Medium Tank Mark D**

 

 

Medium Tank Mark D**

Британия

Средний танк

масса

15 т

вооружение

3 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

370 л.с.

проект

1920г., Vickers Ltd. Wolseley

выпускался

1920г., Vickers Ltd. Wolseley

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1919-1929гг.

Наследие Великой войны

 

 

     В самом конце 1919г. был построен перспективный танк Medium Tank Mark D. (Рис.1)

 

Рис.1 - Medium Tank Mark D.

 

     На этот тип возлагались большие надежды в декабре 1918г. запрос на эти танки составлял 500 штук. В связи с окончанием войны и реорганизацией Танкового корпуса с марта-апреля 1919г. дальнейшие работы по теме Mk D были приторможены. В июле 1919-го был подтвержден заказ на 75 штук танков Mk D, а в декабре 1919г. речь шла уже о 20 единицах, но фактически заказали 11 прототипов.

В 1920г. на испытания были предъявлены еще 4 машины типа Mk D – две от John Fowler & Co. Leeds и две от Vickers Ltd. Wolseley (дочерняя компания Vickers Ltd.). Основные тактико-технические характеристики этих машин выглядели следующим образом: масса – 13,5 т; длина – 9144 мм; ширина – 2145 мм; вооружение – 3 7,7-мм пулемета Hotchkiss в надстройке; бронирование – лоб, борт корпуса, корма, надстройка 10мм, крыша, днище 8мм; двигатель - Armstrong-Siddley “Puma”, карбюраторный, мощностью 240 л.с.; ходовая часть - (на один борт) 28 опорных и натяжных катков, 5 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница; скорость – 37 км/ч; запас хода – 150 км; преодоление препятствий – высота стенки 1 м, ширина рва 3 м, плавающий.

Фирма Vickers Ltd. Wolseley строила еще 2 машины этого типа, но в самом конце 1919г. на одном из строившихся танков расширили корпус с 2 м 26 см (7' 5") (- по другой версии, стандартная ширина Mk D составляла 2145 мм) до 2 м 56 см (8' 5"), поскольку эксперты Адмиралтейства пришли к выводу, что габариты Mk D не позволят на плаву обеспечивать удовлетворительную остойчивость. Так появился танк Mk D*. Другим отличием Mk D* являлся расширенный шаг треков с 7.5" (19 см) to 10" (25.4 см). (Рис.2)

 

Рис.2 - Mk D*.

 

Масса машины увеличилась до 14,5 тонн. На танке опробовали 4-х ступенчатую коробку передач. Максимальная скорость машины составляла 24 миль/ч.

Несмотря на то, что изменения машины проводились в целях улучшения амфибийных свойств танка, все же посчитали выполненные изменения недостаточными. Тогда корпус еще одного Mk D (от Vickers) расширили до 2 м 70 см (8' 10") и удлинили с 30' (9 м 14,4 см) до 31' 10" (9 м 70 см), были устроены внутренние переборки, при этом вернулись к шагу трека обычного Mk D - 7.5 дюйма. Этот танк получил 370-ти сильный двигатель Rolls Royce Eagle.  Планетарная коробка передач была заменена на кулачковый привод сцепления. Танк был закончен постройкой в 1920г. и получил обозначение Mk D**. Машина имела массу 15 т и могла развивать скорость до 31 миль/ч. Видимо, именно на этой машине проходили серьезные тестовые испытания на преодоление водных преград. (Рис.3)

 

 

Рис.3 – Испытания Mk D** на воде в Крайстчёрч, 1920г.

 

     На воде танк показал скорость до 5 км/ч, но запас его плавучести оказался ничтожным. Даже при небольшом волнении преодоление водных препятствий на этой машине становилось опасным занятием, а для входа и выхода танка из воды требовалось пологое и твердое дно. (Рис.4)

 

Рис.4 – Вход и выход Mk D** из воды.

 

Понятно, что удовлетворить все эти требования в боевой обстановке было невозможно.

В целом, эксплуатационные трудности оказались намного выше предполагаемых. Танк оказался слишком сложным, как в обслуживании, так и в изготовлении. Особенно много проблем доставляла ходовая часть. Но в 1921г. были предприняты дополнительные попытки довести Mk D** «до ума». С одной стороны, провели модернизацию опытной машины – танк Mk D** был оснащен экспериментальной гидравлической трансмиссией Williams-Janney. С другой стороны, главный разработчик по теме Mk D подполковник Ф. Джонсон (Lt.Col. Phillip Johnson, WWI закончил в должности командира Центральных мастерских Танкового корпуса (Central Tank Workshops), после войны возглавил the Department of Tank Design and Experiment) решил построить на основе Mk D** новый танк - Medium DM или D (Modified).

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru