблема заключалась в том, что люк при этом не фиксировался. На ровной местности неприятностей не возникало, но на неровностях в условиях бездорожья люк часто самопроизвольно захлопывался, при этом водитель мог получить травму головы - танковых шлемов у англичан в то время не было (танкисты щеголяли в беретах). (Рис.18)
Рис.18 – Позади головы водителя откинутый люк.
Башня оказалась тесновата для трех пулеметов – обычно танки ездили с одним пулеметом Hotchkiss, который ставился справа от пушки.
В 1926-1928гг. на базе Vickers Medium Mk.I экспериментировали с колесно-гусеничным ходом.
Пишут, что на маневрах 1927г. один Mk I оснастили радиостанцией, превратив в командирский танк (Рис.19).
Рис.19 - Mk I с радиоантенной.
Начавшаяся в войсках эксплуатация танков Vickers Medium Mk.I сразу выявила многочисленные технические проблемы, связанные, прежде всего, с ходовой частью. Пишут, что, помимо проблем с траками гусениц, на марше (Рис.20) часто выходили из строя опорные катки.
Рис.20 – Новые средние танки на марше.
Ремонт ходовой части в полевых условиях оказался очень нелегким делом, поэтому на всех Mk.I была произведена замена гусениц и опорных катков на аналогичные детали улучшенной конструкции.
Несмотря на техническое несовершенство, танки типа Vickers Medium Mk.I эксплуатировались до 1938г., некоторое количество их находилось на консервации вплоть до начала WWII. (Рис.21)
Рис.21
- Vickers Medium Mk.I на маневрах.
Также встречается, что в 1925г. «два средних танка» из Британии поставили в Южно-Африканский Союз. В тот момент доступными средними танками могли быть машины типа Vickers Medium Mk.I. По крайней мере, один из них мог быть в линейном исполнении, поскольку сохранившийся до наших дней танк в экспозиции Special Services Battalion Museum, что северо-западнее Блумфонтейн, как пишут, является версией CS (Vickers Medium Tank Mk.IА CS).