Vickers Medium Tank Mk.IА//Mk.IA*
Вариант Vickers Medium Tank Mk.IА
Вариант Vickers Medium Tank Mk.IA*
Vickers Medium Tank Mk.IА//Mk.IA*
Британия
Средний танк
масса |
11,7 т |
вооружение Vickers Medium Tank Mk.IА Vickers Medium Tank Mk.IA* |
47-мм орудие 5 пулеметов 3 пулемета |
экипаж |
5 чел. |
мощность силовой установки |
90 л.с. |
выпускался |
1924-1925г., Vickers, ROF Woolwich 28 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1919-1929гг.
В 1923г. на фирме Vickers разработали
проект среднего типа танка с принципиально новой компоновкой и ходовой частью - Vickers Medium Mk.I.
(Рис.1)
Рис.1 – Проекции Vickers Medium Mk.I, 1923г.
1
- 47-мм пушка; 2 - люк подачи боеприпасов; 3 - цилиндрическая башня; 4 - скос
крыши башни; 5 - бортовой люк входа и выхода из танка; 6 - ведущее колесо; 7 -
тележка подвески; 8 - направляющее колесо; 9 - смотровая башенка водителя; 10 -
передний башенный пулемёт; 11 -глушитель; 12 - командирская башенка; 13 -
жалюзи; 14 - боковой корпусной пулемёт; 15 - спаренный пулемёт; 16 - амбразура
башни; 17 - кормовой башенный пулемёт; 18 - выходной кормовой люк.
Машина имела массу 11,25 т. Длина – 5330 мм (указывают также 6550 мм), ширина – 2780 мм, высота – 2820 мм. Бронирование: лоб корпуса – 6,35 мм, борт корпуса – 6,35 мм, корма корпуса – 6,35 мм, башня – 6,35 мм, крыша, днище – 6,35 мм. Вооружение – одна 47-мм (1,85-дм) пушка QF 3 pounder Vickers Mk.I (L32), три 7-мм пулемета Hotchkiss и два 7,71-мм пулемета Vickers.
Главным отличием машин типа Vickers Medium являлось переднее размещение двигателя, при этом трансмиссия находилась в корме. На танке устанавливался карбюраторный 8-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Armstrong-Siddley, мощностью 90 л.с., располагавшийся слева от водителя. Интересно, что двигатель снабжался двумя карбюраторами «Хобсон». (Рис.2)
Рис.2 – Двигатель Armstrong-Siddley, мощностью 90 л.с.
Справа от мотора помещалось место
водителя, затем следовало боевое отделение с башней (здесь находилось 4 члена
экипажа) и в корме размещалась трансмиссия. (Рис.3)
Рис.3
– Внутренняя компоновка танка Vickers Medium Mk IA.
Обычно пишут, что башня была трехместной, но далее следует уточнение, что в башне находились наводчик орудия, а справа от него командир, который выполнял функции пулеметчика и заряжающего орудия. Башня танка была оригинальной конструкции: она имела цилиндрическую форму, но крыша получила два скоса по бортам – башня Vickers Medium напоминала увеличенную в размерах башню БА Rolls-Royce, но большую по диаметру – 1,8 м. Башня каталась по погону на трёх больших роликах, установленных с внешней стороны. Вращение башни осуществлялось механическими устройствами. На крыше башни имелся люк. Внутри боевого отделения под башней сделали подиум для удобства членов экипажа, находившихся в башне. В башне размещалось основное вооружение танка: 47-мм пушка Ordnance QF 3-pounder (47 mm) со спаренным 7-мм пулеметом Hotchkiss и еще два таких же пулемета в кормовых скосах башни. (Рис.4)
Рис.4 – Спаренная установка пушки и пулемета.
Пушка предназначалась для борьбы только с бронированными целями, в ее боекомплект входили исключительно бронебойные снаряды. Бронебойный снаряд пушки имел начальную скорость 525 м/с и на дистанции 450 м пробивал 25-мм броню, а на 100 м (при 0°) – 47 мм.
По бортам боевого отделения в корпусе устанавливалось два 7,71-мм пулемета Vickers. По мнению британских специалистов, размещение пулеметов по бортам корпуса было оптимальным решением с точки зрения выполнения задачи ведения огня по зачистки траншей от живой силы противника. Танк занимал позицию поперек траншеи и бортовые пулеметы могли вести огонь внутри траншеи по обе стороны от танка.
Запас бензина находился в двух топливных баках, располагавшихся в левом заднем углу боевого отделения (см. схему внутренней компоновки танка). При таком положении бензобаков для подачи топлива в мотор должен был существовать топливный насос, но в некоторых источниках сообщают, что топливные баки помещались спереди над двигателем, а горючее к двигателю поступало самотеком (-?). Упоминают также, что для смазки и охлаждения силовой установки был разработан 4-галлонный бак, в котором находился весь запас масла.
Выход из танка мог осуществляться из трёх люков, один из которых, кормовой, можно называть дверью из-за его размеров. (Рис.5)
Рис.5 – Вид на кормовую дверьVickers Medium Mk.I (башня без вооружения повернута назад).
Как упоминалось выше, новая база радикально отличалась своей ходовой частью. В то время лучшее, что предлагалось инженерами – это рессорная подвеска, в основном полужёсткого типа, с большим числом опорных катков. Инженеры Vickers сделали систему из двухкатковых тележек, которые крепились к вертикальным свечам, имевшим пружинную подвеску. Такая подвеска имела достаточно большой ход, что обеспечивало относительно плавное движение не только по дорогам, но и по пересеченной местности. (Рис.5)
Рис.5 – Подвеска танков типа Vickers Medium.
Ходовая часть танка состояла из 10 опорных катков, сблокированных по два в 5 тележек, 2 независимых катков, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Траки No.9 link track.
Планировалось, что в ближайшие годы новый средний танк станет основой сил Танкового Корпуса.
В
1925г. (некоторые указывают 1924г.) в серию пошла следующая модификация танка
Vickers Medium Mk.I, получившая обозначение Vickers Medium Tank Mk.IА. Контракт снова поделили между ROF Woolwich
и Vickers. Машины производства ROF Woolwich получили WD-номера T.28-T.43 - 16 шт, а танки постройки Vickers –
T.44-T.58 – 15 шт.; всего – 31 шт. Некоторые авторы насчитывают до 44 шт. или
до 50-ти построенных танков Vickers Medium Mk.IА. (Рис.6)
Рис.6 – Компоновка и эскиз Vickers Medium Tank Mk.IА.
Масса новой модификации подросла до 11,7 т, поскольку толщину лобовых элементов корпуса и башни увеличили до 8 мм. Наиболее выраженный внешний отличительный признак танков Vickers Medium Mk.IА от Vickers Medium Mk.I – появление в задней части башни скоса для установки зенитного пулемета. (Рис.7)
Рис.7 – Опрокидывание танка Vickers Medium Mk.IА – отлично виден скос в задней части башни со сферой (шаровой установкой) под пулемет.
Вторым внешним отличительным признаком выступает измененная конструкция
люка водителя, который теперь стал состоять из двух створок, распахивавшихся в
стороны. (Рис.8)
Рис.8
- Vickers Medium Mk.IА – хорошо видно, как распахнуты створки люка водителя.
Пишут, что были также улучшены или упрощены установки под башенные бортовые пулеметы Hotchkiss. Башня получила шесть роликов вместо трех. Для снижения травматизма экипажа стенки боевого отделения изнутри закрыли специальными подушками, набитыми конским волосом. В переднем нижнем листе корпуса появилось отверстие для пусковой рукоятки - запуск двигателя танка мог производится теперь и снаружи (ранее – только из отделения управления).
Для замены траков No.9 link были разработаны новые, получившие обозначение No.3 link track. Новая конструкция с характерным H-образным углублением на рабочей поверхности оказалась более удачной и задержалась на английских танках более чем на полтора десятка лет. Впрочем, появился новый трак на Medium Tank Mk.IA не сразу. Первые танки получили гусеницы из старых No.9 link track. (Рис.9)
Рис.9 - Medium Tank Mk.IA, серийный номер T.39, на танке траки No.9 link track.
Встречаются сведения, что в 1925г. две последние машины типа Medium Tank Mk.IА (Т.59 и Т.60) отправили в Индию. Из литературы можно понять, что в 1927г. обе машины Vickers Medium Mk.IА, прибывшие в Индию, по заказу колониального правительства под руководством лейтенанта Дж.Т.Крокера (J.T.Crocker) переделали в вариант Medium Female (Vickers Medium Mk.IA Female). Смысл изменений заключался в приведении вооружения танков к реальным потребностям индийского театра из арсенала вооружения танка исключили 47-мм пушку.
В скором времени (возможно, уже с 1925г.)
часть танков (пишут о 13 единицах) или все танки Mk.IA
(видимо, за искл. двух, отправленных в Индию) доработали до модификации Mk.IA* - по другим сведениям, машины Mk.IA* выпускались отдельной серией в 60 единиц. На танках Mk.IA* отказались от башенных пулеметов Hotchkiss, закрыв броневыми листами опустевшие шаровые
установки. (Рис.10)
Рис.10 – Интерьер Vickers
Medium Tank Mk.IA*.
Вместо них в башне появился пулемёт Vickers, спаренный с пушкой, для компенсации увеличившейся нагрузки в кормовой части башни был установлен свинцовый противовес.
С целью улучшить обзор за окружающей обстановкой на крыше башни появился небольшой командирский купол (“Bishops's Mitre”), сдвинутый к задней части башни, так как при выстреле откат ствола был слишком большим и оставалась опасность задеть танкиста отстрелянной гильзой. (Рис.11)
Рис.11 - Vickers Medium Tank Mk.IA* с командирским куполом.
На нижнем фото в задней части башни хорошо дополнительный свинцовый лист.
Также для командира ввели подвесное брезентовое сиденье.
Со временем, по меньшей мере, один танк Mk.IA* превратили в командирскую машину, снабдив
радиостанцией и антенной. (Рис.12)
Рис.12 – На переднем
плане радиофицированный Medium Tank Mk.IA* на учениях в Фарнборо, 1935 год.
Начавшаяся в войсках эксплуатация танков Vickers Medium Mk.I и Mk.IА/Mk.IA* сразу выявила многочисленные технические проблемы, связанные, прежде всего, с ходовой частью. Пишут, что, помимо проблем с траками гусениц, на марше часто выходили из строя опорные катки. (Рис.13)
Рис.13 – Новые средние танки на марше.
Ремонт ходовой части в полевых условиях оказался очень нелегким делом, поэтому на всех Mk.I и Mk.IA была произведена замена гусениц и опорных катков на аналогичные детали улучшенной конструкции.
Несмотря на техническое несовершенство, танки типа Vickers Medium Mk.I эксплуатировались до 1938г. (Рис.43), некоторое количество их находилось на консервации вплоть до начала WWII, а единичные машины этих типов даже пытались реанимировать для защиты метрополии в 1940г. (Рис.14, Рис.15)
На ученьях 1935г.
Рис.13 – Средние «Виккерсы»
первых моделей в войсках.
Рис.15 – Vickers Medium Mk.IА⃰ на обороне Йоркшира. Фото июнь 1940г.