Vickers Medium C//Vickers Medium D

 

 

Вариант Vickers Medium C

Вариант Vickers Medium D

Vickers Medium C//Vickers Medium D

Британия

Средний танк

масса

11,6 т

вооружение

57-мм орудие

4 пулемета

экипаж

6 чел.

мощность силовой установки

Vickers Medium C

Vickers Medium D

 

100-110 л.с.

170 л.с.

проект

1925г., Vickers

выпускался

Vickers Medium C

Vickers Medium D

1926-1927гг., Vickers

1 шт. опытный

1 шт. принят на вооружение в Ирландии.

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1919-1929гг.

Новые конструкции

 

В 1925г. на Vickers решили построить танк среднего класса с классической танковой компоновочной схемой – впереди отделение управления, далее боевое отделение с башней и на корме моторный отсек. Новую машину рассчитывали предложить как британской армии, так и на экспорт. Проектирование началось в 1925 году, машина получила обозначение Vickers Medium C (согласно сквозной индексации, А3).

     Базой для Vickers Medium C послужило шасси самоходной установки Birch Gun. Главным изменением шасси стал перенос двигателя из переднего положения на корму. (Рис.1).

 

Рис.1 - Vickers Medium C, проект 1925г.

 

Масса машины – 11,6 т. Длина – 5330 мм, ширина – 2540 мм, высота – 2380 мм. Бронирование: лоб, борт, корма корпуса, башня – 6,5 мм. Крыша, днище – 5 мм.

Конструкция корпуса танка была преимущественно клёпаной. Броневые листы толщиной от 5 до 6,5 мм крепились при помощи болтов, заклёпок и уголков на металлическом каркасе.

В носовой части корпуса размещалось отделение управление, где вдоль центральной оси танка устанавливалось место водителя и соответствующие приборы. Для ног водителя сделали специальный выступ в лобовой плите корпуса – похожее решение практиковалось на французских легких танках Renault FT. Этот выступ был обусловлен нехваткой места для размещения тяг и механизмов коробки передач. Справа от водителя, прямо в лобовом листе корпуса, расположили дверь, через которую экипаж мог проникнуть в танк.

Боевой отсек занимал всю центральную часть танка. Здесь размещался остальной экипаж и вооружение. По сравнению с Medium Mk.II суммарная мощностью огня несколько возросла. В двухместной башне, где размещался командир и заряжающий, в лобовом листе монтировалась 57-мм пушка (Рис.2, Рис.3), а в кормовой нише – один 7,71-мм пулемет Vickers.

 

Рис.2 – Установка 6-фунтового орудия в башне Vikcers Mk.C.

 

Рис.3 – 57-мм орудие, такого типа орудие монтировалось на Vickers Medium C.

 

Ещё два пулемета располагались по обоим бортам корпуса. Четвертый пулемет находился в лобовом листе корпуса со смещением влево и обслуживался водителем (по другой версии, для лобового пулемета имелся выделенный член экипажа). В общей сложности экипаж танка состоял из 6 человек: водителя, механика (-?), командира танка и трех пулеметчиков.

Бензиновый двигатель Sunbeam Amazon II мощностью 100-110 л.с. и жидкостным охлаждением располагался поперёк центральной оси танка в кормовой части корпуса. По бортам, вдоль надгусеничных полок, размещалось два топливных бака общей ёмкостью 320 литров. Благодаря этому мотору боевая машина получила неплохую удельную мощность – около 10 лошадиных сил на тонну.

Трансмиссия танка была механической, с надвижными шестернями, редуктором и коробкой переключения передач, которая обеспечивала 4 скорости вперед и 1 назад. КПП размещалась между мотором и механизмами управления. Управление поворотами танка осуществлялось при помощи бортовых фрикционов. Характерный выступ в носовой части корпуса был обусловлен нехваткой места для размещения тяг и механизмов коробки передач.

     Ходовая часть танка строилась на основе Birch Gun, но с некоторыми изменениями. Количество опорных катков составляло 13 - 12 катков блокировались в 6 тележек, один каток был непарным (на Birch Gun катки группировались в 5 тележек с пружинной амортизацией, плюс 3 катка с независимой подвеской). Каждая тележка имела индивидуальную амортизацию на пружинной рессоре. Количество поддерживающих роликов – 5 шт. Местоположение ведущих и направляющих колёс не изменилось. Открытые элементы подвески защищались бронированным фальшбортом.

Первый прототип танка Vickers Medium C был собран и подан на испытания в 1926 году. (Рис.4)

 

Рис.4 - Vickers Medium C.

 

Вопреки ожиданиям фирмы новая машина не показала решающих преимуществ перед серийными Medium Mk.II. При сопоставимых характеристиках проходимости и практически одинаковой боевой массе Vickers Medium C отличался в лучшую сторону только чуть более мощным вооружением. По данным фирмы максимальная скорость танка составляла 48 км/ч, хотя более верным стоит считать показатель 28-30 км/ч (минимальная – 1,93 км/ч). Расход горючего составлял 145 литров на 100 км пути по хорошей дороге, так что предельный запас хода составлял не более 220 км. Главный недостаток заключался в том, что бронирование было таким же неубедительным, что и на машинах Vickers Medium Mk.I-Mk.II и вряд ли выдержало бы обстрел из крупнокалиберного пулемета. При таких условиях британская армия отказалась принимать на вооружение этот танк. (Рис.5)

 

Рис.5 - Vickers Medium С на испытаниях. Обычно пишут, что это вариант Vickers Medium D на испытаниях в Ирландии.

 

А вот у зарубежных заказчиков Vickers Medium C вызвал определённый интерес. Машиной очень заинтересовались японцы, которые как раз в это же время подыскивали за рубежом подходящий образец танка среднего класса. Британский танк прибыл в Японию в 1927 году и прошел усиленные испытания. (Рис.6)

 

Рис.6 - Vickers Medium C с японскими опознавательными знаками.

 

На основе полученных данных был сделан вывод, что в имеющемся виде Vickers Medium C принимать на вооружение не имеет смысла. Танк подвергли существенной модернизации: доработали носовую часть корпуса, ходовую часть и башню. Соответственно, заметно усилили бронезащиту. В модернизированном виде танк получил обозначение Тип 89 (Рис.7) и серийно выпускался с 1931 года.

 

Рис.7 – Японский танк по типу Vickers Medium C, 1929г.

 

В 1927 году, фирма Vickers выпустила незначительно модернизированную модификацию Vickers Medium D. Вероятно, главным ее отличием стал мотор Sunbeam Amazon II, форсированный до 170 лошадиных сил. Впрочем, пишут, что на максимальной скорости это не отразилось, поскольку «имелся лимит по ходовой части». Правда, прибавляют, что «сама по себе машина стала более проворной». Еще одним отличием стала несколько переделанная башня. Помимо изменения лобовой детали башни (лобовая часть стала плоской), появилась командирская башенка с двухстворчатым люком. (Рис.8)

 

Рис.8 – Vickers Medium D. На фото хорошо просматривается характерная деталь Vickers Medium D – командирская башенка на башне танка.

 

     Единственный образец танка был предназначен для Ирландии, причем для наблюдения за его сборкой на заводе в Шеффилде был командирован лейтенант ирландской армии Коллинз-Пауэлл (он и станет командиром этого танка, позже получит генеральское звание и возглавит штаб ирландских сил самообороны). Танк прибыл к заказчику в марте 1929г. и после непродолжительного испытательного цикла поступил на вооружение в Armoured Car Corps. (Рис.9)

 

Рис.9 - Vickers Medium D в Ирландии.

 

Хотя Vickers Medium D оказался самым современным ирландским танком, по большей части, его использовали в учебных целях в Куррахе (Curragh) и отправили в резерв в 1940г. Орудие этой машины до 1980-х годов прослужило на оборонительной линии (- от англичан). Пушка сохранилась до наших дней и экспонируется в учебном центре Сил обороны Ирландии в Куррахе (графство Килдэр).

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru