Vickers Light Tank 1921

 

 

Вариант «самка»

Вариант «самец»

Vickers Light Tank 1921

Британия

Легкий по массе пехотный танк

масса

«самка»

«самец»

 

8,7 т

10 т

вооружение

«самка»

«самец»

 

3 пулемета

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3/2 чел.

мощность силовой установки

80/86 л.с.

проект

1920-1921гг., Vickers Ltd. (Metropolitan Carriage Wagon and Finance Company)

выпускался

1921-1922гг., Vickers Ltd. (Metropolitan Carriage Wagon and Finance Company)

2 шт. опытные

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1919-1929гг.

Инерционное развитие

 

 

     В 1920г. армия озвучила четкое желание иметь легкий танк, обладавший проходимостью Mk.V и маневренностью Mk.A. За эту тему ухватились на Vickers Ltd. В годы Первой мировой войны известная оружейная компания Vickers не фигурирует среди поставщиков танковой техники, но в 1919г. Vickers Ltd. приобретает компанию Metropolitan Railway Carriage, занимавшуюся производством железнодорожной техники и танков Mark V, переименовывая её в Metropolitan Carriage Wagon and Finance Company. Итак, в 1920г. на Vickers немедленно принялись за дело разработки нового легкого танка. Курировал работы главный конструктор Vickers сэр Джордж Томас Бакхем, главный конструктор Vickers, новые разработки оформлялись на Бакхема, а также на сэра Артура Тревора Доусона, который являлся управляющим директором компании с 1906 года. (Рис.1)

 

Рис.1 – Руководящий состав Vickers, Sheffield. Слеванаправо: Sir George Thomas Buckham (1863-1928гг.), Sam Robinson and Colonel E.A.P. Hobday.

Силуэты, вырезанные из бумаги, 1923г. National Portrait Gallery, London.

 

     Было заказано три машины, кои надлежало построить на площадке Vickers Works в Эрит (Erith) на юго-востоке Лондона.

Разумеется, создавать новый танк решили, оттолкнувшись от хорошо освоенной конструкции ромбов. По большому счету, новый танк представлял собой уменьшенный вариант Mk.V (- точнее, Mk B), рассчитанный под более высокие динамические качества и установку башни с круговым вращением. (Рис.2)

 

Рис.2 - Mk B.

 

Недостатки последних ромбов семейства Mk V были хорошо известны на Metropolitan Carriage Wagon and Finance Company, поэтому решили, сохранив ромбовидную форму конструкции, построить более совершенную и легкую машину. Так в 1920г. начался проект легкого танка поддержки пехоты - Vickers Light Tank D, или Vickers Infantry Tank. (Рис.3)

 

Рис.3 - Vickers Light Tank.

 

Масса новой машины 8750 кг. Габариты: длина – 3630 мм (указывают также 2134 мм), ширина 1890 мм, высота – 1900 мм. Бронирование танка составляло 12,7 мм по вертикальным бронелистам корпуса. Бронирование крыши, днища – 4 мм.

Корпус танка проектировался с учетом полученного боевого опыта. Носовая часть собиралась из нескольких бронелистов, а её верхняя секция приобрела более плавные очертания. В силу особенности конструкции ромбовидных танков борта корпуса выполнялись строго вертикально и одновременно являлись задней стенкой, на которой крепились элементы ходовой части. Высадка-посадка экипажа производилась через две прямоугольные двери в бортах, а для сброса собиравшейся на гусеничных траках грязи были сделаны по три выреза по каждому борту с загнутыми внутрь пластинами.

На крыше надстройки устанавливалась полусферическая башня, оснащенная командирским куполом с верхним двухстворчатым люком и шестью смотровыми щелями. Диаметр башни составил 67 дюймов (170 см) и почти равнялся ширине надстройки корпуса.

Боевое отделение компоновалось наподобие танков Medium В и Medium С, но с некоторыми особенностями. Например, выполненная невысокая надстройка в передней части получила форму полукруга, в то время как задняя плавно переходила в кормовой наклонный бронелист. Для обеспечения обзора водителю в передней секции сделали пять смотровых с бронестеклами. Боевое отделение было изолировано от МТО. Верхний кормовой бронелист (в котором были сделаны вырезы под вентилятор, выхлопные трубы и технологические люки доступа к силовой установке) имел наклон порядка 40°. Нижний бронелист, где имелось два прямоугольных выреза под вентиляционные решетки с бронированными жалюзи, устанавливался вертикально.

В кормовой части корпуса размещался бензиновый двигатель мощностью 80 или 86 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения. В отношении марки двигателя в литературе разночтения, приводятся: и 6-цилиндровый мотор Wolseley, и Meadows 6-cylinder gasoline engine. Все едины, что на танке устанавливалась гидравлическая трансмиссия типа Williams-Jenney – 4 скорости вперед, 1 назад.

По одним данным, ходовая часть, применительно на один борт, состояла из пяти двухкатковых тележек, заднего ведущего колеса, переднего направляющего колеса и четырех поддерживающих колес. Подвеска тележек с опорными катками, якобы, имела пружинное подрессоривание. Из других источников следует, что конструкция ходовой не сильно отличалась от характерной жесткой ходовой части британских ромбов. Разное сообщают и о гусеницах. В одном случае указывают - крупнозвенчатая гусеница состояла из 57 стальных литых траков без грунтозацепов, конструкция которых заимствовалась от танка Medium Mark B. В других - мол, башмаки на траках были деревянными!

Как и в годы войны, прорабатывалось два варианта танка – самец и самка.

Самка проектировалась с тремя пулеметами Hotchkiss в башне. Оригинально был решен вопрос размещения вооружения. Согласно новой тенденции, было решено, что наиболее оптимальным вариантом будет разнесенное расположение пулеметов: два передних и один задний Hotchkiss монтировались в отдельных шаровых установках, что теоретически позволяло с большей эффективностью поражать сразу несколько целей. Боезапас составлял 6000 патронов. Часто встречается, что экипаж танка состоял из пяти человек: командир, водитель и три пулеметчика, но, скорее, это ошибочные сведения. Водителя оставляем, а в башне могло поместится не более двух человек, что отчасти подтверждается фотодокументами.

     Оконченный постройкой в декабре 1921г. прототип самки получил название Vickers Light Tank No.1 или Vickers Tank No.1. Новая машина получила бортовой номер 6. (Рис.4).

 

 

Рис.4 - Vickers Light Tank No.1, 1921г.

 

     Танк направили на испытания в исследовательский центр, который из Доллис Хилл перенесли на базу 2-го батальона Танкового Корпуса в районе Фарнборо – в 1928г. переименован в Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE). Машина оказалась сыроватой – не слишком подходил двигатель, не стабильно вела себя гидравлическая трансмиссия Williams-Jenney. (Рис.5)

 

Рис.5 – На испытаниях в Фарнборо, начало 1922 года.

 

     В начале 1922 года машина отправилась на доработку, получив 80-сильный двигатель 80hp Lanchester 40, Six Cylinder, Water-cooled, petrol engine

     В июле 1922 года началась работа над пушечным вариантом танка, который получил обозначение Vickers Tank No.2. Машина практически не отличалась от Vickers Tank No.1, кроме вооружения. В башне разместили 3-фунтовую (47-мм) пушку. (Рис.6)

 

Рис.6 – Орудие Ordnance QF 3-pounder (47 mm).

 

     Приводят, что орудие обеспечивало пробитие 47 мм на 100 м (0°), при этом обеспечивалось заметное заброневое воздействие, поскольку унитарные бронебойные снаряды APHE содержали 1,65 кг тротилового эквивалента. Скорострельность орудия - 20 выстрелов в минуту. Помимо бронебойных снарядов к пушке имелись и гранаты, но в боекомплект танка включили только бронебойные выстрелы (50 шт.), поскольку, по мнению британских военных, пушечный танк должен был бороться преимущественно с бронированными целями. У самца сохранялся только зенитный пулемет винтовочного калибра в задней части башни. В некоторых источниках сообщают, что экипаж танка в пушечном вариант состоял всего из двух чел.: командир-наводчик и водитель. Возможно, эта машина получила мотор Meadows 6-cylinder gasoline engine. Масса машины, как будто, подросла почти до 10 тонн. (Рис.7)

 

Рис.7 – Компоновка Vickers Tank No.2.

 

     Второй прототип был готов через пять с половиной месяцев (в некоторых источниках указывают июль 1922г.). (Рис.8)

 

    

Рис.8 - Vickers Light Tank No.2.

 

     Vickers Light Tank No.2 также отправили в Фарнборо, машина проходила испытания до лета 1923г. (Рис.9)

 

Рис.9 - Vickers Light Tank No.2 на испытаниях.

 

На испытаниях танки показали максимальную скорость до 24 км/ч при движении по дороге с твердым покрытием, что сделало их самыми быстрыми из всех ромбов. Запас хода составлял 120 км – очень недурно по сравнению с предыдущими ромбами. По части проходимости вопросов тоже почти не возникало – Vickers Light Tank переходил траншеи шириной до 3 метров и мог преодолеть вертикальную стенку высотой более 1 метра. Однако специалисты фирмы Vickers так и не смогли обеспечить нормальную работу силовой установки и трансмиссии – фиксировался постоянный перегрев. На прототипах периодически выходили из строя различные агрегаты, что не лучшим образом сказывалось на результатах испытаний.

В 1923г. интерес к ромбовидным легким танкам Vickers сошел на нет. Конструкторы фирмы Vickers разработали принципиально иное гусеничное шасси для транспортера 18-pdr Transporter, которое военные присмотрели для создания танка нового поколения.

Встречаются сведения, что в 1927г. или 1928г. танкам Vickers Light Tank No.1 и Vickers Light Tank No.2 присвоили номера MWEE (Mechanical Warfare Experimental Establishment), соответственно, номера MWEE 7 и MWEE 15. Однако вскоре, вероятно, не позже 1928г. машины разобрали. По другим данным, машины утилизировали в конце 1922г.

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru